г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А56-4091/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Полушина В.А. по доверенности от 12.01.2015;
от заинтересованного лица: Шахматова А.А. по доверенности от 28.05.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1061/08) Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2015 по делу N А56-4091/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла"
к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" (187330, Ленинградская обл, Кировский р-н, г.Отрадное, ул.Центральная, д.4, ОГРН 1024701329102, далее- ОАО "Пелла", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (191023, Санкт-Петербург, ул.Зодчего России, д.1/3, подъезд 4.2, ОГРН 1087847040181, далее- Комитет) от 23.01.2015 N 5 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства при строительстве объекта капитального строительства в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Суд первой инстанции решением от 02.04.2015 изменил постановление Комитета от 23.01.2015 N 5, снизив размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда в части уменьшения размера штрафных санкций отменить.
В судебном заседании представитель Комитета, поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд первой инстанции, уменьшая размер штрафных санкций, не учел то обстоятельство, что при назначении административного наказания обществу, с учетом смягчающих вину обстоятельств, назначен минимальный размер, предусмотренный санкцией части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 13.11.2014 по 08.12.2014 на основании распоряжения от 10.11.2014 N ГСН 14/853 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области проведена документарная выездная проверка ОАО "Пелла" в отношении объекта капитального строительства "Судостроительный комплекс" по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, уч. N 105.
На момент проверки на указанном объекте осуществлялось строительство производственного корпуса со встроенными помещениями, административно-бытового комплекса с автостоянками и внутриплощадочными сетями, сухого дока, плиты с вытяжными путями, заготовительного отделения трубообрабатывающего цеха, склада труб и деталей МЧС с ТП, достроечного цеха с ТП, трубообрабатывающего и механомонтажного цех, малярно-изоляционного цеха, электромонтажного цеха, склада средне и малогабаритного оборудования с площадками газификаторов, склада крупногабаритного оборудования, компрессорной станции, склада невзрывоопасных и взрывоопасных газов с асфальтобетонной площадкой.
В ходе проверки было установлено, что застройщиком ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" от Администрации муниципального образования Кировского муниципального района Ленинградской области получено разрешение на строительство от 14.03.2013 N RU47509000-014. Строительство объекта капитального строительства осуществляется по проектной документации, разработчиком которой является ООО "ВЕКТОР-И" и на проектную документацию имеется положительное заключение экспертизы ГАУ "Леноблгосэкснертиза" от 15.02.2013 г. N 4-1-4-0049-13.
При этом при осмотре территории строительства обнаружено, что на левом берегу реки Нева на 44-м километре от ее устья на искусственно созданном земельном участке, примыкающем к территории судостроительного комплекса, в водоохраной зоне осуществляется строительство судоспускового сооружения и достроечных набережных, общей протяженностью причального фронта в 353,26 м., площадью достроечных набережных - N 1 - 11907,6 м 2, N 2 - 3185,1 м 2. Строительство ведется на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 47:16:0201048:94 площадью 7703 м.кв, находящемся в аренде согласно договору аренды земель с кадастровым номером 47:16:0201048:92 для несельскохозяйственных целей от 03.08.2011 N 1770-3 ( с дополнительным соглашением от 02.12.2011 г. N 1770-з/2), заключенному между КУМИ Администрации муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области и ОАО "Пелла". Разрешение на строительство, предусмотренное статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, на указанный объект строительства отсутствует.
Общество предоставило проверяющим уведомление государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" от 07.11.2014 г. N 2453-14/ЛОЭ-1729, адресованное директору ООО "А.С.Строй", осуществляющему строительные работы.
Согласно названному уведомлению обществу в соответствии с пунктом 7.3 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" предложено откорректировать проектную документацию и представить на повторную экспертизу, поскольку в проектной документации отсутствует заключение государственной экологической экспертизы искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, на момент проверки отсутствовало положительное заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство, которое в дальнейшем в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ должно прилагаться с другими документами для получения разрешения на строительство.
По выявленному правонарушению 14.01.2015 Комитетом составлен протокол об административном правонарушении и 23.01.2015 вынесено постановление N 5 о привлечении ОАО "Пелла" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением в части размера назначенного ему административного штрафа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что назначенное обществу наказание, при наличии разрешения на строительство несоразмерно выявленному правонарушению и подлежит снижению с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества в части снижения размера штрафных санкций, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство предусматривает наказание для юридических лиц - от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения в данном случае является посягательство на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. То есть объектов капитального характера.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). При этом частью 2 ст.51 настоящего Кодекса установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 той же статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Факт осуществления на земельном участке с кадастровым номером 47:16:0201048:94 строительства судоспускового сооружения и достроечных набережных, без получения положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство подтверждается материалами административного дела и ОАО "Пелла" не отрицается.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения требований в сфере градостроительства общество не предоставило, причины, препятствующие обращению за получением разрешения на строительство, не озвучило. В рассматриваемом случае, общество причинило существенный вред охраняемым общественным правоотношениям, приведя к невозможности осуществления государственного контроля за осуществляемым им строительством.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Однако суд первой инстанции, установив основание для снижения размера штрафных санкций, с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014, принял решение об отмене оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в решении суда указано на несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения и необеспечению достижения целей административного наказания. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда, поскольку из материалов дела усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя и обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности (остановка строительства и принятие мер до получения необходимого разрешения л.д.24).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 02 апреля 2015 года по делу N А56-4091/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4091/2015
Истец: ЗАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла"
Ответчик: Комитет государственного надзора и государственной экспертизы ЛО, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области