г. Москва |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А40-145596/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" июля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей В. Я. Голобородько, Е. А. Солоповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лотто Стар" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2015 г. по делу N А40-145596/14, принятое судьей О.Ю. Суставовой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лотто Стар" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве о признании недействительным решения N 20-10/45 от 28.03.2014
при участии в судебном заседании:
от ООО "Лотто Стар" - Хакимова Г. В. по дов. от 10.07.2015 б/н
от ИФНС N 30 по г. Москве - Шишов Д. А. по дов. от 25.11.2014 N702; Назаренко А. А. по дов. от 14.01.2015 N272
УСТАНОВИЛ:
Решением от 23.04.2015 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью "ЛоттоСтар" требования о признании недействительным в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.03.2014 N 20-10/45. Общество с ограниченной ответственностью "ЛоттоСтар" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель ООО "ЛоттоСтар" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ЛоттоСтар".
Как следует из материалов дела, ООО "ЛоттоСтар" (далее - Заявитель, Общество) в проверяемом периоде являлось организатором негосударственных лотерей и на основании пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N138-ФЗ) было обязано ежеквартально осуществлять целевые отчисления от проводимых лотерей для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, а также осуществления благотворительной деятельности, в размере не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. Согласно данным налогового учета, в 2010-2012 годах Общество в составе расходов по налогу на прибыль организаций отразило целевые отчисления от лотерей на общую сумму 198 912 755 рублей в адрес Благотворительного культурного фонда "Белый лебедь", Благотворительного фонда поддержки научно-технического и художественного творчества "Идея", Фонда поддержки и развития технологий общественной безопасности "Концепт", Общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы "Инвалиды войны", Свердловского регионального благотворительного фонда "Гармония жизни", Некоммерческого партнерства "Регламентирование открытых систем нанотехнологической сертификации" и Автономной некоммерческой организации "Международный институт Экосферы". Однако проверкой установлено, что фактически в адрес указанных получателей были перечислены целевые отчисления только на сумму 99 736 400 рублей.
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) установлено, что в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Согласно пункту 1 статьи 265 Кодекса, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Пунктом 1 статьи 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Порядок определения даты осуществления внереализационных и прочих расходов установлен пунктом 8 статьи 272 Кодекса. Подпунктом 19.2 пункта 1 статьи 265 Кодекса предусмотрено, что к внереализационным расходам относятся расходы в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 2 Закона N 138-ФЗ (в подлежащей применению к рассматриваемому периоду редакции, действовавшей до 30.01.2014) установлено, что целевые отчисления от лотереи - это часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьями 11, 13 и 14 данного Закона цели в порядке, установленном указанными статьями. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 138-ФЗ (в указанной редакции), целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности. Пунктом 2 данной статьи установлено, что организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных статьей 10 Закона N 138-ФЗ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Закона N 138-ФЗ, размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 138-ФЗ, выручка от проведения лотереи - это денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов конкретной лотереи.
Пунктом 2 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи. Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 Закона N 138-ФЗ (в указанной редакции) установлено, что направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 данного Закона, признается нецелевым использованием средств.
Из указанных положений нормативных актов в их взаимосвязи следует, что на организатора лотереи возлагается обязанность фактически перечислять получателям целевые отчисления от лотерей. Формирование организатором лотереи кредиторской задолженности по выплате целевых отчислений не может быть признано надлежащим исполнением предусмотренной пунктом 2 статьи 11 Закона N 138-ФЗ обязанности. Этот вывод подтверждается и порядком формирования отчетности организаторов лотерей (Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи, утвержденная Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н; Отчет о всероссийской (региональной) негосударственной лотерее, утвержденный приказом Минфина России от 26.04.2012 N 53н; Годовой отчет о проведении лотереи, утвержденный приказом Минфина РФ от 03.03.2011 N27н). Так, в письме ФНС России от 04.05.2009 N ШТ-22-2/364@ указано, что размер перечисленных целевых средств, в том числе на финансирование конкретных мероприятий, утвержденных условиями проведения лотереи, должен указываться как общее количество денежных средств, перечисленных на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, а также на осуществление благотворительной деятельности (пункт 9). В пункте 17 данного письма ФНС России также определено, что в качестве документов, подтверждающих направление средств на цели проведения лотереи и расходы, связанные с ее проведением, должны быть предоставлены копии платежных поручений (иных документов), заверенные банком, подтверждающие перечисление целевых средств.
В письме Минфина России от 30.08.2010 N 05-03-07/31 указано, что перечисление целевых отчислений от проведения лотерей должно осуществляться по итогам отчетного периода, но не позднее срока представления отчета о проведении лотереи, установленного Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н.
Рассматривая дела о привлечении организаторов лотерей к административной ответственности за нарушение требований статьи 11 Закона N 138-ФЗ, арбитражные суды также исходят из того, что целевые отчисления от лотерей подлежат фактическому перечислению в установленные сроки, а не перечисленные суммы в пределах установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Закона N 138-ФЗ обязательного размера считаются направленными на иные цели, не предусмотренные законодательством о лотереях. При этом суды также отмечают, что целевые отчисления от лотереи не имеют налоговой природы, поэтому отсутствуют основания для распространения на отношения по уплате целевых отчислений положений Кодекса. Следовательно, не перечисленные фактически организатором лотереи суммы не подлежат квалификации как целевые отчисления.
В связи с этим для целей применения положений подпункта 19.2 пункта 1 статьи 265 Кодекса внереализационными расходами по налогу на прибыль организаций могут быть признаны только целевые отчисления от лотереи в размере фактически перечисленных организатором лотереи денежных средств. Данный вывод не противоречит положениям статьи 272 Кодекса, устанавливающим порядок признания внереализационных расходов при методе начисления, так как положения отраслевого законодательства о лотереях в рассматриваемом случае определяют, какие именно затраты организатора лотереи могут быть квалифицированы в качестве целевых отчислений. Таким образом, доводы Заявителя, изложенные в апелляционной жалобе необоснованны и противоречат действующему законодательству. В этой связи отклоняется ссылка Заявителя на положения письма Управления ФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 17-15/ё139245, а также письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/95 согласно которым, по мнению Заявителя, расходы в виде целевых отчислений от лотерей могут быть отнесены на себестоимость при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в том периоде, когда это предусмотрено условиями обязательств Заявителя.
Также отклоняется довод Заявителя о том, что в 2013 году им было выплачено в адрес Благотворительного культурного Фонда "Новые Русские Сезоны" денежные средства, поскольку указанные выплаты произведены в 2013 году, тогда как проверяемым периодом является 2011-2012 годы. Довод Заявителя что указанные выплаты были учтены им в проверяемый период, отклоняется поскольку не подтверждается материалами дела.
Довод Заявителя со ссылкой на упомянутое письмо Минфина России о наличии обстоятельств, исключающих, по его мнению, основания для привлечения к ответственности также отклоняется, поскольку содержание указанного письма не допускает отнесение не себестоимость расходов в виде целевых отчислений от лотерей в том периоде, когда это предусмотрено условиями обязательств Заявителя. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2015 г. по делу N А40-145596/14 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Заявителя - без удовлетворения.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2015 г. по делу N А40- 145596/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145596/2014
Истец: ООО "Лотто Стар", ООО ЛоттоСтар
Ответчик: ИФНС N30 по г. Москве
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы