Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф06-2286/15 настоящее постановление оставлено без изменения
гор. Самара |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А72-9253/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 21 июля 2015 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2015 года, принятое по делу N А72-9253/2014 (судья Абрашин С.А.)
по иску Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), гор. Ульяновск
к Индивидуальному предпринимателю Таировой Эльвире Наильевне (ОГРНИП 311732802700012, ИНН 730400677003), гор. Ульяновск,
с участием третьих лиц:
- Общества с ограниченной ответственностью "АБС-Мастер",
- Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
о взыскании 624 631 руб. 85 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Администрация города Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ответчику - Индивидуальному предпринимателю Таировой Эльвире Наильевне о взыскании 624 631 руб. 85 коп., в том числе: 558 737 руб. 71 коп. - основной долг за период с 06 июля 2013 года по 31 мая 2014 года и 65 894 руб. 14 коп. пени за период с 12 февраля 2012 года по 27 июня 2014 года.
Определением от 25 августа 2014 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью "АБС-Мастер", Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2015 года суд исковые требования удовлетворил частично. Взыскал с Индивидуального предпринимателя Таировой Эльвиры Наильевны в пользу Администрации города Ульяновска пени в сумме 3 038 руб. 19 коп. Также суд указал, что при неисполнении решения суда следует взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу истца по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25 % годовых, начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. В остальной части иска суд отказал. Взыскал с Индивидуального предпринимателя Таировой Эльвиры Наильевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 75 руб. 91 коп.
Заявитель - Администрации города Ульяновска, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением суда от 24 апреля 2015 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 22 мая 2015 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2015 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 30 июня 2015 года на 09 час. 40 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2015 года рассмотрение дела в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено и назначено на 21 июля 2015 года на 14 час. 05 мин.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 апреля 2008 года Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области приняло распоряжение N 747-р "О предварительном согласовании места размещения и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по 3 пр. Инженерному, юго-восточнее предприятия "Благоустройство Заволжья" по 8 пр. Инженерному, в Заволжском районе гор. Ульяновска".
В соответствии с пунктом 1 данного распоряжения утвержден акт выбора от 03 мая 2007 года земельного участка, площадью 10 010 кв.м, с кадастровым номером 73:24:021104:7, из земель населенных пунктов, расположенный по 3 пр. Инженерному, юго-восточнее предприятия "Благоустройство Заволжья" по 8 пр. Инженерному, 9, в Заволжском районе гор. Ульяновска, для коммерческих гаражей (многоуровневая стоянка).
Согласно пункта 2 распоряжения данный земельный участок подлежал передаче Обществу с ограниченной ответственностью "АБС-Мастер" в аренду до 01 марта 2009 года, для проведения проектно-изыскательных работ на строительство коммерческих гаражей (многоуровневая стоянка).
В материалы дела не представлен договор аренды земельного участка, заключенный между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью "АБС-Мастер" либо сведения о заключении данного договора.
В то же время из материалов дела следует, что 11 апреля 2011 года Мэрией города Ульяновска принято постановление N 1460 о передаче ООО "АБС-Мастер" в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка площадью 10 010 кв.м, кадастровый номер 73:24:021104:7 по адресу: гор. Ульяновск, Заволжский район, 3 проезд Инженерный, юго-восточнее предприятия "Благоустройство Заволжья" по 8 проезду Инженерному, 9, под строительство коммерческих гаражей (многоуровневая стоянка).
06 мая 2011 года между Мэрией города Ульяновска (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "АБС-Мастер" (Арендатор) на основании постановления мэрии города Ульяновска от 11 апреля 2011 года N 1460, заключен договор аренды земельного участка N 24-2-1103, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:021104:7, из земель - земли населенных пунктов, территориальная зона П1, площадью 10 010 кв.м, расположенный по адресу: гор. Ульяновск, Заволжский район, 3 проезд Инженерный, 9, для использования под строительство коммерческих гаражей (многоуровневая стоянка), в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1).
По акту приёма-передачи от 06 мая 2011 года Арендодатель передал Арендатору земельный участок, находящийся по адресу: гор. Ульяновск, Заволжский район, 2 проезд Инженерный, 9.
11 января 2012 года между Обществом с ограниченной ответственностью "АБС-Мастер" (Сторона 1) и Индивидуальным предпринимателем Таировой Эльвирой Наилевной (Сторона 2) заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 06 мая 2011 года N 24-2-2013, согласно которого Сторона 1 передает Стороне 2 все свои права и обязанности как Арендатора по договору аренды земельного участка от 06 мая 2011 года N 24-2-2013 под строительство коммерческих гаражей (многоуровневая стоянка), расположенного по адресу: гор. Ульяновск, Заволжский район, 3 проезд Инженерный, юго-восточнее предприятия "Благоустройство Заволжья" по 8 проезду Инженерному, 9, площадью 10 010 кв.м, кадастровый номер 73:24:021104:7.
По акту приёма-передачи Сторона 1 передала Стороне 2 земельный участок, находящийся по адресу: гор. Ульяновск, Заволжский район, 2 проезд Инженерный, 9.
