г. Челябинск |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А07-2534/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 по делу N А07-2534/2015 (судья Айбасов Р.М.).
Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович (далее - ИП Нурисламов Д.И., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам, заинтересованное лицо) и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением, содержащим следующие требования:
- признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выраженный в письме N 32105 от 27.01.2015,
- обязать Администрацию г.Уфы в течение четырнадцати дней после вступления решения в законную силу утвердить и выдать ИП Нурисламову Д.И. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу г. Уфа, вдоль автодороги "Уфа-Охлебинино", в кадастровом квартале 02:55:040622, площадью 63 647 кв.м., на кадастровом плане территории (л.д.6-10).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.05.2015 (резолютивная часть объявлена 13.05.2015) требования Предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления по земельным ресурсам в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме N 32105 от 27.01.2015 и обязал Администрации городского округа г. Уфа утвердить и выдать ИП Нурисламову схему расположения земельного участка, площадью 63647 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, вдоль автодороги "Уфа-Охлебино" в кадастровом квартале 02:55:040610, с указанием приведенных заявителем координат поворотных точек границ земельного участка (т.1 л.д. 56-63).
В апелляционной жалобе Управление по земельным ресурсам просит решение отменить, в удовлетворении требований Предпринимателя отказать, приводит следующие доводы.
В соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденными решением Совета городского округа от 28.08.2008 N 7/4 образуемый земельный участок, в границах, предоставленных на согласование расположен в двух территориальных зонах: коммерческо-производственной зоне КП-1 и зоне специального назначения СП-2. Кроме того, земельный участок, схему которого заявитель просит ему утвердить и выдать планируется использовать с целью строительства автомобильной дороги.
Полагает, что с учетом изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имелось. Просит отменить принятый судом первой инстанции судебный акт, в удовлетворении требований заявителя отказать
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, 24.12.2014 ИП Нурисламов Дмитрий Илдарович обратился в Управление по земельным ресурсам с заявлением, в котором просил предоставить в аренду в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации сроком на 10 лет земельный участок для организации площадки открытого складирования сыпучих материалов площадью 63647 кв.м., месторасположением: Республика Башкортостан, Октябрьский район городского округа г. Уфа, вдоль дороги "Уфа-Охлебинино" в кадастровом квартале 02:55:040622 в границах: с указанием координат поворотных точек земельного участка (т.1 л.д.12).
Письмом от 27.01.2015 N 32105 Управление по земельным ресурсам сообщило, что сообщило, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22.08.2008 образуемый земельный участок в границах, представленных на согласование, расположен в двух территориальных зонах: коммерческо-производственной зоне КП-1 и зоне специального назначения СП-2. В связи с этим представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории отклоняется от согласования и утверждения. Возможность предоставления земельного участка будет рассмотрена после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства (т.1 л.д.14).
Расценив данное письмо в качестве отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования Предпринимателя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств невозможности предоставления испрашиваемого участка заявителю по основаниям, установленным нормами действующего земельного законодательства и, соответственно, отсутствия у ответчика оснований для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно представленной заявителем ведомости координат поворотных точек границ земельного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Вместе с тем, в соответствии со специальным правилом, предусмотренным частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Анализ содержания заявления ИП Нурисламова от 24.12.2014 позволяет придти к выводу о том, что Предпринимателем соблюдены требования, поименованные в пунктах 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ. В частности, указано испрашиваемое право - аренда, а также цель использования земли - для организации площадки открытого складирования сыпучих материалов. При данных обстоятельствах, у Управления по земельным ресурсам возникла обязанность согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление Предпринимателя и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путём направления заявителю мотивированного сообщения.
В данном случае орган местного самоуправления отказал в предоставлении земельного участка со ссылкой на нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа.
Согласно п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком доказательств того, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок, границы которого ограничены координатами поворотных точек, указанных в заявлении, действительно расположен в различных территориальных зонах, не представлено. Представленные заинтересованными лицами в материалы дела выполненный на цветном принтере документ под названием "выкопировка с карты" не позволяет установить с какой карты произведена такая выкопировка.
Возможное наличие у данного документа статуса выкопировки из карты градостроительного зонирования городского округа г. Уфа так же не дает оснований для вывода о доказанности обстоятельств расположения испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах, поскольку определить местонахождение испрашиваемого участка на зафиксированной в выкопировке территории не представляется возможным, в силу отсутствия чертежа с указанием месторасположения участка относительно территориальных зон.
Кроме того, из названного документа так же не представляется возможным определить сами территориальные зоны и их границы. Цветовая гамма документа свидетельствует о наличии как минимум шести цветов, тогда как на документе присутствуют только четыре обозначения, которые предположительно означают наименование территориальных зон.
При названных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта расположения испрашиваемого участка в различных территориальных зонах.
Доказательств наличия иных обстоятельств, препятствующих возможности формирования и выдачи схемы расположения земельного участка в предложенном заявителем варианте ответчиком не представлено.
Судебная коллегия отмечает, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории преследует цель определения возможных границ земельного участка с учётом зонирования и условий использования соответствующей территории (генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки), позволяет объективно рассмотреть вопрос о возможности (невозможности) его предоставлении заявителю на указанных в заявлении праве, видах деятельности землепользователя и площади участка.
После утверждения схемы расположения земельного участка не предполагается автоматического предоставления земельного участка в аренду. В таком случае орган местного самоуправления не освобождается от обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого участка обратившемуся лицу (в случае поступления соответствующего заявления), и не утрачивает право в порядке, предусмотренном статьей 29 Земельного кодекса РФ, принять решение об отказе в предоставлении искомого объекта.
Таким образом, отказ в выдаче схемы расположения участка при отсутствии доказательств невозможности его формирования не может быть признан законным и не нарушающим права заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в месячный срок со дня обращения заявителя выдать утверждённую схему расположения земельного участка, возложение на Администрацию в данном случае обязанности утвердить и выдать Предпринимателю поименованный документ (схему) соответствует требованиям арбитражного процессуального законодательства, целям и задачам арбитражного судопроизводства.
Приведённые Управлением по земельным ресурсам в тексте апелляционной жалобы доводы коллегия судей находит несостоятельными.
Довод апеллянта о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в различных территориальных зонах, рассмотрен судом апелляционной инстанции выше.
Отсутствие допустимых и относимых доказательств наличия данного обстоятельства явилось основанием удовлетворения судом первой инстанции заявленных предпринимателем требований.
Довод о том, что земельный участок, за предоставлением которого обратился заявитель, планируется использовать с целью строительства автомобильной дороги, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат запрета в предоставлении в аренду земельных участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
Вместе с тем в материалы дела доказательств того, что испрашиваемая к предоставлению территория зарезервирована для таких нужд, заинтересованными лицами не представлено.
Так же не представлено доказательств наличия иных установленных земельным, градостроительным, водным законодательством препятствий, свидетельствующих о невозможности формирования земельного участка в границах тех поворотных точек, которые указаны заявителем.
Кроме того, как указано выше, после утверждения схемы орган местного самоуправления не освобождается от обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого участка обратившемуся лицу и оценить возможность такого предоставления с учетом норм действующего законодательства.
В силу изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заинтересованное лицо (податель апелляционной жалобы).
Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление по земельным ресурсам, действующее в данном случае как орган местного самоуправления, освобождено от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 по делу N А07-2534/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2534/2015
Истец: Нурисламов Дмитрий Илдарович
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа г. Уфа Республика Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН