г. Томск |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А27-19964/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 марта 2015 года по делу N А27-19964/2014 (судья И.А. Конарева)
по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирская автотранспортная компания" (ОГРН 1024200678523, ИНН 4205036291, 650021, г. Кемерово, ул. Станционная, 4)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650000, г. Кемерово, ул. Дзержинского, 4-а)
о признании недействительными решения от 26.09.2014 N 18000164, от 26.09.2014 N 18000164 осс, от 26.09.2014 N 151н/с,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сибирская автотранспортная компания" (далее -ЗАО "СибАТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд социального страхования)
- о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 26.09.2014 N 18000164 в части непринятия к зачету расходов в сумме 116 816 рублей 38 копеек;
- о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 26.09.2014 N 18000164 осс;
- о признании недействительным решения N 151н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.09.2014,
- обязании Фонда социального страхования принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем в размере 116 816 рублей 38 копеек.
Требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 20.03.2015 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными решения Фонда социального страхования:
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 26.09.2014 N 18000164 в части непринятия к зачету расходов в сумме 116 816 рублей 38 копеек;
- о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 26.09.2014 N 18000164 осс в части доначисления недоимки по страховым взносам на сумму 5024 рубля 06 копеек, применения санкции в виде штрафа в размере 1004 рубля 81 копейка и соответствующей суммы пени;
- о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.09.2014 N 151н/с в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 1505 рублей 98 копеек, применения санкции в виде штрафа в размере 301 рубль 20 копеек и соответствующей суммы пени, обязав Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "СибАТК" путем принятия соответствующего решения о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных страхователем в сумме 116 816 рублей 38 копеек в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела просит отменить вынесенный судебный акт в части удовлетворения заявленных требований, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушениями Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 и Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности".
По мнению подателя жалобы, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, исходя из минимального размера оплаты труда, сотрудникам, работающим в г. Красноярске к размерам пособий неверно применены районные коэффициенты, вместо 1,2 применен коэффициент 1,3.
Указывает, что в нарушение статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не исчислены страховые взносы в 2011-2013 годах на выплаты, не предусмотренные статьей 20.2 названного Закона.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Фонд социального страхования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Фонда социального страхования.
В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 21.07.2015.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 20.07.2015 произведена замена судей Колупаевой Л.А., Марченко Н.В. на судей Музыкантову М.Х., Усанину Н.А., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
После отложения судебное заседание продолжено без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Фондом социального страхования в отношении общества проведена выездная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлены акты проверки от 29.08.2014 N 18000164, N 18000164 осе, N 151 н/с.
Фондом социального страхования было установлено, что обществом произведены расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением законодательства Российской Федерации листков нетрудоспособности, а также неправомерно начислены пособия с учетом районного коэффициента, равного 1,3.
Фондом также предложено доначислить страховые взносы:
- на суммы непринятых к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 124 443, 43 рубля;
- на сумму выплат из среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленных в связи с этим дни отдыха, выплачиваемые страхователям в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений согласно статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации за 2011 - 2013 в размере 30 290,79 рублей;
- на сумму выплаченного ежемесячного вознаграждения работникам организации за выполнения функции члена Правления в размере 25 716,16 рублей;
- на сумму членского взноса уплаченной организацией за работников в размере 3 600 рублей;
- на сумму частичной оплаты путевки в УАКСП санаторий "Барнаульский" в размере 15 000 рублей за работника Общества;
- на сумму выплат и иные вознаграждений, выплаченных Обществом в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений в размере 32 000 рублей.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Фондом социального страхования вынесены решения:
- решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 26.09.2014 N 18000164 (далее - решение N18000164), в соответствии с которым к зачету не приняты расходы общества на выплату страхового обеспечения в сумме 117 258, 82 рублей;
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 26.09.2014 N 18000164 осс (далее - решение N 18000164 осс), в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в результате занижения облагаемой базы в размере 6 208,09 рублей; начислены пени в сумме 7 751,92 рубля за несвоевременную уплату страховых взносов в период 2011-2013; общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 1 241,62 рубля;
- решение от 26.09.2014 N 151н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение N 151н/с), в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в результате занижения облагаемой базы в размере 1 956,49 рублей; начислены пени в сумме 1 167,87 рублей за несвоевременную уплату страховых взносов, а также общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 391,30 рублей.
Посчитав указанные решения незаконными и необоснованными, нарушающими его права и охраняемые законом интересы, ЗАО "СибАТКК" оспорило их в судебном порядке.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений от общества не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
С учетом изложенного предметом данного судебного разбирательства является решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как установлено судом основанием для принятия решения N 18000164 послужил вывод Фонда социального страхования о неправомерности расходов, назначенных и выплаченных обществом по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушениями Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 0.08.2007 N 514 (далее - Порядок N514), и Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), а именно:
- в нарушение пункта 60 Порядка N 514 в листке нетрудоспособности серии ВЯ 3011460 за период с 21.03.2011 по 29.03.2011, выданном на имя Прядкина Е.В. подчеркнуто "основное" место работы, продублированы серия и номер этого листка нетрудоспособности в строке, которая заполняется для представления листка "по совместительству";
- в нарушение пункта 75 Порядка N 514 в листке нетрудоспособности серии ВЮ 4094977 за период с 18.04.2011 по 22.04.2011, выданном на имя Чудинова С.А., в правом верхнем углу нет печати медицинской организации;
- в нарушение пункта 56 Порядка N 624н в листке нетрудоспособности N 003087250194 за период с 26.07.2011 по 01.08.2011, выданном на имя Мамонтова Ю.П., при заполнении бланка листка нетрудоспособности неверно указана фамилия врача (буква "N" в фамилии);
- в нарушение пунктов 56, 65 Порядка N 624н в листке нетрудоспособности N 027904869716 за период с 16.12.2011 по 13.12.2011, выданном на имя Храповой Е.А. допущены исправления цифр в периодах при заполнении таблицы "Освобождение от работы", а именно, исправлена цифра "2" на "1" в первой, во второй строках таблицы "Освобождение от работы" и при закрытии листка нетрудоспособности. В разделе "Заполняется работодателем" допущено 2 исправления, а на обратную сторону бланка внесена только одна правильная запись;
- в нарушение пункта 56 Порядка N 624н в листках нетрудоспособности допущены исправления цифр в периодах при заполнении таблицы "Освобождение от работы", при наличии ошибок в заполнении листков нетрудоспособности они считаются испорченным и взамен их выдаются новые листки нетрудоспособности: в листке N 073816266618 за период с 06.11.2012 по 05.12.2012 (выдан на имя Федькина Н.П.) исправлена цифра "1" на "2" в третьей строке освобождения от работы; N 085340381902 за период 05.03.2013 по 13.03.2013 (выдан на имя Нуждова Н.А.) исправлена цифра "0" на "2" в первой строке освобождения от работы; N 093996473311 за период с 11.06.2013 по 08.07.2013 (выдан на имя Митрофанова С.Н.) исправлена цифра "7" на "8" в третьей строке освобождения от работы;
- в нарушение пункта 61 Порядка N 624н: в листке нетрудоспособности N 000837624974 за период с 05.07.2011 по 22.07.2011, выданном на имя Киселева А.А., при продолжающейся нетрудоспособности в строке "Приступить к работе" в ячейках, где указывается дата восстановления трудоспособности, отмечено "00". Порядком N624н при выдаче нового листка нетрудоспособности, если гражданин продолжает болеть, заполнение строки "Приступить к работе" не предусмотрено; также в листке нетрудоспособности N 073798384316 за период с 04.03.2013 по 12.04.2013, выданном на имя Фролова В.В.,, при выдаче листка продолжения в строке "Иное" вместо кода "31" указан код "32";
- в нарушение пункта 13 Порядка N 624н в листках нетрудоспособности N 061421410615 за период с 02.07.2012 по 17.07.2012, выданном на имя Гавриленко А.А. и листке N073850212033 за период с 20.10.2012 по 05.11.2012, выданном на имя Нуждова О.В., при сроке временной нетрудоспособности 16 и соответственно 17 календарных дней, вопрос дальнейшего лечения решался врачом единолично. При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией;
