город Омск |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А46-6804/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобы (регистрационный номер 08АП-5193/2015) индивидуального предпринимателя Вовченко Сергея Сергеевича и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5194/2015) индивидуального предпринимателя Яцина Никиты Сергеевича на решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2014 по делу N А46-6804/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Яцина Никиты Сергеевича (ОГРНИП 314554307800070, ИНН 550311876886) к Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании недействительным распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 07.02.2014 N 140-р, постановления Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п в части, обязании обеспечить выбор земельного участка,
при участии третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ИП Вовченко Сергея Сергеевича (ОГРНИП 304550710600760, ИНН 550601531611), открытого акционерного общества Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект",
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Вовченко Сергея Сергеевича - Кожевникова В.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности от 14.10.2014 сроком действия 1 год);
от индивидуального предпринимателя Яцина Никиты Сергеевича - Кожевникова В.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности от 16.06.2014 сроком действия 2 года);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Макарьева Е.П. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 50 от 24.09.2014 сроком действия 1 год);
от Администрации города Омска - Веселкова И.А. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия 1 год);
от открытого акционерного общества Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Яцин Никита Сергеевич обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании недействительным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 140-р от 07.02.2014 "Об отказе Яцину Никите Сергеевичу в размещении железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений вблизи строения по улице Седова 55/4 в Кировском административном округе города Омска".
Кроме того, заявитель просил суд признать недействительным Постановление Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект-левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска" в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером 55:36:140102:3248, находящемуся в собственности Яцина Никиты Сергеевича, а также по объекту недвижимости: нежилое помещение N 6П общей площадью 1087,6 кв.м., расположенное по адресу: Кировский административный округ города Омска, ул. Седова, д. 55 (свидетельство о государственной регистрации права серия 55-АА N 844192 от 05.07.2013, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области), а также в части прохождения красных линий по запрошенному земельному участку для размещения железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений вблизи строения по улице Седова 55/4 в Кировском административном округе города Омска.
В целях устранения нарушенных прав заявителя предприниматель просил обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по делу N А46-6804/2014 обеспечить выбор земельного участка на основании заявления ИП Яцина Никиты Сергеевича от "28" октября 2013 года о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта: железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений, примерной площадью 3 500 кв.м., место расположения земельного участка - г. Омск, ул. Седова 55/4 в Кировском административном округе города Омска и принять решение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо требования не признало, в удовлетворении просит отказать полностью.
Определением от 02.12.2014 суд привлек к участию в деле третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Вовченко Сергея Сергеевича, который просил признать недействительным Постановление Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект-левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска" в части, касающейся прохождения красных линий и части улицы общегородского значения Волгоградская по земельному участку с кадастровым номером 55:36:140102:3248, находящемуся в общей долевой собственности Яцина Никиты Сергеевича и Вовченко Сергея Сергеевича, а также по объекту недвижимости: арматурный цех, назначении: нежилое, общей площадью 1502,30 кв.м., номера на поэтажном плане: 3П 49, этаж 1, литера АН2, расположенному по адресу: Кировский административный округ города Омска, ул. Седова, дом 55 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 433639 от 15.09.2011, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области).
Тем же определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект".
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.03.2014 по делу N А46-6804/2014 в удовлетворении требований ИП Яцина Н.С., ИП Вовченко С.С. отказано полностью.
Суд возвратил из федерального бюджета: в доход ИП Яцина Н.С. 1 600 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании чека от 17.05.2014 и в доход ИП Вовченко С.С. 1 800 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании чека от 03.11.2014.
ИП Яцина Н.С. и ИП Вовченко С.С. обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в обоснование которых указали, что в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации предпринимателям и гражданам, проживающим на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, ее планировки и проекта ее межевания, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на спорной территории, лица, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов, не было направлено сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта планировки территории и проекту межевания.
