г. Москва |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А40-39384/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года.
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
Д.Н. Садикова (единолично)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.М. Ханиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2015 года
по делу N А40-39384/2015, принятое судьей О.Г. Головкиной,
в порядке упрощенного производства
по иску ООО "ЮНИРЕЙТ"
(ОГРН: 1086658034847; 620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маршала Жукова, д. 13, корп. ЭТАЖ 2)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании 111 426 руб. 07 коп. пени
при участии: от ответчика Ладина И.Б. (по доверенности от 06.10.2014)
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22 мая 2015 г. исковые требования ООО "ЮНИРЕЙТ" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 111 426 руб. 07 коп. пени удовлетворены в полном объеме с отнесением на ответчика расходов истца по госпошлине в сумме 4 343 руб.
Ответчик (ОАО "РЖД"), не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. Заявитель в жалобе оспаривает взыскание пени по ряду спорных накладных, указывая на необходимость увеличения сроков доставки в связи с прохождением вагонов через станции Московского транспортного узла, в связи с перевозкой опасного груза и технической неисправностью вагонов, также указал на необоснованное неприменение судом первой инстанции правил ст.333 ГК РФ о снижении размера пени, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, подлежащую взысканию неустойку уменьшить на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебное заседании апелляционного суда истец не явился, представил отзыв.
Ответчик доводы жалобы поддержал, просил требования жалобы удовлетворить.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд полагает жалобу подлежащей удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ответчик принял на себя обязательство по перевозке грузов истца.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными ответчиком и выданными истцу транспортными железнодорожными накладными, имеющимся в материалах дела. Истец (грузоотправитель) в полном объеме уплатил ответчику (перевозчику) провозную плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей, исполнил надлежащим образом. Вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой. Истцом в адрес ответчика были направлены претензии об уплате пени, которые ответчик оставил без удовлетворения, доказательств перечисления пени в указанном за просрочку доставки груза в добровольном порядке не представил.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава. Согласно ст. 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленные в дело железнодорожные накладные, свидетельствуют о том, что грузоотправителем и перевозчиком сроки доставки грузов согласованы, следовательно, перевозчик обязан соблюдать срок, указанный в договорах.
Суд первой инстанции, проверив расчет пени, представленный истцом, признал его правильным, документально обоснованным и удовлетворил требования истца, взыскав пени в размере 111 426,07 руб., при этом оснований для снижения размера пени на основании ст.333 ГК РФ не усмотрел.
Проверив доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости учитывать дополнительные сутки при следовании вагонов от станций Московского узла, до этих станций либо транзитом через такие станции, суд апелляционной инстанции отклоняет их, поскольку срок доставки определен заранее на станции отправления сотрудником ОАО "Российские железные дороги". В материалы дела не представлено доказательств вынужденного отклонения от заранее определенного маршрута следования вагонов.
В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам (Приложение N 2), аммиачная селитра отнесена к классу 5.1 окисляющие, утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15. Также в соответствии с данными Правилами, если в месте выгрузки очистка и обработка вагона не производилась, то этот вагон перевозится на условиях ранее перевозимого опасного груза.
Статьей 27 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" и пунктом 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, предусмотрено, что ответственность за правильность внесенных в накладную сведений несет грузоотправитель.
В материалах дела имеются накладные, в которых указывается, что вагоны "из-под селитры аммиачной" (из-под опасного груза), сведений о промывке вагона в накладных не имеется. Перевозка порожних вагонов осуществлялась на условиях ранее перевозимого в них опасного груза, в связи с чем срок доставки был увеличен на 1 сутки.
Накладные, имеющиеся в деле, являются надлежащим доказательством по данному пункту. Таким образом, общая сумма пени по данным отправкам подлежит снижению на 2 436,48 руб.
Из Временного регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве, утвержденного Железной дорогой 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011, усматривается, что выщербина обода колеса (код 107) согласно таблице "Распределение основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения", относится к эксплуатационной неисправности (спорная накладная N ЭЖ941598). Подлежит уменьшению пени на сумму 3323 руб.
Согласно Таблице распределение основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (пункт 12.8 (Приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22 - 24 августа 2006), разработанной на основе классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), техническая неисправность - несоответствие зазоров скользуна (код 220) относится к категории эксплуатационных. По накладной ЭК826301 пени в размере 4144,14 руб. взысканы необоснованно. Аналогично пени по накладной N ЭЛ377548 в сумме 2617.20 руб., по накладной ЭН089176 (код неисправности 537) в сумме 4019,04 руб, по накладной ЭН347422 (коды неисправности 102, 107) в размере 5 582,00 руб. начислены и взысканы судом первой инстанции необоснованно.
Таким образом, общая сумма подлежащей уменьшению суммы пени составляет 22 121,86 руб.
Доводы о необходимости снижения пени по накладным на основании п.6.6. Правил апелляционный суд отклоняет, поскольку не представлены доказательства своевременного извещения грузополучателей и грузоотправителей о задержке грузов.
Согласно пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Конституционно-правовой смысл указанного положения ст. 333 ГК РФ разъяснен в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 г. N 263-0, установившим, что в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Таким образом, именно правом суда является определение размера уменьшения неустойки, тогда как при наличии оснований несоразмерности само применение ст. 333 ГК РФ является обязанностью суда.
В силу разъяснений п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 статья 333 ГК РФ подлежит применению в том числе и к законным неустойкам (ст. 332 ГК РФ) установленным Уставом железнодорожного транспорта РФ.
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 при оценке последствий несоразмерности следует принимать во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.
Принимая во внимание непредставление истцом доказательств, свидетельствующих о наличии из-за ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору перевозки каких-либо негативных последствий для истца, чрезмерно высокий процент неустойки 9% за каждый день просрочки, а также то, что в настоящем деле из 65 спорных накладных по абсолютному большинству накладных срок просрочки составил от 2 до 9 суток, апелляционный суд, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает возможным снизить размер пени до 50 000 рублей, поскольку считает пеня в указанном размере действительно устанавливает разумный баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения и учитывает степень вины ответчика в допущенной просрочке доставки грузов истца.
На основании ст. ст. 333.21 НК РФ, 110 АПК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям (без учета снижения неустойки на основании ст. 333 ГК РФ), на ответчика подлежит отнесению 3 480,6 руб. расходов истца по уплате госпошлины при подаче искового заявления, из расходов ответчика при подаче апелляционной жалобы 595,5 руб. относятся на истца.
В результате зачета с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 2 885.1 руб.
Руководствуясь статьями 176, 229, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2015 года по делу N А40-39384/2015 отменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "ЮНИРЕЙТ" пени в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) руб., расходы по госпошлине в размере 2 885.1( две тысячи восемьсот восемьдесят пять) руб. 10 коп., в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39384/2015
Истец: ООО "ЮНИРЕИТ", ООО "ЮНИРЕЙТ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"