- в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие выплачено за дни, на которые застрахованному лицу врач не давал освобождения от работы. Страхователем неверно определено и оплачено количество дней, подлежащих оплате по листку нетрудоспособности N 028003298988 за период с 18.02.2012 по 27.02.2012, выданному на имя Акулич А.Н., оплатили по 28.02.2012, переплата пособия за 1 день;
- в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ, подпункта 1 пункта 1 статьи 8 главы 2 Федерального закона N 125-ФЗ расходы в сумме 6139,68 рублей, произведенные на выплату пособия по листку нетрудоспособности серии N 048918072743 за период с 10.08.2012 по 24.08.2012 выданному на имя Писарева А.В., причина нетрудоспособности указана "04" (несчастный случай на производстве), отнесены на расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в I раздел формы 4-ФСС. В нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ расследование данного страхового случая Обществом в установленном порядке не проводилось и не оформлялось соответствующим страховому случаю образом. Расходы, произведенные на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, следовало отнести на расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в раздел II формы 4-ФСС;
- в нарушение пунктов 2.1 и 5.1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ исчислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности (совместитель) серии ВЯ 3056565 за период с 19.02.2011 по 05.03.2011, выданному на имя Пикалова Б.П. Данное лицо является совместителем. Право на получение пособия по временной нетрудоспособности по всем местам работы (службы, иной деятельности), предусмотрено пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ. Так как застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах не было занято у данного страхователя, согласно пункту 2.1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности только по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности). Застрахованное лицо не предоставило справку (справки) о сумме заработка с основного места работы (других мест работы) (пункт 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ), а также справку (справки) с места работы о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (пункт 5.1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ). В связи с отсутствием вышеуказанных документов у страхователя нет основания для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Пикалову Б.П.
Также, Фонд социального страхования считает, что в нарушение пункта 11.1 "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2007 N 375) далее - (Положение N 375) при исчислении пособий по временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда, сотрудникам, работающим в г. Красноярске к размерам пособий неверно применены районные коэффициенты, то есть вместо коэффициента 1,2 применен коэффициент 1,3 по листкам нетрудоспособности N 028719561374 за период с 09.04.2012 по 23.04.2012 (Мироновой Н.Ф.), N 049560053100 за период с 22.04.2012 по 04.05.2012 и продолжение N 049626155257 за период с 05.05.2012 по 21.05.2012, продолжение N 049626540054 за период с 22.05.2012 по 01.06.2012(Быковскому А.И.), N 049582212052 за период с 04.06.2012 по 18.06.2012 и продолжение N 049582394870 за период с 19.06.2012 по 25.06.2012 (Вяжевой Ю.А.), N 061360220294 за период с 12.09.2012 по 25.09.2012 (Клепикова В.И.), N 061286737924 за период с 21.09.2012 по 28.09.2012 (Степанян Т.В.), N 061369972100 за период с 24.09.2012 по 08.10.2012 (Никитиной Е.В.), N 073893846854 за период с 06.12.2012 по 24.12.2012 и продолжение N 073896453036 за период с 25.12.2012 по 02.01.2013 (Никитиной Е.В.), N 073850853824 за период с 25.12.2012 по 05.01.2013 (Винникова В.Н), N 073844825928 за период с 22.01.2013 по 04.02.2013(Никитиной Е.В.), N 085422803920 за период с 06.02.2013 по 25.02.2013 и продолжение N 085337173387 за период с 26.02.2013 по 06.03.2013, продолжение N 085424594394 за период с 07.03.2013 по 04.04.2013, продолжение N 074094503217 за период с 05.04.2013 по 30.04.2013, продолжение N 093961556732 за период с 01.05.2013 по 07.06.2013, продолжение N 094043317211 за период с 08.06.2013 по 02.07.2013, продолжение N 094043814537 за период с 03.07.2013 по 04.07.2013, продолжение N 104165624724 за период с 05.07.2013 по 17.07, продолжение N 104205134893 за период с 18.07.2013 по 12.08.2013 и продолжение N 104205692526 за период с 13.08.2013 по 19.08.2013 (Никитиной Е.