г. Москва |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А41-16842/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Данилов А.В., по доверенности от 24.11.2014,
от заинтересованного лица - Маркина Н.В., по доверенности от 21.04.2015 N 338/1-1-23,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Волоколамского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2015 года по делу N А41-16842/15, принятое судьей Бобковой С.Ю., по заявлению Волоколамского районного потребительского общества (ИНН 5004000272, ОГРН 1025000844340) к администрации городского поселения Волоколамск о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Волоколамское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Волоколамск с требованиями:
- о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1-этажный, расположенного по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15;
- об обязании администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в месячный срок осуществить фактический прием в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1-этажный, расположенного по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15, путем оформления предусмотренной действующим законодательством технической документации и подписания акта приема-передачи.
Решением от 24 апреля 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований Волоколамского районного потребительского общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, Волоколамское районное потребительское общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель заявителя пояснил, что спорный жилой дом отнесен законом к муниципальной собственности, на органах местного самоуправления лежит обязанность по его принятию. Волоколамское районное потребительское общество обратилось в администрацию 19.12.2014, между тем, до настоящего времени фактический прием в муниципальную собственность спорного жилого дома администрацией не осуществлен. Необоснованна ссылка администрации на то, что ею в настоящее время ведется работа по постановке спорного жилого дома на учет как бесхозяйной недвижимой вещи, поскольку жилищный фонд в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1191 N 3020-1 является муниципальной собственностью.
Представитель администрации возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что спорный жилой дом отсутствует в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества. В настоящее время администрацией ведется работа по постановке жилого дома на учет в качестве бесхозяйной вещи. Вместе с тем, поскольку жилой дом возведен на земельном участке, предоставленном заявителю под строительство 6-квартирного жилого дома, то указанный жилой дом не может являться муниципальной собственностью.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно инвентарной карточке N 298 учета основных средств на балансе Волоколамского районного потребительского общества находится жилой дом, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1-этажный, расположенный по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15.
По данным вышеуказанной инвентарной карточки данный жилой дом был введен в эксплуатацию 30.05.1972.
В документах архивного фонда Исполнительного комитета Волоколамского городского Совета за 1972-1973 годы сведений, связанных со строительством и вводом в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: г. Волоколамск, ул. Рябиновая (Зеленая), д. 15, не имеется (справка Архивного отдела Управления по обеспечению организационной, кадровой и правовой работы от 20.09.2012 N 3012/1-12).
В соответствии с выпиской об утверждении Адресного реестра по городскому поселению Волоколамск от 11.01.2009 ул. Зеленая поселка Привокзальный переименована в ул. Рябиновая.
Согласно карточкам прописки в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15, зарегистрированы граждане, которые 11.12.2014 обратились в адрес Волоколамского районное потребительское общество с заявлением о передаче жилого дома на баланс администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области.
19 декабря 2014 года Волоколамское районное потребительское общество обратилось с заявлением в администрацию городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области о принятии в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1-этажный, расположенный по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15.
В ответ на данное заявление, администрация городского поселения Волоколамск письмом от 13.01.2015 N 2821/1-1-16 сообщила, что для принятия решения по поставленному вопросу Волоколамскому районному потребительскому обществу необходимо дополнительно предоставить всю документацию, подтверждающую возникновение права собственности Волоколамского районного потребительского общества.
02 февраля 2015 года Волоколамское районное потребительское общество повторно обратилось с заявлением в администрацию городского поселения Волоколамск о принятии в муниципальную собственность данного жилого дома.
В ответ на данное заявление администрация городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области письмом от 16.02.2015 N 183/1-1-16 сообщила, что для принятия решения по поставленному вопросу будут сделаны соответствующие запросы для получения необходимой информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 7 порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701.
Полагая, что принадлежность объекта к жилищному фонду и отсутствие прав на него у проживающих граждан свидетельствует о необходимости передачи жилого дома в муниципальную собственность и наличии у муниципального образования обязанности принятия указанного объекта в силу закона и, ссылаясь на бездействие администрации в принятии указанного имущества в муниципальную собственность, заявитель обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 12 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области к вопросам местного значения городского поселения Волоколамск, в том числе, относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложением N 3 к данному постановлению.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" передаче в муниципальную собственность подлежит жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Спорный объект в соответствии с вышеназванными нормами не относятся к категориям объектов, относящихся к федеральной собственности, в связи с чем подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
По смыслу статей 128, 130, 131, 288, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", квартира (комната) в жилом доме является самостоятельным объектом гражданских прав.
В связи с этим, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), с даты приватизации первой квартиры (комнаты) утрачивает статус самостоятельного объекта гражданских прав, так как возникают новые объекты гражданских прав - помещения (квартиры, комнаты) в данном доме.
Ответчик не отрицает того факта, что спорный дом расположен на территории городского поселения Волоколамск Московской области.
Спорный дом имеет статус жилого фонда, что подтверждается техническим паспортом спорного объекта. Доказательств обратного администрация в материалы дела не представила.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что квартиры в спорном жилом доме находятся в собственности физических лиц.
Как пояснили апелляционному суду представители сторон, жилой дом не имеет управляющей компании, коммунальные услуги жильцам не оказываются, дом имеет печное отопление, туалет на улице, обеспечение водоснабжением и электроснабжением не организовано на договорной основе.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что спорный объект жилищного фонда относится к муниципальной собственности и администрация обязана его принять.
Довод администрации о принадлежности жилого дома Волоколамскому РАЙПО документально не подтвержден, факты выделения земельного участка для строительства на праве бессрочного пользования не подтверждает права собственности на него. При этом непринятие жилого дома от заявителя и начало процедуры признания жилого дома безхозяйным имуществом мотивировано администрацией именно отсутствием прав на него у Волоколамского РАЙПО.
Ссылка администрации на постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" апелляционным судом отклоняется, поскольку спорный жилой дом не относится к федеральной собственности, собственности субъекта РФ и иных лиц.
В силу части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого бездействия администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1-этажный, расположенного по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15.
В целях восстановления нарушенного права заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в месячный срок осуществить фактический прием в муниципальную собственность спорного жилого дома, путем оформления предусмотренной действующим законодательством технической документации и подписания акта приема-передачи.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Волоколамского районного потребительского общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на должника, то есть с администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в пользу Волоколамского районного потребительского общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции и подачу апелляционной жалобы в сумме 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.04.2015 по делу N А41-16842/15 отменить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1- этажный, расположенный по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15.
Обязать администрацию городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в месячный срок осуществить фактический прием в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 50:07:0000000:7303, площадью 184,9 кв.м, инв. N 003:004-4050, лит. A, a, al, а2, а3, а4, а5, 1- этажный, расположенный по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Рябиновая, д. 15, путем оформления предусмотренной действующим законодательством технической документации и подписания акта приема-передачи.
Взыскать с администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в пользу Волоколамского райпо расходы по госпошлине в сумме 4500 рублей.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16842/2015
Истец: Волоколамское Районное потребительское общество
Ответчик: Администрация городского поселения Волоколамск
Третье лицо: Администрация городского поселения Волоколамск