17 сентября 2013 года Администрация гор. Ульяновска выдала Таировой Э.Н. разрешение на строительство N RU73304000-279, согласно которого разрешено строительство объекта капитального строительства многоуровневой стоянки по 3 пр-ду Инженерному, юго-восточнее предприятия "Благоустройство Заволжья" по 8 пр-ду Инженерному, 9 в Заволжском районе гор. Ульяновска многоуровневой стоянки (N 4 по генплану), общей площадью объекта капитального строительства - 1 274,0 кв.м.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 4.1 договора, срок аренды участка устанавливается с 11 апреля 2011 года до 11 марта 2012 года.
Соглашением N 155 от 31 марта 2014 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06 мая 2011 года N 24-2-1103, стороны договорились о следующем:
"Внести изменения в пункт 4.1 договора аренды земельного участка от 06 мая 2011 года N 24-2-1103, расположенного по адресу: гор. Ульяновск, Заволжский район, 3 пр-д Инженерный, юго-восточнее предприятия "Благоустройство Заволжья" по 8 пр-ду Инженерному с кадастровым номером 73:24:021104:7, в части продления срока аренды до 20 декабря 2014 года по соглашения сторон".
Истец указывает, что в нарушение норм права, регулирующих арендные отношения, и условий договора аренды земельного участка N 24-2-1103 от 11 апреля 2011 года ответчиком не выполнены обязательства в части полного и своевременного внесения арендной платы за пользование имуществом, в связи с чем за ним образовалась задолженность.
Истец просит суд на основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за землю за период с 06 июля 2013 года по 31 мая 2014 года в сумме 558 737 руб. 71 коп. и пени за период с 12 февраля 2012 года по 27 июня 2014 года в сумме 65 894 руб. 14 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт того, что ответчик в спорный период допускал просрочку оплаты ежемесячного платежа.
Обжалуя решение, Администрация указала, что суд первой инстанции необоснованно отказал в применении восьмикратной и двухкратной ставки арендной платы за земельный участок при расчете арендной платы.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1. договора размер арендной платы за земельный участок определяется от кадастровой стоимости земельных участков в процентом отношении, установленном в Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2007 года N 510.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в 2013 году истец производит расчет арендной платы на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2007 года N 510 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Согласно пункту 3.2 договора арендная плата вносится Арендатором ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным, за декабрь - до 25 декабря текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет Арендодателя.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Расчет задолженности представлен истцом, из которого следует, что истец производит начисление арендной платы ответчику с 11 января 2012 года (дата заключения договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды) по 31 мая 2014 года. При этом, из данного расчета задолженности усматривается, что истцом в указанный период начислены арендные платежи в следующих размерах:
- 13 634 руб. 58 коп. за июль 2013 года;
- 13 634 руб. 58 коп. за августа 2013 года;
- 13 634 руб. 58 коп. за сентябрь 2013 года;
- 16 256 руб. 62 коп. за октябрь 2013 года;
- 16 256 руб. 62 коп. за ноябрь 2013 года;
- 16 256 руб. 62 коп. за декабрь 2013 года;
- 16 256 руб. 62 коп. за января 2014 года;
- 16 256 руб. 62 коп. за февраль 2014 года;
- 15 775 руб. 74 коп. за март 2014 года;
- 15 775 руб. 74 коп. за апрель 2014 года;
- 15 775 руб. 74 коп. за май 2014 года.
Из представленных пояснений и расчета истца следует, что сумма задолженности определена в связи с исчислением истцом размера ежемесячной арендной платы в двукратном размере (за период с 11 марта 2013 года по 10 июля 2013 года) и в восьмикратном размере (за период с 11 июля 2013 года по 16 сентября 2013 года). Указанный порядок расчетов применен истцом в соответствии с пунктом 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2007 года N 510, согласно которому при превышении нормативных сроков продолжительности строительства (за исключением жилищного строительства), предусмотренных разрешением на строительство либо договором аренды земельного участка, арендная плата за использование таких земельных участков до момента государственной регистрации прав на здания, строения и сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним устанавливается: первый год превышения сроков - в размере, установленном в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендное платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; последующие годы
- в двукратном размере, установленном в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 29 июля 2009 года N 298-П);
- в восьмикратном размере, установленном в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 05 июля 2013 года N 282-П).
Отменяя судебный акт, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из системного толкования статьи 76 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации будет обладать приоритетом в случае, если он принят вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому в случае выявления коллизии равнозначных по юридической силе подзаконных актов, приоритет должен быть отдан федеральному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 2.1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2007 года N 510 ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается от ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования земель согласно таблице, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2 - 2.5 настоящего Порядка.
При этом поправочный коэффициент для прочих земельных участков составляет 1,3.