В.), N 093923267198 за период с 17.06.2013 по 21.06.2013 (Ворс А.С.), N 104174775054 за период с 28.07.2013 по 16.08.2013 и продолжение N 104205753937 за период с 17.08.2013 по 06.09.2013 (Ермакова В.П.), N093981285206 за период с 30.07.2013 по 07.08.2013 (Хусаенов P.M)., N104202989351 за период с 10.12.2013 по 18.12.2013 (Денисов В.М.), N 104385213727 за период с 09.12.2013 по 18.12.2013 (Семенов А.Г.) Сумма расходов, произведенных с нарушением установленных правил, составила 6842,05 рублей, в том числе сумма расходов за счет средств Фонда социального страхования составила 6219,14 рублей.
Кроме того Фондом социального страхования установлено, что общество при определении размера единовременного пособия при рождении ребенка неверно применяло районный коэффициент 1,3 к размерам пособий выданных сотрудникам, работающим в г. Красноярске, в связи с чем заявителем была излишне выплачена сумма в размере 5166, 85 рублей (Гусареву С.Г., Медведеву Р.Р., Снеткову К.В. и Аксенову Ю.В.).
Всего сумма расходов произведенных с нарушением установленных правил, составила 125 416,26 рублей, в том числе за счет Фонда социального страхования 112091,97 рублей.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, отказ Фонда социального страхования в части непринятия к зачету расходов общества по листкам нетрудоспособности N ВЯ 3011460, ВЮ 4094977, N 003087250194, N 027904869716, N 073816266618, N 085340381902, N 093996473311, N000837624974, N073798384316, N061421410615, N073850212033 является незаконным и не обоснованным исходя из следующего.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является ЗАО СибАТК".
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ.
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 514).
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Однако, порядок выдачи листков нетрудоспособности не предполагают безусловный отказ в назначении и выплате пособий и безусловное непринятие к зачету расходов страхователя, только исходя из формального установления любых ошибок, технических недочетов при оформлении листков нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что Фонд социального страхования не принял к зачету расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, которые были заполнены с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Вместе с тем, указывая на нарушения, Фонд социального страхования не обосновал, на что они повлияли, и не представил доказательств того, что листки нетрудоспособности выданы необоснованно, равно как и не представил доказательств отсутствия наступления страховых случаев.
Фонд социального страхования также не обосновал, что указанные нарушения повлекли за собой неправильное определение периода нетрудоспособности и, соответственно, неправильный расчет пособия, и, как следствие этого, неправомерное расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В части отказа Фонда социального страхования в принятии к зачету расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности серии ВЯ 3056565 за период с 19.02.2011 по 05.03.2011, выданному на имя Пикалова Б.П., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о его необоснованности, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно части 5.1. статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Как установлено судом первой инстанции, Пикалов Б.П. работал совместителем в ЗАО "СибАТК", при этом в двух предшествующих страховому случаю календарных годах застрахованное лицо не состояло в трудовых отношениях у данного страхователя.
Заявитель на основании предъявленного больничного листа выплатил работнику Пикалову Б.П. пособие по временной нетрудоспособности за период с 19.02.2011 по 05.03.2011 в сумме 2776,02 рубля, в том числе за счет Фонда социального страхования 2220,82 рубля.
