г. Москва |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А41-11390/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Нифатова И.В., по доверенности от 10.03.2015 N 48-Д,
от третьего лица - Черняева Е.А., по доверенности от 23.12.2014 N 2123,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2015 года по делу N А41-11390/15, принятое судьей Плотниковой Н.В., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительным отказа в регистрации права собственности, третье лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университете туризма и сервиса",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N 13/081/2014-644 от 26.11.2014; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на газопровод высокого и низкого давления, литера Л,1Л,2Л, инвентарный номер 225:066-101833-23, кадастровый номер 50:13:0080301:1977, протяженностью 414 м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Черкизово, ул. Главная, д.99.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университете туризма и сервиса".
Решением от 29 апреля 2015 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования Территориального управления Росимущества в Московской области удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель Управления указал, что заявленный на государственную регистрацию акт по своему содержанию представляет документ, описывающий технические характеристики заявленного на государственную регистрацию газопровода, и не носит правоустанавливающего характера. Печати, удостоверяющие подписи на документе, отсутствуют. Кроме того, заявитель просит произвести государственную регистрацию на газопровод протяженностью 414 метров, в то время как в акте, представленном на регистрацию, указана протяженность 6058,01 метров.
Представитель ФГБОУ ВПО "Российский государственный университете туризма и сервиса" возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что Университет владеет и пользуется спорным объектом недвижимости. Строительство по заказу Университета газопровода и ввод его в эксплуатацию на основании акта от 15.10.1973 породили право собственности Российской Федерации, право оперативного управления Университета на данный объект недвижимости. Акт ввода в эксплуатацию от 15.10.1973 является единственным документом, подтверждающим право третьего лица на газопровод, то есть выступает правоустанавливающим документом. Университет фактически пользуется и владеет газопроводом с 1973 года, с этого времени сторонни организации не заявляли о своих правах на данный объект недвижимого имущества. Газопровод полностью пролегает по земельному участку с кадастровым номером 50:13:0080301:159, принадлежащему третьему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТУ Росимущества в Московской области осуществляет полномочия собственника (Российской Федерации) в отношении недвижимого имущества: газопровод высокого и низкого давления, литера Л, 1Л, 2Л, инвентарный номер 225:066-101833-23, кадастровый номер 50:13:0080301:1977, протяженностью 414 м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский р-н, п. Черкизово, ул. Главная, д. 99.
Владение и пользование газопроводом в порядке права оперативного управления осуществляет ФГБОУ ВПО "Российский государственный университете туризма и сервиса".
ТУ Росимущества в Московской области обратилось с заявлением от 13.10.2014 N 50-50-13/081/2014-644 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Пушкинский отдел в целях регистрации права собственности Российской Федерации на газопровод.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области уведомило 27.10.2014 заявителя о приостановлении государственной регистрации.
Сообщением от 26.11.2014 N 13081/2014-644 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на газопровод в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы представленных документов установлено, что на государственную регистрацию права оперативного управления в качестве правоустанавливающего документа представлен акт, составленный 15.10.1973, на основании которого невозможно идентифицировать объект недвижимого имущества (отсутствуют уникальные характеристики объекта). Печатей удостоверяющих подписи на документе отсутствуют. Указанный документ невозможно расценивать в качестве правоустанавливающего документа.
Не согласившись с вышеуказанным сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на газопровод высокого и низкого давления, выраженного в сообщении от 26.11.2014 N 13/081/2014-644, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Право собственности на здание, сооружение или другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно статье 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16-18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в т.ч., договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации прав установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Росимущества в Московской области обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество: газопровод высокого и низкого давления, литера Л, 1Л, 2Л, инвентарный номер 225:066-101833-23, кадастровый номер 50:13:0080301:1977, протяженностью 414 м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский р-н, п. Черкизово, ул. Главная, д. 99.