Также подателями апелляционных жалобы указано, что части земельных и части строений, принадлежащих ИП Яцина Н.С. и ИП Вовченко С.С. на праве долевой собственности, неправомерно включены органами местного самоуправления в состав земель общего пользования, тогда как, следуя части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Помимо прочего, ИП Яцина Н.С. и ИП Вовченко С.С. указали, что ими в суде первой инстанции заявлены ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п, однако в решении суда не имеется ни одного довода о том, удовлетворено ли такое ходатайство.
От ИП Яцина Н.С. поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Оспаривая доводы подателей жалоб, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Открытое акционерное общество Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Яцина Н.С. и ИП Вовченко С.С. поддержал доводы, изложенные в своей апелляционных жалобах и дополнениях, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации города Омска поддержал позицию Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, возразил против доводов апелляционных жалоб. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании, открытом 14.07.2015, объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 21.07.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
После перерыва рассмотрение апелляционных жалоб продолжено в прежнем составе суда и в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы и дополнения к апелляционной жалобе ИП Яцина Н.С., отзыв на них, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Яцину Никите Сергеевичу на праве собственности принадлежит нежилое помещение N 6П общей площадью 1087,6 кв.м., расположенное по адресу: Кировский административный округ города Омска, ул. Седова, д. 55 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 844192 от 05.07.2013 выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области).
Также заявителю на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3248 общей площадью 8474 кв.м., категория земель: земля населенных пунктов - для производственных целей под строение. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка - ориентир 1-этажная пристройка по адресу Кировский административный округ города Омска, ул. Седова, д. 55 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 897153 от 05.07.2013 г. выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области).
Заявитель направил в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска заявление о выборе земельного участка для строительства на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта: железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений. Предполагаемое место расположения земельного участка - г. Омск, ул. Седова 55/4 в Кировском административном округе города Омска. Предполагаемый размер земельного участка 3 500 кв.м. Указанное строение должно по проекту осуществлять доставку и разгрузку сыпучих строительных материалов на склад Заявителя, собственником которого он является, о чем упомянуто выше.
Письмом от 17.02.2014 N 09/1641 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил о том, что на основании распоряжения Департамента от 07.02.2014 N 140-р Яцину Никите Сергеевичу отказано в размещении железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений вблизи строения по улице Седова 55/4 в Кировском административном округе города Омска.
Как указано в распоряжении, заявителю отказано согласно схемам расположения земельного участка (схемам 1, 2), утвержденным распоряжением Департамента от 28 января 2014 года N 65-р, в связи с несоответствием размещения объекта:
- пункту 6 статьи 9 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. N 201 (далее - Правила), так как испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3), в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2);
- проекту планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п, так как испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях проектируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения (улица Волгоградская);
- пункту 1.4.16 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года N 22-п, так как размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
Полагая, что изложенные в распоряжении основания отказа в предварительном размещении железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений безосновательны, основаны на несоответствующих закону нормативных актах органов местного самоуправления, и нарушают права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Как указывалось ранее, привлеченное определением от 02.12.2014 к участию в деле третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - ИП Вовченко Сергея Сергеевича, просил признать недействительным Постановление Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект-левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска" в части, касающейся прохождения красных линий и части улицы общегородского значения Волгоградская по земельному участку с кадастровым номером 55:36:140102:3248, находящемуся в общей долевой собственности Яцина Никиты Сергеевича и Вовченко Сергея Сергеевича, а также по объекту недвижимости: арматурный цех, назначении: нежилое, общей площадью 1502,30 кв.м., номера на поэтажном плане: 3П 49, этаж 1, литера АН2, расположенному по адресу: Кировский административный округ города Омска, ул. Седова, дом 55 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 433639 от 15.09.2011, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области).
23.03.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (пункт 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.10.2011 N 999-р "О подготовке документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" осуществлена подготовка документации по планировке территории в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная, улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска; улица Граничная - левый берег реки Иртыш - граница городской черты, улица Мельничная - улица 1-я Казахстанская - улица 8-я Кировская в Кировском административном округе города Омска.
На основании постановления Администрации города Омска от 28.04.2012 N 631-п "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" проведены публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в том числе, расположенных в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска.
