г. Москва |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А40-4462/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "НК"Роснефть" и ООО "Акрический Научный Центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2015 по делу N А40-4462/15, принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению ООО "Арктический Научно-Проектный Центр Шельфовых разработок" (119333, Москва, Ленинский просп., д. 55/1, стр. 2)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (107078, Москва, Мясницкий пр-д, д. 4, стр. 1)
третьи лица: ОАО "НК "Роснефть" (115035, Москва, Софийская наб., д. 26/1), ООО "МорГеоСервис"(101000,Москва, пер. Бобров, д. 8, стр. 1А)
о признании незаконным решения от 29.09.2014 г. N 1-00-1391/77-14 в части п.1 о признании неправомерным отказа ООО "МорГеоСервис" в допуске к участию в закупке, в части п. 2 о признании в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, п. 2.9.4 закупочной документации
при участии:
от истца: |
Финагенов О.М. по дов. от 20.07.2015; Павлова Н.А. по дов. от 20.07.2015; Колюбакин А.А. по дов. от 20.07.2015; |
от заинтересованного лица: |
Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 25.12.2014; |
от третьего лица: Широкова Н.Е. по дов. от 25.05.2015;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Арктический Научно-Проектный Центр Шельфовых разработок" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29.09.2014 N 1-00-1391/77-14 в части п.1 о признании неправомерным отказа ООО "МорГеоСервис" в допуске к участию в закупке, в части п. 2 о признании в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, п. 2.9.4 закупочной документации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2015 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "НК"Роснефть" и ООО "Акрический Научный Центр" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители апеллянтов доводы апелляционных жалоб поддержали по мотивам, изложенным в них.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 24.07.2014 закупочной комиссией организатора закупки ОАО "НК "Роснефть" в области непроизводственных услуг принято решение ЗК (НеПУ)-208-14-з об утверждении существенных условий проведения конкурентной процедуры закупки "Проведение комплексных региональных инженерно-геологических исследований на участках "Северо-Врангелевский - 1", "Северо-Врангелевский-2", "Южно-Чукотский" на шельфе Чукотского моря в 2014-2015 гг. для ООО "Арктический Научно-Проектный Центр Шельфовых разработок".
Организатором закупки 24.07.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте http://zakupki.rosneft.ru/ было размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по проведению двухлетней программы комплексных инженерно-геологических исследований на участках Северо-Врангелевский-1", "Северо-Врангелевский-2", Южно-Чукотский" на шельфе Чукотского моря в 2014-2015 гг. (реестровый N 31401372914) и документация о запросе предложений (Документация о закупке).
В связи с поступившими запросами претендентов на закупку о разъяснении закупочной документации организатором закупки было принято решение о продлении срока приема заявок.
Извещение о продлении срока приема заявок размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте заказчика http://zakupki.rosneft.ru/.
В журнале регистрации заявок 18.08.2014 были зарегистрированы 3 заявки, поступившие от ЗАО "РОМОНА", ООО "МорГеоСервис", ООО "СВАРОГ".
Запросами N 41-4/59614, N 41-4/59616, N 41-4/59617 организатором закупки у ЗАО "РОМОНА", ООО "Моргеосервис", ООО "СВАРОГ" истребована дополнительная информация, которая была предоставлена данными участниками закупки 25.0.82014 и 26.08.2014.
ООО "Арктический Научно-Проектный Центр Шельфовых разработок" письмом от 28.08.2014 N и-301-14 уведомило организатора закупки ОАО "НК "Роснефть" о том, что ООО "МорГеоСервис" не проходит квалификацию, так как представило 2 договора по подводно-техническим работам по обследованию ликвидированных и законсервированных скважин, а также работы по идентификации подводных целей с помощью ТНПА, а согласно п.3.1.40 документации о закупке необходимо наличие не менее 3 договоров за последние 5 лет (в период 2010-2014 гг.) на выполнение инженерно-геологических изысканий в акватории Северного ледовитого океана.
Согласно протоколу закупочной комиссии N ЗК (НеПУ)-251-14-з-01 от 01.09.2014 об утверждении результатов отборочной стадии рассмотрения заявок на участие в закупке и признании конкурентной закупки несостоявшейся участнику открытого запроса предложений - ООО "МорГеоСервис" отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке. В качестве основания для отказа в допуске указано: п.9.1.12.5 пп. в) Положения о закупке (несоответствие требованиям п.3.1.40 Документации о закупке).
