г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А21-723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены (уведомление N 80054);
от заинтересованного лица: не явились- извещены (уведомление N 80053);
третье лицо: не явились- извещены (уведомление N 8005);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12979/2015) Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2015 по делу N А21-723/2015 (судья Ефименко С.Г.), принятое по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому и атомному надзору
третье лицо: Федеральное агентство по железнодорожному транспорту
о признании незаконными решений о выдаче предписаний, о признании недействительными предписаний, заявления о привлечении к административной ответственности и протоколов об административном правонарушении
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (Москва, переулок Николоямский, 3А, ОГРН1097746150292, далее - ФГКУ "Росгранстрой", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Центрального управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору ( 107031, г. Москва, ул. Рождественская, д. 5/7; ОГРН 1067746766240, далее - Управление Ростехнадзора) о выдаче предписаний от 24.06.2014 N 8.2-к-340првн-П/0003-2014, от 05.12.2014 N 8.2-к765првн-П/0061-2014, от 16.03.2015 N 8.2-к-149првн-П/0009-2015, заявления о привлечении учреждения и его руководителя к административной ответственности, а также о признании недействительными предписаний Центрального управления Ростехнадзора от 24.06.2014 N 8.2-к-340првн-П/0003-2014, от 05.12.2014 N 8.2-к765првн-П/0061-2014, от 16.03.2015 N 8.2-к-149првн-П/0009-2015, заявления о привлечении учреждения к административной ответственности от 12.12.2014, протоколов от 11.12.2014 N 8.2-к Пр/0288-0765првн-2014, от 20.03.2015 N 8.2-к-Пр/0061-0149првн-2015 и от 20.03.2015 N 8.2-к-Пр/0062-0149првн-2015 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по железнодорожному транспорту (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 07.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Росгранстрой", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда от 07.04.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенных проверок объекта капитального строительства "Строительство пограничной железнодорожной станции Чернышевское", расположенного по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, пос. Чернышевское, ул. Калининградская, Управление Ростехнадзора выдало ФГКУ "Росгранстрой" предписания от 24.06.2014 N 8.2-к-340првн-П/0003-2014, от 05.12.2014 N 8.2-к765првн-П/0061-2014, в которых обязало представить,
1) утвержденный застройщиком/ заказчиком проект объекта (его этап), получивший положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;
2) рабочую документацию, допущенную к производству работ застройщиком/ заказчиком за подписью ответственного лица на проставленном штампе;
3) приказ (распоряжение), иной документ об утверждении рабочей документации объекта заказчиком с указанной Ростехнадзором ссылкой на ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
4) разработанный проект и документы, подтверждающие выполненные работы по восстановлению и усилению фундаментов объединенного здания ж.д. вокзала ст. Чернышевское Калининградской ж.д.;
5) определить и представить перечень ответственных конструкций, перечень скрываемых возведением последующих конструкций работ и участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию;
6) общие и специальные журналы работ, подлежащие передаче в орган государственного строительного надзора, не представлены Учреждением для регистрации заказчиком/застройщиком в орган государственного строительного надзора.
Кроме того, по результатам проверок Управление Ростехнадзора составило протокол от 11.12.2014 N 8.2-к Пр/0288-0765првн-2014 о наличии в действиях ФГКУ "Росгранстрой" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанный протокол вместе с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по названной статье направлены в арбитражный суд.
В период с 12.03.2015 по 16.03.2015 Управление Ростехнадзора провело внеплановую документарную проверку по вопросу выполнения ФГКУ "Росгранстрой" вышеуказанных предписаний и в связи с установлением факта их невыполнения, выставило новое предписание от 16.03.2015 N 8.2-к-149првн-П/0009-2015, в котором содержались требования аналогичные в ранее выставленных предписаниях.
По результатам названой проверки, Управление составило протоколы от 20.03.2015 N 8.2-к-Пр/0061-0149првн-2015 и N 8.2-к-Пр/0062-0621првн-2015 о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанные протоколы вместе с заявлением о привлечении ФГКУ "Росгранстрой" к административной ответственности по названной статье направлены в арбитражный суд.