Сообщением от 26.11.2014 N 13/081/2014-644 Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права собственности на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на вышеуказанный объект послужило то, что на основании акта от 15.10.1973, представленного на государственную регистрацию права оперативного управления в качестве правоустанавливающего документа. невозможно идентифицировать объект недвижимого имущества (отсутствуют уникальные характеристики объекта); печатей удостоверяющих подписи на документе отсутствуют; указанный документ невозможно расценивать в качестве правоустанавливающего документа.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции газопровод был построен по заказу ФГБОУ ВПО "Российский государственный университете туризма и сервиса" в 1973 году.
В силу части 1 статьи 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
15.10.1973 был выдан акт ввода в эксплуатацию.
Таким образом, строительство по заказу Университета газопровода и ввод его в эксплуатацию на основании акта от 15.10.1973 породили право собственности Российской Федерации, право оперативного управления Университета на данный объект недвижимости. Данный акт является единственным правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
По создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Градостроительного кодекса РФ, принятого в 2004 году). Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.
По объектам, построенным до введения в действие названного Градостроительного кодекса РФ, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
В период строительства спорных объектов обязанность выдавать застройщикам разрешения на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые исполнительные комитеты (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках").
Университет фактически пользуется и владеет газопроводом с 1973 года, с указанного времени сторонние организации не заявляли о своих правах на данный объект недвижимого имущества.
Газопровод полностью пролегает по земельному участку с кадастровым номером 50:13:0080301:159, принадлежащему Российской Федерации на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 10.01.2013 серии 50-АД N 625259.
В 2014 году по заказу ФГБОУ ВПО "РГУТиС" Московским областным Бюро технической инвентаризации, Королевский филиал был изготовлен технический паспорт газопровода от 10.07.2014 б/н.
По заявлению ФГБОУ ВПО "РГУТиС" филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Пушкинский отдел 01.10.2014 газопровод был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от 02.10.2014 N МО-14/ЗВ-1583170.
Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о невозможности идентификации спорного объекта недвижимого имущества на основании акта ввода в эксплуатацию от 15.10.1973 в связи с отсутствием его уникальных характеристик, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Акт ввода в эксплуатацию от 15.10.1973 содержит протяженность газопровода на основании строительных данных без проведения соответствующей технической инвентаризации. Техническая инвентаризация газопровода впервые была проведена только в 2014 году. Акт ввода в эксплуатацию от 15.10.1973 содержит подписи членов Комиссии по приему газопровода в эксплуатацию.
Довод Управления об отсутствии в акте печатей, удостоверяющих подписи, апелляционный суд не принимает, поскольку невозможно установить, требовалось ли на момент вынесения указанного акта в 1973 году удостоверение документов посредством проставления печатей.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Как верно установлено судом первой инстанции, у Российской Федерации возникло право собственности на спорный объект с момента завершения его строительства и ввода в эксплуатацию. Право на спорный объект было приобретено до вступления в силу Закона о государственной регистрации и не было зарегистрировано в соответствии с положениями этого Закона.
Следовательно, заявителем при обращении в Управление Росреестра по Московской области были представлены все документы, необходимые для регистрации права в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Территориальное управление Росимущества в Московской области представило все необходимые для регистрации права документы.
Представление иных дополнительных документов не предусмотрено Федеральным законом N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каких-либо доказательств законности и обоснованности отказа заявителю в государственной регистрации права собственности заинтересованным лицом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на газопровод высокого и низкого давления, выраженного в сообщении от 26.11.2014 N 13/081/2014-644.
В целях восстановления нарушенного права Российской Федерации суд первой инстанции правомерно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на газопровод высокого и низкого давления, литера Л,1Л,2Л, инвентарный номер 225:066-101833-23, кадастровый номер 50:13:0080301:1977, протяженностью 414 м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Черкизово, ул. Главная, д.99
В связи с изложенным апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления Росреестра по Московской области, считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2015 по делу N А41-11390/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11390/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области (Пушкинский отдел)
Третье лицо: ТУ Росимущества в МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области (Пушкинский отдел), Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса" (ФГОУВПО "РГУТиС") п. Черкизово.