г. Вологда |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А66-1476/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 апреля 2015 года по делу N А66-1476/2015 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
индивидуальный предприниматель Нащекин Валентин Иванович (место жительства: 170042, г. Тверь; ОГРНИП 311695204900084, ИНН 690301606550; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, пер. Смоленский, д. 29;
ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее - Министретсво), администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11;
ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о признании недействительным решения Министерства, оформленного письмом от 19.12.2014 N 29063-09 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200056:2922 и 69:40:0200056:2861, расположенных по адресу: г. Тверь, Промышленный проезд, д. 3, и обязании Администрации заключить договоры купли-продажи спорных земельных участков по цене, установленной в два с половиной процента кадастровой стоимости по состоянию на 2014 год (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.04.2015 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Министерства, оформленное письмом от 19.12.2014 N 29063-09 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2922 и земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2861, расположенных по адресу: г. Тверь, Промышленный проезд, д. 3 и обязал Администрацию направить в адрес Предпринимателя проекты договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200056:2922 и 69:40:0200056:2861, расположенных по адресу: г. Тверь, Промышленный проезд, д. 3, по цене в два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Министерства в пользу Предпринимателя взыскано 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на то, что суд неправомерно обязал заключить договор купли-продажи земельных участков по цене в два с половиной процента.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, истец и Министерство отзывов на жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости- проходная общей площадью 24,3 кв.м с кадастровым номером 69:40:02:00:056:0044:1/019893/37/10000/И и нежилое помещение 1-й этаж (N 17-18) общей площадью 203,6 кв.м кадастровый номер 69:40:02:00:056:0044:1/01893/37/10001/Б-1, расположенные по адресу г. Тверь, Промышленный проезд, д. 3 на земельных участках с кадастровыми номерами 69:40:0200056:2922 и 69:40:0200056:2861.
Предприниматель 29.05.2014 обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность спорных земельных участков.
Письмом Министерства от 07.11.2014 N 25945-09 Предпринимателю было отказано.
На повторное обращение в Министерство (от 20.11.2014 N 36184) Предприниматель получил оспариваемый отказ в предоставлении в собственность земельных участков, оформленный письмом от 29.12.2014 N 29063-09, который мотивирован превышением площадей испрашиваемых земельных участков площади находящихся на них объектов недвижимости, а также, при наличии иных собственников недвижимости, необходимостью совместного их обращения в Министерство.
Предприниматель, не согласившись с отказом, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными частично.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001
N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлениями в Министерство; далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок в соответствии с частью 5 статьи 36 ЗК РФ граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В рассматриваемом случае Предприниматель обратился в Министерство с заявлениями о выкупе спорных земельных участков 29.05.2014 и повторно 20.11.2014, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям применяется законодательство, действовавшее на момент обращения заявителя в Министерство.
Судом первой инстанции установлено, и Министерством не оспаривалось, что Предпринимателем с заявлениями представлены все документы, предусмотренные перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, действовавший в период спорных правоотношений.
Согласно части 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Вместе с тем, судом установлено, что испрашиваемые Обществом спорные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:191, который являлся делимым, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1642/2012.
С целью раздела названного земельного участка постановлением Главы администрации города Твери от 09.04.2010 N 815 (далее- Постановление N 815) утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Московском районе, кадастровый квартал 69:40:02 00 056, которым, в том числе, утверждена схема расположения испрашиваемых Предпринимателем земельных участков площадью 2357 кв.м и 1527 кв. м с использованием под обслуживание производственных строений. Законность постановления N 85 проверена Арбитражным судом Тверской области в рамках дела А66-7338/2013.
На испрашиваемых земельных участках расположены принадлежащие Предпринимателю объекты недвижимости, доказательств нахождения на земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности указания Министерством, в оспариваемом отказе, на необходимость в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 36 ЗК РФ совместного обращения собственников объектов недвижимости с заявлением о приобретении общей долевой собственности на земельные участки.
