г. Челябинск |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А47-13036/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 по делу N А47-13036/2014 (судья Пирская О.Н.).
Государственное казенное учреждение "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (далее - ГКУ СВК РБ, истец) обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю Хамидуллину Ильмиру Маратовичу и индивидуальному предпринимателю Луниной Елене Викторовне (далее - ИП Хамидуллин И.М., ИП Лунина Е.В., ответчики) с иском о взыскании 472 991 руб. 17 коп. - ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, 59 941 руб. 80 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 в иске отказано (т.2, л.д.5-11).
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что действующим законодательством (приказ Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств N 125) не предусмотрено обязательное указание в акте по результатам взвешивания каких-либо данных о весовом оборудовании. Полагает, что представленный истцом приказ ГКУ СВК РБ о закреплении весового оборудования N 10/0 от 01.02.2013 с указанием наименования пункта весового контроля, является доказательством данных об оборудовании, на котором производилось взвешивание спорного автомобиля с полуприцепом. Кроме того, апеллянт указал на то, что постановление мирового судьи судебного участка N 10 Промышленного района г.Оренбурга по делу об административном правонарушении не является преюдициальным при рассмотрении настоящего спора, поскольку истец не являлся участником данного административного процесса. Также в обоснование доводов жалобы, ее податель ссылается на судебную практику арбитражных судом по аналогичным делам.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.04.2013 сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ СВК РБ при осуществлении весового контроля на 152 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул произведено взвешивание транспортного средства - грузовой седельный тягач марки МАЗ модель 54329-020 государственный регистрационный номер Т 389 КК 56 с полуприцепом марки PACTON модель 3139 государственный регистрационный номер АС 2734 47, под управлением водителя Прохорова Александра Анатольевича.
Грузовой седельный тягач марки МАЗ модель 54329-020 государственный регистрационный номер Т 389 КК 56 принадлежит на праве собственности ответчику ИП Хамидуллину И.М. на основании свидетельства о регистрации ТС 56 ХО N 667163.
Полуприцеп марки PACTON модель 3139 государственный регистрационный номер АС 2734 47 принадлежит на праве собственности ответчику ИП Луниной Е.В. на основании свидетельства о регистрации ТС 47 КВ 873431.
По результатам взвешивания 18.04.2013 составлен акт N 150 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массы и (или) нагрузке на ось, в котором зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси ТС; сумма ущерба составила 486 998 руб. (т.1, л.д.18).
В связи с тем, что в акте N 150 от 18.04.2013 программный расчет был произведен без учета погрешности 2% истец впоследствии составил уточненный расчетный лист от 03.10.2014 к акту N 150 от 18.04.2013, сумма ущерба, по которому составила 472 991 руб. 37 коп. (т.1, л.д.19).
В акте N 150 от 18.04.2013 предусмотрено, что оплата ущерба должна быть произведена в течение 10 банковских дней.
Поскольку указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено указанным актом, уплачена не была, истец в адрес ответчиков направил претензии N 1451 от 07.06.2013 и N 5973 от 30.10.2014 о необходимости уплаты суммы ущерба (т.1, л.д.31-32).
Поскольку указанные претензии оставлены ответчиками без ответа и удовлетворения, ущерб причиненный истцу в сумме 472 991 руб. 37 коп. не возмещен, ГКУ СВК РБ обратилась в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом нарушена процедура проведения проверки при взвешивании транспортного средства ответчиков, поскольку акт N 150 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массы и (или) нагрузке на ось от 18.04.2013 составлен с нарушением п. 2.1.1.2., 2.1.1.2.2. Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств N125.
Данные выводы суда являются правильными.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления является ГКУ УДХ РБ.
В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между истцом и ГКУ УДХ РБ, утвержденного председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012 (далее - соглашение о разделении полномочий, утвержденное председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012), ГКУ СВК РБ приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан N 28 от 02.02.2012.
Подпунктом "а" п. 1.1 указанного соглашения ГКУ СВК РБ принимает предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Так, в соответствии с п.п. 11, 13 ст. 11 Закона N 257-ФЗ, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 7 ст. 12 Закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В частях 1 и 2 ст. 30 Закона N 257-ФЗ закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 N 145-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2013 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1,2 и 3 к указанному распоряжению.
Согласно частям 8 и 9 ст. 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
Пунктами 2 и 3 Правил N 934 установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В соответствии с п. 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Формула расчета указана в п. 6 Правил N 934.
Частью 2 ст. 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В таблице 2 Приложения к Правилам N 934 установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" утвержден размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии с соглашением о разделении полномочий, утвержденным председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012, взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками Государственного Казенного Учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 N 145-р.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств N 125.
В соответствии с пунктами 2.1.1.2., 2.1.1.2.2. Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств N 125 на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств с составлением акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается:
- дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта;
- марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства;
- характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км);
- полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая;
- расстояние между осями;
- масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).
Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Далее происходит сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
Как следует из материалов дела, автомобиль ИП Хамидуллина И.М. с прицепом ИП Луниной Е.В. осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан Уфа-Бирск-Януал, закрепленной за истцом в соответствии с соглашением о разделении полномочий, утвержденным председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012.
18.04.2013 при осуществлении весового контроля на 152 км. указанной автодороги, сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками истца был составлен акт N 150 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массы и (или) нагрузке на ось, в котором зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси ТС; сумма ущерба составила 486 998 руб. (т.1, л.д.18). Акт составлен в присутствии водителя Прохорова А.А.; копия акта получена на руки водителем Прохоровым А.А. без замечаний и возражений, о чем имеется его подпись в акте.
Из содержания акта N 150 от 18.04.2013 следует, что в нем указаны сведения о транспортном средстве, полуприцепе, о перевозчике, о грузе, о маршруте движения и расстояние, о результатах замеров между осями, программный расчет осевых нагрузок, сведения об отсутствии специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также подписи водителя Прохорова А.А., инспектора ГИБДД Газизова Г.М., оператора ППВК Давлетханова Э.А. и размер причиненного ущерба - 486 998 руб., который в последующем скорректирован в расчетном листе от 03.10.2013 с учетом погрешности 2% и составил 472 991 руб. 37 коп. (т.1, л.д.19).
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, в спорном акте отсутствуют сведения об использованном для взвешивания транспортного средства оборудовании (наименование, тип, модель, заводской номер), что исключает возможность достоверного определения примененных в ходе контрольных мероприятий средств измерения и фактически указывает на нарушение процедуры проверки, ставит под сомнение правильность и достоверность результатов проведенных взвешиваний.
Данные выводы являются правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в рамках дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации в отношении Прохорова А.А. (постановление мирового судьи судебного участка N 10 Промышленного района г. Оренбурга Бахтияровой Т.С. от 18.07.2013) спорный акт N 150 от 18.04.2013 признан судом не допустимым доказательством в виду неверного указания в нем сведений об осевых нагрузках и общей массе автомобиля, а также отсутствия сведений об оборудовании (наименования, тип, модель, заводской номер), которое использовалось для взвешивания транспортного средства.
Вместе с тем, представленные истцом паспорта весов автомобильных переносных ВА 15-с фирмы МЕТА, модификации ВА-15С-2, заводские номера N 1925 и N 1926, в которых имеются сведения о поверке средства измерения, не приняты судом первой инстанции в качестве допустимого и относимого доказательства того, что именно этим весовым оборудованием 18.04.2013 производилось взвешивание транспортного средства ответчиков, поскольку в акте N 150 от 18.04.2013 отсутствуют сведения об использованном средстве измерения.
Таким образом, в решении суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что взвешивание спорного автомобиля с полуприцепом, проведено с нарушением установленного п.2.1.1.2., 2.1.1.2.2. Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств N 125, следовательно, акт N 150 от 18.04.2013 не является надлежащим доказательством факта перевозки ответчиками груза с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ГКУ СВК РБ о взыскании убытков.
Поскольку в удовлетворении требований о взыскании убытков истцу отказано в полном объеме, оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами у суда не имелось. Кроме того, нормами гражданского законодательства не предусмотрено начисление процентов на убытки.
Судебные расходы по государственной пошлине распределены судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств N 125 не предусматривает обязательное указание в акте по результатам взвешивания каких-либо данных о весовом оборудовании, отклоняется судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Не принимается ссылка подателя жалобы на приказ ГКУ СВК РБ о закреплении весового оборудования N 10/0 от 01.02.2013 с указанием наименования пункта весового контроля, поскольку в акте N 150 от 18.04.2013 отсутствуют сведения об используемом средстве измерения, поэтому соотнести поименованное в приказе оборудование к спорному акту, не представляется возможным.
По мнению подателя жалобы, постановление мирового судьи Судебного участка N 10 Промышленного района г. Оренбурга по делу об административном правонарушении от 18.07.2013 не является преюдициальным при рассмотрении настоящего спора, поскольку истец не являлся участником данного административного процесса. Между тем, из содержания обжалуемого решения не следует, что Арбитражный суд Оренбургской области указал на преюдициальность данного постановления при рассмотрении настоящего спора в порядке ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела были правильно установлены судом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в данном случае относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 по делу N А47-13036/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13036/2014
Истец: Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан
Ответчик: ИП ЛУНИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, ИП Хамидуллин Ильмир Маратович
Третье лицо: ГЛАВПОЧТАМП УФПС, Межрайонная инспекция ФНС N 10, Мировой судья судебного участка N10 Промышленный районный суд