Страхователем были предъявлены к зачету расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности Пикалова Б.П. в размере 2220,82 рубля.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об основном месте работы Пикалова Б.П., а также сведения о том, что соответствующее пособие по временной нетрудоспособности Пикалову Б.П., как застрахованному лицу, было выплачено по основному месту работы, необоснованной выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности в ходе проверки не установлено, целевой характер расходования средств Фонда социального страхования не нарушен, суд первой инстанции правомерно признал решение Фонда социального страхования N 18000164 в данной части необоснованным.
Решение N 18000164 Фонда социального страхования в части отказа в принятии к зачету расходов страхователя на выплату пособия по листку нетрудоспособности N 048918072743, выданному на имя Писарева А.В., суд первой инстанции также признал необоснованным исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обществом выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 048918072743, выданному на имя Писарева А.В. за период с 10.08.2012 по 24.08.2012 в сумме 6139,68 рублей за счет средств Фонда социального страхования.
Медицинским учреждением в листке нетрудоспособности причина нетрудоспособности указана как "04" (несчастный случай на производстве).
Расходы на выплату данного пособия отнесены обществом на расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в I раздел формы 4-ФСС.
В обоснование своей позиции по делу Фонд социального страхования указывает, что обществом в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расследование данного страхового случая в установленном порядке не проводилось, расходы, произведенные на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве следовало отнести на расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в раздел II формы 4-ФСС.
Несчастным случаем на производстве является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Страхователь, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ обязан расследовать страховые случаи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом первой инстанции, работник общества не уведомлял работодателя о факте несчастного случая.
Только при наличии причинно-следственной связи временной нетрудоспособности с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплата пособия по временной нетрудоспособности должна осуществляться за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указание медицинской организацией, в том числе в результате ошибки, причиной нетрудоспособности несчастного случая на производстве, само по себе таким подтверждением не является.
Фондом не представлено доказательств отсутствия страхового случая для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, обоснованности непринятия к зачету выплат, произведенных Обществом по листку нетрудоспособности N 048918072743, выданному на имя Писарева А.В. Представленный листок нетрудоспособности является надлежащим доказательством наступления страхового случая, позволяет определить период временной нетрудоспособности застрахованного лица, подтверждает целевое использование средств Фонда социального страхования.
Признавая необоснованным и отказ в принятие к зачету расходов общества на выплату пособий по временной нетрудоспособности и единовременного пособия в части сумм пособий, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,3, вместо коэффициента 1,2, суд первой инстанции исходил из того, что общество обоснованно применяло районный коэффициент в размере, установленном постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", в соответствии с которым с 01.09.1992 на территории городов и районов края, указанных в приложении к настоящему постановлению, был установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу положений статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время соответствующий нормативный правовой акт Правительством Российской Федерации не принят. При этом, в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 250-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации", положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которой обладают субъекты Российской Федерации в порядке статьи 73 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать в системном единстве с положениями статьи 76 (части 2 и 5), согласно которым (если) по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, (то) последние не могут им противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон. Однако, как уже было сказано, нормативный акт в федеральном законодательстве отсутствует - следовательно, может действовать акт субъекта Российской Федерации.
На момент принятия постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" администрация Красноярского края являлась высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Красноярского края, чей статус был подтвержден главой 9.1 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978), в редакции Закона Российской Федерации от 21.04.1992 N 2708-1.
Данное постановление было принято администрацией Красноярского края на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", предоставившего право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) максимальных и минимальных размеров этих коэффициентов. Указанные органы являлись органами власти административно-территориальных единиц Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (статья 71 Конституции, принятой Верховным Советом РСФСР 12.04.1978).