Довод Министерства о превышении размера испрашиваемых предпринимателем земельных участков площади, необходимой для использования расположенных на них объектов недвижимого имущества, правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ (действовавшей в спорный период) для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Необходимость испрашиваемого размера земельных участков для эксплуатации находящихся на них объектов недвижимого имущества подтверждена схемой расположения земельных участков, утвержденной постановлением N 815 с учетом конфигурации и расположения земельных участков и необходимости обеспечения проезда и прохода ко всем земельным участкам, образованным из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:191.
Доказательств иного ответчиками в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При указанных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих передаче Предпринимателю в собственность спорных земельных участков.
В данной части решение не обжалуется.
При указанных обстоятельствах Министерство в месячный срок обязано было рассмотреть заявления Предпринимателя и направить ему проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Удовлетворяя требования о заключении договора купли-продажи к Администрации, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств дела и норм права.
На момент рассмотрения дела Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс внесены изменения: статьи 36, 38 - 39 признаны утратившими силу; ЗК РФ дополнен главой V.1, согласно статье 39.2 которой предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Тем же законом N 171-ФЗ в Федеральный закон N 137-ФЗ введена статья 3.3, согласно пункту 2 которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
При указанных обстоятельствах на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, полномочиями по заключению договора купли-продажи на спорные земельные участки обладала Администрация.
Изменение на момент рассмотрения дела земельного законодательства не является препятствием для обязания государственного органа, которому переданы полномочия по распоряжению земельными участками, восстановить права Предпринимателя, нарушенные незаконным отказом другого органа, обладавшего на момент обращения Предпринимателя полномочиями по распоряжению земельными участками, принять меры по восстановлению нарушенных прав.
Судом первой инстанции установлено, что Предприниматель, обращаясь в Министерство с заявлениями о выкупе спорных земельных участков, указывал на наличие у него права на выкуп земельных участков по льготной цене (2,5 % от их кадастровой стоимости), что видно из пояснительных записок, приложенных к заявлениям от 29.05.2014.
Предпринимателем в Министерство и в судебное заседание представлены доказательства приобретения объектов недвижимого имущества, расположенных на спорных земельных участках у АОЗТ "Передвижная механизированная колонна N 1" (договоры купли-продажи от 18.01.2002 и от 21.01.2002), а также приобретение АОЗТ "Передвижная механизированная колонна N 1" указанного имущества из государственной собственности (протокол общего собрания членов АОЗТ ПМК-1 от 28.11.1994 N 6, акт приема-передачи имущества Тверской арендной передвижной механизированной колонны N 1 АО "Тверьинжсельстврой" от 06.07.1993, решение о приватизации имущества, сданного в аренду арендному объединению "Тверьинжилсельстврой" от 16.06.1993 N 684, договор купли-продажи имущества между Фондом имущества Тверской области и АОЗТ "ПМК-1".
Следовательно, в оспариваемом отказе Министерство обязано было дать оценку указанным доводам Предпринимателя. Вместе с тем, в оспариваемом отказе не приведено оснований, свидетельствующих об отсутствии у Предпринимателя права на выкуп земельного участка по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости. Не представлено таких доказательств ответчиками и в судебном заседании.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию обязанность направить в адрес истца проекты договоров купли-продажи спорных земельных участков, с учетом наличия у него права на льготу, предусмотренную пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Закона N 49-ЗО, содержащими императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка, т.е. по цене в два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.
Спор о конкретном размере выкупной цены, а также по состоянию на какой период подлежит определению кадастровая стоимость земельного участка, используемая в расчете выкупной цены, относится к преддоговорному спору и не подлежит разрешению в рамках спора, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 апреля 2015 года по делу N А66-1476/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1476/2015
Истец: ИП Нащекин Валентин Иванович, ИП Нащекин Валентин Иванович (представитель-Голубева.С.С.)
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Третье лицо: Администрация города Твери