При этом, оценивая довод подателей жалоб о не уведомлении о проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта планировки территории и проекта межевания территории правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на данной территории, суд апелляционной инстанции признает его несостоятельным.
Согласно частям 5 - 9 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участие правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства в рассмотрении проекта планировки обеспечивается путем проведения публичных слушаний - оповещения жителей о месте и дате проведения публичных слушаний.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Решения Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" состав документов, материалов по проектам планировки территории и проектам межевания территории, представляемых участникам публичных слушаний, устанавливается рабочим органом и должен обеспечивать полное информирование заинтересованных лиц о характере вопросов, выносимых на публичные слушания.
Обнародование документов по вопросам, выносимым на публичные слушания, должно производиться путем их опубликования в средствах массовой информации, размещения в сети "Интернет", а также размещения их на стендах органов территориального общественного самоуправления или иных местах свободного доступа, которые удобны для посещения заинтересованными лицами. Указанные места свободного доступа должны располагаться таким образом, чтобы заинтересованные лица могли своевременно ознакомиться с размещенной информацией, личного извещения всех заинтересованных лиц не требуется.
С учетом указанных публичных слушаний постановлением Администрации города Омска от "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден, в том числе, проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3248, собственником которого является заявитель, в соответствии с оспариваемым проектом планировки находится в границах красных линий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее -линейные объекты).
Исходя из смысла пункта 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документация по планировке территории разрабатывается на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (пункт 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом у органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Исходя из смысла пункта 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования.
Из указанного следует, что нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положения проектов планировки, в том числе, предусматривающие параметры градостроительного зонирования, должны корреспондироваться с соответствующими положениями правил землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки земельный участок, находящийся в собственности заявителя, отнесен, в том числе, к зоне городского наземного транспорта, следовательно, оспариваемый проект планировки нормам действующего градостроительного законодательства не противоречит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Правил зона городского наземного транспорта (ИТ-2) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Правил зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой и розничной торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями градостроительных регламентов.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проектом планировки территории, на прилегающей территории планируется размещения магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения (ул. Волгоградская), производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривается, что 29.10.2013 заявитель обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3 500 кв.м, расположенного вблизи строения по адресу: город Омск, ул. Седова, 55/4 в Кировском административном округе города Омска.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 07.02.2014 N 140-р "Об отказе Яцину Никите Сергеевичу в размещении железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений вблизи строения по улице Седова, 55/4 в Кировском административном округе города Омска" Яцину Н.С. отказано в размещении железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений вблизи строения по улице Седова, 55/4 в Кировском административном округе города Омска согласно схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вариант 1, вариант 2), утвержденным распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 28.01.2014 N 65-р, в связи с несоответствием размещения объекта:
- пункту 6 статьи 9 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, так как испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3), в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2);
- проекту планировки территории, расположенной в границах: проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п, так как испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях проектируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения (улица Волгоградская);
-пункту 1.4.16 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года N 22-п, так как размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
При этом арбитражный суд правомерно отметил, что схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которых принято оспариваемое распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 07.02.2014, утверждены распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 28.01.2014 N 65-р, которое является действующим, в судебном порядке недействительным не признано.
Кроме того, согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13, отказ органа местного самоуправления в выборе и предоставлении земельного участка, а также в размещении на нем объекта недвижимости является правомерным, в частности, в случае:
- если испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, что влечет невозможность формирования такого участка;
- если испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях общего пользования.
Относительно доводов подателей жалоб о том, что при предоставлении земельного участка четко указано о его расположении в зоне ИТ-2 без пересечения иных зон суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта состоит из нескольких этапов.
Положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации посвящены реализации первого этапа: выбору земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечение выбора земельного участка органом местного самоуправления - это часть процедуры выбора земельного участка, предваряющая выбор как таковой.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта уполномоченный орган на основе анализа необходимых документов рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства конкретного объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору земельного участка.
То есть на этом этапе уполномоченный орган в первую очередь проверяет, возможно ли строительство на запрашиваемой территории.