В соответствии с указанным решением закупка признана несостоявшейся, ООО "Сварог" признано единственным участником закупки, соответствующим требованиям документации о закупке, в связи с чем принято решение о заключении с ним договора.
Письмом от 05.09.2014 N 05-09/17 ООО "МорГеоСервис" обратилось к организатору закупки с запросом о разъяснении отказа в допуске к участию в закупке.
ОАО "НК "Роснефть" письмом от 10.09.2014 исх. N 41-4/69307 направлены ООО "МорГеоСервис" разъяснения, где, в частности указано, что в соответствии в п.9.1.12.5 Положения ООО "Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок" "О закупке товаров, работ, услуг" общество признано не соответствующим требованиям документации о закупке, а именно п.3.1.40 (требование к опыту работы: наличие не менее 3 договоров за последние 5 лет на выполнение инженерно-геологических изысканий в акватории Северного Ледовитого океана); из представленного обществом перечня согласно форме 6.3.1. документации о закупке договоры по п.п. 5-7 не соответствуют требованиям документации о закупке по акватории выполняемых работ; договоры по п.п. 1-4 не соответствуют требованиям документации о закупке, так как обследования устья подводной скважины и идентификация объектов не являются инженерно-геологическими изысканиями.
ООО "МорГеоСервис", не согласившись с отказом в допуске к участию в закупке, направило жалобу на действия заказчика в УФАС по Москве.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров УФАС по Москве приняла решение от 29.09.2014 N 1-00-1391/77-14, согласно которому жалоба ООО "МорГеоСервис" на действия заказчика при проведении закупки признана обоснованной в части неправомерного отказа ООО "МорГеоСервис" в допуске к участию в закупке, в остальной части необоснованной (пункт 1); в действиях заказчика признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п. 2.9.4 закупочной документации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Как установлено Комиссией УФАС по Москве, порядок проведения закупочной процедуры определен Положением ООО "Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок" о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение) и закупочной документацией.
В соответствии с п. 8.5.1 Положения требования к участникам закупки определяются в документации о закупке на дату подачи заявки участниками закупки, если иное не определено в документации о закупке.
Согласно п. 8.5.9 Положения о закупке организатор закупки в соответствии с положениями п. 8.1.6 обязан в документации о закупке требовать от участников закупки предоставления документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям.
В силу п. 8.1.6 Положения в отношении каждого обязательного требования и предпочтения инициатор должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения, в том числе путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке.
В силу подп. "а" и "в" п. 8.1.7 Положения о закупке при формировании требований и предпочтений заказчик должен руководствоваться следующими принципами: требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, обоснованными, а при установлении требований к участникам - измеряемыми; в отношении каждого требования и предпочтения (критерия) должен быть установлен порядок подтверждения участником закупки его выполнения (предоставления данных для оценки).
При этом положениями п. 3.1.40 Информационной карты закупки установлены требования к опыту работы участника, а именно: наличие не менее 3 договоров за последние 5 лет (в период 2010-2014 гг.) на выполнение инженерно-геологических изысканий в акватории Северного Ледовитого океана.
В п. 6.3.1 документации о закупке приведена форма сведений об опыте выполнения аналогичных договоров, согласно которой под аналогичным договором понимается договор, предметом которого является выполнение инженерных изысканий на акваториях, но не уточнено, каких именно акваториях.
В соответствии с п. 6.3.2.1 закупочной документации (инструкция по заполнению формы сведений об опыте выполнения аналогичных договоров) в данной форме приводятся сведения об опыте выполнения договоров, аналогичных по объему, срокам, составу и прочим характеристикам тем, которые указаны в техническом задании (раздел 1).
Согласно части 6 Технического задания основной целью работ является получение данных для проектирования мобильных буровых установок для поисково-оценочного бурения, включая плавучие буровые установки, самоподъемные плавучие буровые установки и установки нового типа - морские передвижные буровые установки с гравитационным основанием. При этом задачи проводимых исследований включают сбор, анализ и интерпретацию фондовых геофизических и геотехнических данных; картографирование морского дна для построения инженерно-цифровой модели дна и батиметрических карт м-ба 1:1000000; установление инженерно-геологического разреза и условий залегания грунтов на участках, степени изменчивости условий залегания и состава фунтов; установления в толще донных отложений мерзлых грунтов, газогидратов, грунтов со скоплением газов и аномально высоким пластовым давлением (АВПД), залегающих в интервале от дна от 300 м.; оценка возможности развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов.