В соответствии с п. 2.3 Решения Ульяновской городской Думы от 13 июля 2005 года N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Согласно п. 2.3 Порядка ежегодная арендная плата за использование земельных участков, предоставленных для проведения изыскательских работ и для строительства объектов недвижимости (за исключением малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных жилых домой и общежитий), устанавливается в размере 50 % от арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка, если иное не установлено земельным законодательством.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области изменена кадастровая стоимость спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:7 стала составлять 12 604 592 руб.
Таким образом, ежемесячный размер арендной платы должен быть рассчитан следующим образом:
12 604 592 руб. х 1,5 % х 1,3 х 50 % / 12 = 10 241 руб. 23 коп.
В соответствии с п. 2.3 Порядка (в редакции от 05 июля 2013 года) при превышении нормативных сроков продолжительности строительства (за исключением жилищного строительства), предусмотренных разрешением на строительство либо договором аренды земельного участка, арендная плата за использование таких земельных участков до момента ввода в эксплуатацию построенного объекта недвижимости устанавливается в восьмикратном размере арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка.
Из материалов дела усматривается, что 17 сентября 2013 года Индивидуальному предпринимателю Таировой Эльвире Наильевне выдано разрешение на строительство N RU 73304000-279.
Пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу частей 1, 2, 19, 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что действие разрешения на строительство прекращается, в том числе при расторжении договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство - это основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Инструкцией о порядке заполнения форм разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 19 октября 2006 года N 120 установлено, что в строке "Срок действия настоящего разрешения - до" указывается нормативный срок продолжительности строительства.
Нормативный срок строительства определяется проектной организацией на основании норм продолжительности строительства, которые являются максимально допустимыми значениями времени (пункт 1 приложения к СНиП 1.04.03-85* "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений. Часть II", утв. Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17 апреля 1985 года N 51/90).
Таким образом, разрешение на строительство объекта является документом, устанавливающим право на строительство объекта недвижимости. Осуществлять строительство объекта возможно после получения разрешения на строительство. Срок действия разрешения на строительство соответствует нормативному сроку строительства. Вместе с тем разрешение на строительство нормативный срок строительства не определяет. Данный срок устанавливается проектной организацией на основании норм продолжительности строительства.
Срок действия разрешения на строительство до 20 декабря 2014 года.
Доказательств, свидетельствующих о том, что нормативный срок продолжительности строительства не соответствует сроку, на который выдано Разрешение на строительство, истцом в материалы дела не представлено.
Более того, 31 марта 2014 года сторонами заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды до 20 декабря 2014 года.
При изложенных обстоятельствах, оснований для исчисления размера арендной платы за период с 11 марта 2013 года по 10 июля 2013 года исходя из ее двукратного размера и за период с 11 июля 2013 года по 16 сентября 2013 года исходя из ее восьмикратного размера, не имеется.
Из представленных ответчиком платежных документов (чеков-ордеров Сбербанка России) следует, что за аренду земельного участка в спорный период ответчик ежемесячно оплачивал арендную плату:
- за период аренды с января 2012 года по февраль 2014 года в размере 16 256 руб. 62 коп.;
- за период аренды с марта 2014 года по май 2014 года в размере 15 755 руб. 74 коп.
Кроме того по чекам-ордерам от 14 июня 2013 года и от 14 августа 2013 года ответчик перечислил истцу, соответственно, 200 000 руб. и 180 000 руб.
Таким образом, за аренду земельного участка в период с января 2012 года по май 2014 года ответчик перечислил истцу арендную плату в общей сумме 849 939 руб. 34 коп.
Однако, исходя из размера ежемесячного платежа 10 241 руб. 23 коп., ответчик за период с 06 июля 2013 года по 31 мая 2014 года должен оплатить арендную плату в общей сумме 111 001 руб. 72 коп.
В соответствии со статьями 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что у ответчика отсутствует задолженность по арендной плате за спорный период.
Также истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку исполнения обязательств по оплате арендной платы в сумме 65 894 руб. 14 коп. за период с 12 февраля 2012 года по 27 июня 2014 года.
В силу пункта 3.2 договора, арендная плата вносится Арендатором ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным, за декабрь - до 25 декабря текущего месяца.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Основанием для применения неустойки (пени) является факт неправомерного поведения стороны в обязательстве.
Положениями пункта 5.2 договора аренды земельного участка установлена ответственность арендатора за просрочку внесения арендной платы в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Как следует из представленного истцом расчета задолженности, ответчик в спорный период допускал просрочку оплаты ежемесячного платежа.
Ответчик не отрицает, что с его стороны имела место просрочка оплаты аренды по нескольким месяцам аренды.
Однако, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу, поскольку у ответчика имеется существенная переплата, оснований для взыскания неустойки не имеется.
В удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 марта 2015 года, принятое по делу N А72-9253/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Администрации города Ульяновска отказать.
Апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9253/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф06-2286/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Ульяновска
Ответчик: ИП Таирова Э. Н., Таирова Эльвира Наильевна
Третье лицо: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО "АБС-Мастер"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2017 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9253/14
27.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2286/15
24.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5804/15
16.03.2015 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9253/14