Не согласившись с решениями Управления Ростехнадзора о вынесении предписаний, законностью самих предписаний, а также протоколов об административных правонарушениях и с заявлениями, направленными в арбитражный суд о привлечении учреждения к административной ответственности, учреждение оспорило их законность в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая ФГКУ "Росгранстрой" в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и иным действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания в арбитражном суде протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях данные процессуальные документы, в том числе, являются доказательствами по делу об административном правонарушении и не подлежат обжалованию в арбитражном суде в качестве самостоятельного предмета требований в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Самостоятельно, по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ, согласно пункту 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" возможно оспорить решения, действия (бездействие) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ).
При этом самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.
Как видно из материалов дела, Управление Ростехнадзора направило в арбитражный суд заявление о привлечении ФГКУ "Росгранстрой" к административной ответственности по ч. 6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение требований предписания от 24.06.2014 N 8.2-к-340првн-П/0003-2014, приложив в качестве доказательства совершения правонарушения протокол об административном правонарушении от 11.12.2014 N 8.2-к Пр/0288-0765првн-2014. При рассмотрении вопроса о правомерности привлечения учреждении к административной ответственности судом дана оценка законности выдачи предписания от 24.06.2014 N8.2-к-340првн-П/0003-2014
Судебным актом по делу А21-5648/2014 заявление Управления удовлетворено в полном объеме, ФГКУ "Росгранстрой" привлечено к административной ответственности на ч. 6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде 70 000 рублей штрафа.
Управление Ростехнадзора также направило в арбитражный суд заявление о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за невыполнение требований предписания от 05.12.2014 N 8.2-к-765првн-П/0061-2014. Судом дана оценка законности выдачи предписания от 05.12.2014 N 8.2-к-765првн-П/0061-2014 при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения к административной ответственности. учреждения
Судебным актом по делу А21-10736/2014 заявление Управления удовлетворено в полном объеме, ФГКУ "Росгранстрой" привлечено к административной ответственности на ч. 6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде 50 000 рублей штрафа.
Кроме того, правомерность выполнения тех требований, которые указаны в оспариваемых предписаниях, подтверждена судебными актами по делам о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях N А21-4617/2013, NА21-10847/2013.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Относительно предписания Управления Ростехнадзора от 16.03.2015 N 8.2-к-149првн-П/0009-2015 апелляционный суд не усматривает оснований для признания его недействительным. Изложенные в заявлении обстоятельства документально подтверждены материалами дела, предписание вынесено Управлением правомерно. Материалы, подтверждающие выполнение учреждением указанных выше шести пунктов предписания, в Управление не представлены.
Таким образом, Управлением Ростехнадзора предоставлены суду достаточные доказательства неисполнения ФГКУ "Росгранстрой" требований, содержащихся в предписании от 16.03.2015 N 8.2-к-149првн-П/0009-2015, тогда как учреждение уклонилось от предоставления доказательств надлежащего выполнения им предписания надзорного органа.
Принятие решений о выставлении в отношении учреждения оспариваемых предписаний осуществлено в рамках предоставленных действующим законодательством Центральному управлению Ростехнадзора полномочий.
Апелляционный суд также отмечает, что нормами АПК РФ не предусмотрено обжалование заявлений Управления Ростехнадзора, направленных в арбитражный суд с требованием о привлечении учреждения к административно ответственности на основании вышеуказанных протоколов об административных правонарушениях, а также оспаривание протокола об административном правонарушении N 8.2-к-Пр/0062-0149првн-2015, вынесенного в отношении должностного лица Шестопалова А.Г.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 апреля 2015 года по делу N А21-723/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-723/2015
Истец: ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Госграницы" (ФГКУ Рогранстрой), ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Госграницы" (ФГКУ Росгранстрой)
Ответчик: Центральное управление Федеральной Службы по экологическому, технологоическому и атомному надзору
Третье лицо: Федеральное агентство по железнодорожному транспорту (росжелдор)