Виды и объемы работ, подлежащих осуществлению в рамках исполнения контракта, определены ч. 8 Технического задания согласно п. 6.1 Свода правил "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10.12.2012 N 83/ГС, и включают в себя геофизическую съемку, геотехнические работы, сбор и обработку материалов изысканий прошлых лет; дешифрирование аэро- и космических снимков; рекогносцировочное обследование, маршрутные и аэровизуальные наблюдения; инженерно-геологическую съемку; проходку горных выработок; инженерно-геофизические исследования; инженерно-геокриологические исследования; сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории; сейсмическое микрорайонирование; полевые исследования грунтов; гидрогеологические исследования; лабораторные исследования грунтов и подземных вод; локальный мониторинг компонентов геологической среды и стационарные наблюдения; камеральную обработку материалов и составление технического отчета); пьезометрическое статическое зондирование и пробоотбор гравитационными трубками; инженерно-геологическое бурение (испытания грунтов в массиве в скважинах).
Как следует из материалов дела, ООО "МорГеоСервис" в соответствии с требованиями п. 3.1.40 документации о закупке были представлены сведения об опыте выполнения работ по семи аналогичным договорам, в том числе о выполнении инженерно-геологических изысканий в акватории Северного Ледовитого океана в период 2010-2014 гг.
При этом обществом, как установлено антимонопольным органом, в составе заявки представлены сведения о выполнении работ по обследованию разведочной скважины и ликвидированных скважин, а также по обследованию и идентификации подводных объектов, что соответствует работам, поименованным в Техническом задании.
Кроме того, ООО "МорГеоСервис" 25.08.2014 были представлены письмо и дополнительные документы, из которых следует, что указанные участником закупки работы в п.6.3.1 раздела 6.3 соответствуют требуемым критериям, так как в соответствии с пунктом 6.1 СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" обеспечивают изучение взаимодействия техногенных объектов с геологической средой и, таким образом, относятся к инженерно-геологическим изысканиям. В этом же письме общество сообщило, что к выполнению работ будут привлечены специалисты, имеющие большой опыт работы в акватории Северного ледовитого океана, принимавшие участие в различных проектах, указав работы, в выполнении которых эти специалисты участвовали.
В связи с изложенным, антимонопольный орган, обоснованно пришел к выводу о наличии разночтений в документации в связи с тем, что в п. 3.1.40 документации о закупке содержалось требование о наличии у участника опыта работы по выполнению инженерно-геологических изысканий в акватории Северного Ледовитого океана и одновременно требование о наличии в квалификационной части заявки сведений об опыте выполнения аналогичных договоров, не содержащее ограничений ни по перечню акваторий, ни по видам подлежащих выполнению работ.
Согласно пункту 3 части 10 статья 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования заказчиком предложений претендентов на участие в закупке, что в данном случае отсутствовало в части требований закупочной документации к опыту работ участников закупки.
Наличие в закупочной документации неоднозначных требований к перечню подлежащих представлению документов объективно влечет за собой нарушение названных принципов, поскольку способно ввести в заблуждение участников закупки относительно такого перечня, ограничив их число лицами, заранее извещенными о том, какие именно документы и в какой комплектации подлежат представлению, и, в конечном итоге, оставляет разрешение вопроса относительно допуска той или иной заявки к участию в закупке исключительно на субъективное усмотрение организатора закупки, что привело к неправомерному отказу ООО "МорГеоСервис" в допуске к участию в закупке, нарушая тем положения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Доводы апелляционных жалоб по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2015 по делу N А40-4462/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "НК "Роснефть" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4462/2015
Истец: ООО "Арктический Научный Центр", ООО арктический науный центр
Ответчик: УФАС по г. Москве, Федеральная антимонопольная служба по Москве
Третье лицо: ОАО "НК "Роснефть", ОАО "НК"Роснефть", ООО "МорГеоСервис"