В момент принятия постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" орган его принявший, обладал соответствующей компетенцией, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Вместе с тем признание Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 N 466 утратившим силу постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с момента утраты силы названным постановлением не обладают полномочиями по установлению (изменению) размера районного коэффициента. Однако это не означает автоматическую утрату нормативной силы документов, которые были законно приняты данным органом ранее в пределах имевшихся полномочий. Акт, ранее принятый в пределах имевшихся полномочий продолжает действовать до его отмены или утраты им юридической силы по иным основаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства признания в судебном порядке постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" недействующим либо отмены данного нормативного правового акта органом, принявшим указанный акт.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу том, что постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" является действующим.
Довод ответчика о том, что в Красноярском крае действует два разных районных коэффициентов (1,3 - установленный для субъектов Российской Федерации; 1,2 - установленный на федеральном уровне); в отношении федеральных органов власти механизм возмещения таких выплат отсутствует, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном применении Фондом норм материального права.
Принимая во внимание то, что в настоящее время Правительством Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не установлен, постановление от 21.08.1992 N 311-п принято администрацией Красноярского края в пределах предоставленных Советом Министров РСФСР исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, а также то обстоятельство, что при начислении обществом своим сотрудникам заработной платы с учетом коэффициента 1,3, а пособия исчисляется исходя из среднего заработка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что применение обществом коэффициента в размере 1,3 при определении размеров пособий является правомерным.
В соответствии с решениями N 184000164 осс и N 151 н/с Фондом социального страхования доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также выплат произведенных обществом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию в размере 124 443,43 рубля.
В результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фондом социального страхования доначислены дополнительно страховые взносы в сумме 3608,86 рублей.
Также Фондом социального страхования доначислены страховые взносы на сумму не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1062,18 рублей.
Доводы Фонда социального страхования о занижении облагаемой базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не производстве и профессиональных заболеваний на суммы социальных пособий суд первой инстанции признал необоснованными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не подлежат обложению страховыми взносами.
К видам обязательного социального страхования относятся, в частности, единовременное пособие при рождении ребенка и пособие по временной нетрудоспособности (подпункты 5,11 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Указанные расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности были фактически понесены заявителем.
Действующее законодательство не закрепляет право Фонда социального страхования доначислять страховые взносы на расходы, произведенные страхователем с нарушениями установленного порядка, не предоставляет право Фонду производить доначисление страховых взносов обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на расходы, которые не приняты к зачету по другому виду обязательного социального страхования.
Расходы, понесенные заявителем в счет начисленных страховых взносов и непринятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами (недоимкой) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Начисляя страховые взносы на непринятые к зачету выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фонд социального страхования фактически начислил страховые взносы на недоимку по страховым взносам, что противоречит действующему законодательству. Недоимка не является базой для начисления страховых взносов в силу положений статей 7,8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ)
В оспариваемом решении фактически происходит начисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства Российской Федерации, законных прав и интересов заявителя.
Действующим законодательством в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрено включение в облагаемую базу для исчисления страховых взносов по указанному виду социального страхования недоимки, образовавшейся по другому виду социального обеспечения.
Взыскание начисленных согласно оспариваемому решению страховых взносов приведет к двойному налогообложению организации, что является недопустимым нарушением принципов налогообложения в Российской Федерации.
Действующим законодательством гарантировано право застрахованного лица получать соответствующие пособия по социальному страхованию в случае наступления страхового случая, в том числе временной нетрудоспособности.
Выплаты пособий по временной нетрудоспособности являются для работодателя обязательными социальными выплатами, расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место страховой случай и факт утраты трудоспособности подтвержден надлежащим образом оформленными документами.
В случае выплаты социального пособия с нарушением законодательства, в том числе по неправильно оформленным документам, страхователь несет риск выплат таких пособий за свой счет, а не за счет страховых взносов, и риск возврата выплаченных сумм за счет страховых взносов в бюджет Фонда. Но и в этом случае, статус таких выплат как социальных пособий не утрачивается.
На основании вышеизложенного решения Фонда социального страхования N 18000164 осс и N 151н/с в данной части не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Соответственно, неправомерным является привлечение заявителя к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ и по пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа, а также начисление за неуплату указанной суммы страховых взносов соответствующих сумм пени.
