г. Самара |
|
28 июля 2015 г. |
А65-31714/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от товарищества собственников жилья "Марджани" - Кожевников А.С. (доверенность от 25.12.2014 г. N 14/14),
от МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен,
от Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Марджани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2015 года по делу N А65-31714/2014 (судья Иванов О.И.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Марджани"
к МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани
третье лицо - Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан
о признании незаконного решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Марджани", г. Казань (далее - заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - ответчик, управление) с заявлением об оспаривании действия органа местного самоуправления, согласно которому заявитель просил:
- признать незаконными решения Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженное в письме N 03-01-47 от 09.12.2014 г. об отказе ТСЖ "Марджани" в выдаче разрешения на ввод объекта: "Жилой дом с офисами и подземной стоянкой по ул. Ф. Карима 2/22" в эксплуатацию;
- обязать Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани выдать ТСЖ "Марджани" разрешения на ввод объекта: "Жилой дом с офисами и подземной стоянкой по ул. Ф. Карима 2/22" в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе товарищество собственников жилья просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представитель подателя жалобы, доводы в ней изложенные поддержал, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить.
Представители ответчиков и третьего лица участия в заседании не принимали, отзывов на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Марджани" 02.12.2014 г. обратилось к ответчику (Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани) с письмом о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Жилой дом с офисами и подземной стоянкой по ул. Ф. Карима 2/22", находящегося по адресу: г. Казань, ул. Ф. Карима, 2/22 (далее - объект).
Управление в письме от 9.12.2014 N 03-01-47 сообщило заявителю, что для получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта необходимо оформить документы согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- справку о выполнении технических условий выданных на благоустройство и озеленение территории сдаваемого объекта капитального строительства;
- справку о выполнении технических условий на газоснабжение от 11.08.2004 N 24, выданную ЭПУ "Казаньгоргаз".
Дополнительно управление сообщило заявителю, что на документах, представленных для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствует подпись лица осуществляющего строительство.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно заявлению построенный объект соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации.
Данное обстоятельство, по мнению заявителя, подтверждается отчетом по результатам обследования о соответствии требованиями технических регламентов и проектной документации объекта: здание 31 квартирного жилого дома (Ф. Карима, 2/22) с подземной автостоянкой и офисными помещениями, расположенное по ул. Ф. Карима - Ш. Марджани в Вахитовском районе г. Казани, подготовленным АНО Проектный изыскательский институт "Центр экспертиз и испытаний в строительства". Отчет был представлен управлению при обращении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Относительно справки о выполнении технических условий на газоснабжения заявитель указал на то, что в данном жилом доме отсутствует газопровод, соответственно требование о предоставлении подобной справки неправомерно.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции приводит следующие доводы:
Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани заявителю выдано разрешение на строительство от 20.09.2012 N RU16301000-95-ж капитального объекта: жилого дома с подземной стоянкой автомобилей, общей площадью 4 312,9 кв.м., общим объемом 13 300 куб.м., объемом ниже 0,000 - 3 780 куб.м., площадью земельного участка 1 670 кв.м., по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Вахитовский район, ул. Фатыха Карима, 2/22. Срок действия разрешения - до 20.05.2013.
Частью 1 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
На основании пунктов 7, 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы, в частности:
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 данного Кодекса (далее - заключение).
В силу пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ.
Поскольку в "спорном" доме е отсутствует газопровод, требование управления к заявителю о необходимости представления справки о выполнении технических условий на газоснабжение от 11.08.2004 г. N 24, выданной ЭПУ "Казаньгоргаз", признано судом первой инстанции необоснованным.
В соответствии со статьями 54, 49 ГрК РФ объект заявителя подлежит государственному строительному надзору и получению по завершению строительства заключения.
Письмом Инспекции государственного строительного надзора РТ (от 9.10.2013 N 12-09/7512) заявителю отказано в выдаче заключения о соответствии в связи с несоблюдением требований пунктов 25, 27 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации" (вместе с "РД-11-04-2006"), утвержденного Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129.
Суд первой инстанции указал также на то, что доказательства, подтверждающие наличие заключения на спорный объект и справки о выполнении технических условий выданных на благоустройство и озеленение территории сдаваемого объекта капитального строительства, в материалы дела не представлены. Отчет, подготовленный АНО Проектный изыскательский институт "Центр экспертиз и испытаний в строительства", которое не является органом государственного строительного надзора, таковым заключением не является.
Площади и объемы объекта, указанные в разрешении на строительство, не соответствует справке для подготовки разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.11.2014 (для Бюро технической инвентаризации), согласно которой строительный объем всего 20 431 куб.м. (подземной части - 4 078 куб.м., надземной части - 16 353 куб.м.), площадь встроено-пристроенных помещений - 1 478,4 кв.м., площадь застройки - 1 359,6 кв.м., количество этажей объекта - 5, площадь здания - 5 262,9 кв.м.