Из содержания пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что обеспечение выбора земельного участка осуществляется посредством: 1) определения вариантов размещения объекта; 2) проведения процедур согласования.
Буквальный анализ положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не дает оснований однозначно полагать, что орган местного самоуправления обязан разработать несколько вариантов размещения объекта путем корректировки площади испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем данной нормой закона предполагается надлежащее исполнение уполномоченным органом обязанности по рассмотрению определения вариантов размещения объекта при наличии условий, позволяющих это сделать в соответствии с градостроительными, экологическими и иными требованиями, применимыми к рассматриваемой территории, с учетом действующей документации государственного кадастра недвижимости и землеустройства.
Схематичное изображение испрашиваемого земельного участка заявителем не выполнено ИП Яциным Н.С. на кадастровом плане территории, следовательно, утверждать что то изображение земельного участка, которое представил заявитель попадает исключительно в зону ИТ-2 необоснованно и не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вариант 1), выполненная департаментом архитектуры полностью соответствует расположению земельного участка, указанному заявителем на схематичном изображении, приложенном к заявлению, а именно испрашиваемый земельный участок расположен между сформированными земельными участками и объектами недвижимости и прямо над земельным участком с кадастровым номером 55:36:140102:3088. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вариант 2) не соответствует расположению земельного участка, указанному заявителем, так как испрашиваемый земельный участок смещен к земельному участку 55:36:140102:3248 и не располагается над земельным участком 55:36:140102:3088 и выполнена департаментом архитектуры в целях исполнения положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое решение департамент выносил на основании варианта 1, поскольку он максимально приближен к схематичному изображению, представленному заявителем.
Оценивая наличие у Департамента возможности сформировать земельный участок для строительства объекта заявителя с иными параметрами, коллегия исходит из того, что заявитель просил предоставить ему определенный земельный участок с указанием его размера и точного местоположения (определено адресно и на схеме).
Доказательств возможности иного варианта размещения объекта, помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предприниматель суду не представил. Следовательно, у суда отсутствуют основания полагать, что такая возможность имелась у Департамента.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012.
Довод подателя апелляционной жалобы по поводу того, что часть земельного участка, принадлежащего ИП Яцина Н.С. и ИП Вовченко С.С. на праве долевой собственности, неправомерно включены органами местного самоуправления в состав земель общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Действительно, в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) также установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации N 18-30 от 06.04.1998 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе: в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Согласно пункту 4.6 Инструкции в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения может осуществляться корректировка красных линий по решению органов местного самоуправления, утвердивших их.
Как установлено судом первой инстанции, Проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска утвержден постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п. Текст постановления опубликован в газете "Третья столица" от 16.08.2012 N44.
При этом право собственности земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3248 общей площадью 8474 кв.м., категория земель: земля населенных пунктов - для производственных целей под строение зарегистрировано 29.10.2012 на основании договора купли-продажи земельного участка N ДГУ/12-2877-3162/2012-К от 24.08.2012 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 769204 от 29.10.2012 выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, том 1 л.д. 87).
Иными словами, приватизация земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:3248 осуществлена предпринимателем после вступления в силу соответствующего нормативного акта, определяющего новые границы планировки указанной выше территории, в связи с чем, доводы подателей жалоб о неправомерности включения органами местного самоуправления рассматриваемой части земельного участка в состав земель общего пользования являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит оспариваемое распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 140-р от 07.02.2014 "Об отказе Яцину Никите Сергеевичу в размещении железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений вблизи строения по улице Седова 55/4 в Кировском административном округе города Омска" законным и обоснованным, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии оснований для его отмены.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 140-р от 07.02.2014 подлежит оставлению без изменения.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционные жалобы предпринимателей удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб предпринимателей, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на их подателей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2014 по делу N А46-6804/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6804/2014
Истец: ИП Яцин Никита Сергеевич
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: ИП Вовченко Сергей Сергеевич, ОАО - Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект", ОАО Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект"
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-26160/15
18.07.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9003/16
23.06.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-6804/14
03.12.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-26160/15
28.07.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5193/15
23.03.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-6804/14