Доначисление Фондом социального страхования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 52,20 рублей на сумму членского взноса, уплаченной заявителем за работников в размере 1 800,00 рублей (по решению N 18000164 осс), а также начисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 25,20 рублей на сумму членского взноса уплаченной организацией за работников в размере 3600 рублей (по решению N 151 н/с) необоснованно.
Членство работников-бухгалтеров в Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России осуществляется в интересах общества. Поэтому оплата членского взноса осуществляется в целях, связанных с деятельностью работодателя, и не может быть признана доходом его работника. Уплата членских взносов за работника также не предусмотрена в трудовом договоре.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оплата членского взноса является оплатой труда работников, то есть носит систематический характер, зависит от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, Фондом не представлено.
Решениями Фонда социального страхования N 18000164 осс и N 151н/с на сумму частичной оплаты путевки за работника общества в УАКСП санаторий "Барнаульский" в размере 15 000 рублей начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования в сумме 435,00 рублей и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 105,00 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ указаны суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпунктом "и" пункта 2).
Таким образом, законодательством Российской Федерации о страховых взносах не определены конкретные нормы компенсационных выплат и порядок их установления применительно к страховым взносам на пенсионное страхование, в связи с чем в данном случае применяется общий порядок установления таких норм и их размера, предусмотренный трудовым законодательством.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Из анализа приведенных положений следует, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда. Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Исходя из положений статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемая выплата произведена обществом на основании коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения, носит социальный характер, не обусловлена выполнением трудовой функции, а, следовательно, не относится к объекту обложения страховыми взносами. Доказательств обратного Фондом социального страхования в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом социального страхования не представлено.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с приказом генерального директора общества от 30.07.2013 N 129 29-30 августа 2013 был проведен конкурс профессионального мастерства среди водителей в целях повышения профессионального мастерства, теоретических и практических знаний Правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобилей, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и навыков оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и несчастных случаев.
Согласно указанному приказу для поощрения победителей конкурса в личном и командном первенстве выделены денежные средства в сумме 62 000 рублей по статье "Премия за участие в конкурсе профессионального мастерства", согласно расходам социального характера из прибыли за август 2013.
Выплата работникам денежных премий, обусловленная победой в конкурсе профессионального мастерства и не связана с трудовой деятельностью сотрудников общества; премии не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества; выплачивались вне зависимости от занимаемой должности; не были рассчитаны исходя из тарифов, окладов работников; условие о выплате такой премии не включено в систему оплаты труда, не предусмотрено в качестве оплаты труда трудовым или коллективным договорами. Факт наличия трудовых отношений между Обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Данная выплата не подлежала включению в расчет при исчислении страховых взносов на обязательное страхование, поскольку не связана с оплатой труда работников, в связи с чем у Фонда социального страхования не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Основания для снижения размера штрафа в оставшейся части судом не усматриваются.
Пеня в оставшейся части по решениям N 18000164 осс и N 151 н/с, кроме начисленной Фондом социального страхования на суммы неуплаченных страховых взносов, начислена за нарушение страхователем сроков уплаты страховых взносов в проверяемом периоде 2011-2013, заявителем не оспаривается.
Существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки не установлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Фонда социального страхования о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 26.09.2014 N 18000164 в части не принятия к зачету расходов в сумме 116 816,38 рублей, решение от 26.09.2014 N18000164 осс, в части доначисления недоимки по страховым взносам на сумму 5024,06 рублей, применения санкции в виде штрафа в размере 1004, 81 рублей и соответствующей суммы пени, а также решение N151н/с от 26.09.2014 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 1505, 98 рублей, применения санкции в виде штрафа в размере 301,20 рублей и соответствующей суммы пени являются незаконными и необоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.03.2015 года по делу N А27-19964/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19964/2014
Истец: ЗАО "Сибирская автотранспортная компания"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18