Ссылаясь на данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом, на основании пунктов 7, 9 части 3, пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ, обоснованно указанно на необходимость представления соответствующих документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Ссылка заявителя на части 3.2, 6.1 статьи 55 ГрК РФ отклонена судом в связи с отсутствие заключения, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, на спорный объект.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, что в силу п.1), ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для его отмены.
Как уже было указано выше, в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ответчиком указано на три несоответствия, имеющихся в представленных заявителем для получения этого разрешения документах.
В части наличия справки о выполнении технических условий на газоснабжение, судом первой инстанции дана правильная оценка, что при отсутствии газификации дома, выполнения этих условий не требуется.
В части отсутствия доказательств выполнения технических условий благоустройства и озеленения придомовой территории, судом первой инстанции не дано надлежащей оценки доводам заявителя и представленным им документам.
В частности, из пояснений заявителя и материалов дела следует, что изначально, строительство дома осуществлялось ООО "Строительная фирма "Аргос" именно этой организации в 2005 году выдавалось разрешение на строительство. Члены ТСЖ "Марджани" являлись дольщиками при строительстве указанного жилого дома. Само ТСЖ создано для организации окончания строительства жилого дома.
При оформлении разрешения на строительство в сентябре 2012 года на нового застройщика - ТСЖ "Марджани" выполнения работ по благоустройству, озеленению, обустройству детской площадки, размещения каких-либо иных объектов благоустройства на отведенном под строительство участке не предполагалось. В том числе и потому, что размеры участка не позволяют это сделать.
Доказательств выдачи заявителю технических условий на благоустройство территории (дословно причина отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сформулирована как "_отсутствие справки о выполнении технических условий выданных на благоустройство_") со стороны ответчиков не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требовать доказательств выполнения технических условий, которые не выдавались заявителю, орган муниципальной власти не вправе.
Последней причиной для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось отсутствие заключения органа государственного строительного надзора в отношении указанного объекта.
С учетом части 1 статьи 49 и пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении указанного объекта капитального строительства должен был осуществляться государственный строительный надзор. Органом, который должен был осуществлять указанный надзор, является Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что строительный надзор в отношении спорного объекта не осуществлялся.
Таким образом, заявителем при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию формально не было соблюдено требование, предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представленный ТСЖ "Марджани" Отчет по результатам обследования о соответствии здания требованиям технических регламентов и проектной документации выполненный АНО ПИИ "ЦЭИС", по смыслу приведенной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, не могут заменить заключение органа государственного строительного надзора.
Вместе с тем, отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, выдавший разрешение на строительство объекта капитального строительства, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан не только проверить наличие и правильность оформления документов, перечисленных в части 3 названной статьи, но и произвести осмотр вводимого в эксплуатацию объекта, который не проводится только в случае, если при строительстве или реконструкции объекта осуществлялся государственный строительный надзор. В ходе осмотра объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия данного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало Управлению, выдавшему ТСЖ разрешение на строительство дома, самостоятельно в пределах предоставленной ему частью 5 указанной статьи компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации.
Однако такой осмотр заинтересованное лицо не проводило. В соответствии с частью 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если застройщик не представил в составе документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключение органа государственного строительного надзора, уполномоченный на выдачу указанного разрешения орган местного самоуправления обязан запросить данное заключение у соответствующего органа.
При этом согласно части 6.1 указанной статьи неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частью 3.2 этой же статьи, в том числе заключения органа государственного строительного надзора, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, ответчик обязан был запросить заключение органа государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства в Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, что сделано не было. При отсутствии такого запроса, а также в случае неполучения запрошенного в Инспекции заключения в установленный срок согласно части 6.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не вправе было отказать заявителю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным и возложения на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией заявителя относительно способа восстановления его нарушенных прав. Заявитель просит обязать Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани выдать ТСЖ "Марджани" разрешение на ввод спорного объекта в эксплуатацию.
Однако в приведенной выше части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя - путем проведения органом, выдавшем разрешение на строительство объекта капитального строительства осмотра вводимого в эксплуатацию объекта капитального строительства на предмет проверки соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, по результатам которого ответчик должен принять решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2015 года по делу N А65-31714/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Требования удовлетворить. Признать незаконным решение Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженное в письме N 03-01-47 от 09.12.2014 г. об отказе ТСЖ "Марджани" в выдаче разрешения на ввод объекта: "Жилой дом с офисами и подземной стоянкой по ул. Ф. Карима 2/22" в эксплуатацию.
Обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Марджани" путем проведения осмотра вводимого в эксплуатацию объекта: "Жилой дом с офисами и подземной стоянкой по ул. Ф. Карима 2/22" на предмет проверки его соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, требованиям технических регламентов, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, по результатам которого принять решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31714/2014
Истец: ТСЖ "Марджани" ,г.Казань
Ответчик: МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
Третье лицо: Инспекция Государственного строительного надзора РТ, Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани