город Москва |
|
24 июля 2015 г. |
дело N А40-42471/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росалкогольрегулирование
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2015 по делу N А40-42471/15 принятое судьей Папелишвили Г.Н. (шифр судьи: 144-317)
по заявлению ООО УК "Эталон" (ОГРН 1145749006567, 303858. Орловская область, г. Ливны, ул. Гайдара, д. 2-г)
к Росалкогольрегулированию (125993, Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 4)
о признании недействительным и отмене решения об отказе в выдаче лицензии
при участии:
от заявителя: |
Грудев В.В. по доверенности от 07.07.2015; |
от заинтересованного лица: |
Антоненко А.В. по доверенности от 23.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО УК "Эталон" с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22.01.2015 N 0024-п об отказе в выдаче лицензии и обязании провести внеплановую выездную проверку на соответствие деятельности ООО "УК "Эталон" лицензионным требованиям и условиям.
Решением суда от 07.05.2015 признано незаконным и отменено полностью решение Росалкогольрегулирования от 22.01.2015 N 0024-п об отказе в выдаче лицензии. Суд обязал Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка оказать ООО "УК "Этанол" государственную услугу по выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством, хранением и поставкой произведенных спиртных напитков в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу. При этом суд исходил из отсутствия в рассматриваемом случае у Росалкогольрегулирования правовых оснований для отказа ООО "УК "Этанол" в выдаче лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
С решением суда не согласился ответчик - Росалкогольрегулирование и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд счел установленными.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, 12.11.2014 ООО "УК "Этанол" было подано заявление в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка на получение лицензии на производство, хранение и поставки спиртных напитков (исх.N 48 от 11.11.2014 -л.д.8-11).
В ходе документарной проверки заявления и приложенных к нему документов Росалкогольрегулированием было вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги N 22337/01-01 от 19.11.2014.
ООО "УК "Этанол" устранены замечания, указанные в решении об отказе в предоставлении государственной услуги, подано заявление с приложением необходимых документов (исх. N 55 от 28.11.2014 - л.д.14-15)
08.12.2014 г. Росалкогольрегулированием вынесено решение N 23554/01-01 об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с предоставлением документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги N 23554/01-01 от 08.12.2014 г., явилось, в том числе, отсутствие сведений о постановке на налоговый учет обособленных подразделений ООО "УК "Этанол", в которых планируется осуществлять производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции: Орловская область, г. Ливны. ул. Гражданская, д.22К, Орловская область, г. Ливны, ул. Гражданская, д. 22Д, Орловская область, г. Ливны, ул. Гражданская, д. 22Ж.
22.12.2014 г. ООО "УК "Этанол" в МРИ ФНС России N 3 по Орловской области было предоставлено сообщение о создании обособленных подразделений, на основании которого были поставлены на налоговый учет обособленные подразделения ООО "Управляющая компания "Этанол": Ликеро-водочный цех - КПП 570245001, Склад готовой продукции - КПП 570245002, Склад готовой продукции - КПП 570245003, о чем ООО "УК "Этанол" были получены Уведомления о постановке на учет в налоговом органе обособленных подразделений (л.д.18-20).
ООО "УК "Этанол" были устранены замечания, указанные в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 08.12.2014 г., и 26.12.2014 г. подано заявление от 25.12.2014 г. исх. 64 в Росалкогольрегулирование на получение лицензии на производство, хранение и поставки спиртных напитков с приложением, в том числе, нотариально заверенных копий уведомлений о постановке на учет в налоговом органе обособленных подразделений (лд.71).
22.01.2015 г. заместителем руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка было принято решение N 0024-п об отказе в выдаче лицензии в связи с выявлением недостоверной, искаженной или неполной информации, а именно, отсутствием сведений о постановке на налоговый учет обособленных подразделений ООО "УК "Этанол", полученных лицензирующим органом по системе электронного взаимодействия с ФНС России.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрена выдача лицензий на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции.
В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган в том числе следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет.
Согласно п.20 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
При проведении экспертизы документов лицензирующим органом выявлено их несоответствие требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Административного регламента, а именно отсутствие сведений о постановке на налоговый учет в налоговом органе обособленных подразделений по месту их нахождения в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Вместе с тем из материалов дела следует, что заявителем в Росалкогольрегулирование с заявлением N 64 от 25.12.2014 о выдаче лицензии были приложены копии уведомлений N 101234744 от 22.12.2014, N 101234745 от 22.12.2014, N 101234746 от 22.12.2014 о постановке на учет соответствующих обособленных подразделений ООО "УК "Эталон" на которых имеются печать и подпись должностного лица МИФНС N 3 по Орловской области.
Однако лицензирующий орган посчитал, что представленные документы, не заверены в установленном порядке, в связи с чем были сделаны запросы в ФНС России.
Согласно ответам ФНС России от 29.12.2014 на запросы, направленные по системе электронного взаимодействия, сведения об обособленных подразделениях организации в налоговом органе отсутствуют (л.д.95-103).
При этом в ответ на обращение ООО "УК "Этанол" в письме ФНС России N 14-4-06/0113@ от 27.02.2015 по вопросу отсутствия сведений о постановке на учет в налоговом органе обособленных подразделений по месту их нахождения в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН) сообщено, что анализ сведений, содержащихся в федеральной базе данных ЕГРН (далее - ФБД ЕГРН) показал, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. сведения о постановке на учет в налоговом органе обособленных подразделений по месту их нахождения в отношении ООО "УК "Этанол" включены в ФБД ЕГРН (л.д.33-35).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения сведения о постановке на учет в налоговом органе обособленных подразделений по месту их нахождения содержались, в том числе в ФБД ЕГРН.
Кроме того, ФНС России указывает, что письмом ФНС России от 11 апреля 2012 г. N ПА-4-6/6091 Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка доводилась информация о целесообразности запрашивать сведения о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения по системе межведомственного электронного взаимодействия только в случае непредставления такой организацией копии документа, выдаваемого по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, подтверждающего постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "УК "Этанол" была представлена достоверная и полная информация относительно сведений об обособленных подразделениях общества и в рассматриваемом случае у Росалкогольрегулирования не имелось правовых оснований для отказа ООО "УК "Этанол" в выдаче лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
В связи с этим оспариваемое решение Росалкогольрегулирования от 22.01.2015 N 0024-п "Об отказе в выдаче лицензии" нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции с учетом положения п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ правомерно обязал Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка оказать ООО "УК "Этанол" государственную услугу по выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством, хранением и поставкой произведенных спиртных напитков в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Доводы заявителя о том, что порядок устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя не должен заключаться в принятия судебного решения об обязании выдать лицензию, порядок выдачи которой определен Федеральным законом не принимаются судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции обязал Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка оказать ООО "УК "Этанол" государственную услугу по выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством, хранением и поставкой произведенных спиртных напитков, что соответствует заявленному предмету требования и не ограничивает право ответчика по рассмотрению заявления о выдаче лицензии в установленном законом порядке.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2015 по делу N А40-42471/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42471/2015
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭТАНОЛ", ООО УК " Эталон"
Ответчик: Росалкогольрегулирование, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка