г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А21-9187/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисова Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 78455);
от заинтересованного лица: Крепина А.В. по доверенности от 16.01.2015
от третьего лица: не явились извещены (уведомление N 78453, 78454, 78457);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12792/2015) Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2015 по делу N А21-9187/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
третье лицо - председатель Калининградской областной думы Оргеева М.Э., гр.Киселев В.М., Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа
установил:
ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" (236039, г.Калининград, ул. Железнодорожная, д.13-23, ОГРН 1103926011969, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения от 23.10.2014 N АМЗ-89/2014 и предписания от 23.10.2014 N 237-АМЗ Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, г.Калининград, ул.Барнаульская, д.4,ОГРН 1023901001552, далее - антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены председатель Калининградской областной думы Оргеева М.Э., гр.Киселев В.М., Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Решением суда первой инстанции заявленные ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" требования удовлетворены. Признаны недействительными решение N АМЗ-89/2014 и предписание N 237-АМЗ от 23.10.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области. С Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в пользу ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что неправомерное взимание с пассажиров платы за оформление проездного документа разъездным кассиром в поезде сверх установленной платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области является нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебное заседание представители заявителя и третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя антимонопольного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 31.03.2014 поступило обращение председателя Калининградской областной думы Оргеевой М.Э. и гражданина Киселева В.Ф. о неправомерном взимании ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рублей сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 N 119-02н/13.
Антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N АМЗ-89/2014. По результатам рассмотрения дела 23.10.2014 антимонопольным органом вынесено решение N АМЗ-89/2014, которым:
- общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона N 135 в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа (билета) проездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рублей сверх платы, утвержденной приказом службы от 25.12.2013 N 119-02н/13;
- обществу выдано предписание N 237-АМЗ по делу N АМЗ-89/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, незамедлительном прекращении взимания платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рублей сверх платы.
Общество не согласилось с указанным решением и предписанием антимонопольного органа по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством осуществлялось взимание дополнительной (сверх утвержденного для него тарифа) платы за оформление проездного документа (билета) непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без проездных документов со станций (остановочных пунктов), где производится оформление проездных документов, то есть оказывалась дополнительная услуга пассажирам, которые не приобрели проездной билет в кассах станций. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
Статей 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки, общие условия которого определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки пассажиров отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (ст.786 ГК РФ).
В силу ст.790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере железнодорожных перевозок.
Частью 5 статьи 5 Закона N 135 предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу ст. 6 Закона одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" было создано 26.11.2010 в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации и его основным видом деятельности является деятельность железнодорожного транспорта. При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ основным акционером общества (99 % акций) является ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2010 N ГК-1409фс обществу предоставлена лицензия серии ППБ N 3905701 на осуществление перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом сроком на пять лет.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 N 103-т общество, осуществляющее деятельность в сфере железнодорожных перевозок на территории Калининградской области, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел I "Железнодорожные перевозки", регистрационный номер - 39/12.
Следовательно, общество правомерно отнесено антимонопольным органом к субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке услуг железнодорожных перевозок, и на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
По общему правилу пассажир приобретает билет на проезд до посадки в транспорт общего пользования по цене, определенной на основании утвержденного в установленном порядке тарифа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
В соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата, в отношении которых регулируются государством, отнесены в том числе:
- перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозки в вагонах категории "СВ" и "купе") (п. 5);
- оформление проездных документов на железнодорожном транспорте (пп. д, п. 8).
На момент поступления в антимонопольный орган обращения, на основании которого было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства действовали Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС России от 26.07.2002 N 30.
Согласно п.156 Правил дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), в том числе, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.
Пунктом 88 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, предусмотрено, что утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии, относится к компетенции правления общества.
Решением правления ОАО "Российские железные дороги" (протокол от 20.06.2008 N 18) утвержден сбор за оказание услуги по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пассажирских пригородных поездов в размере 24 рублей, подлежащий взиманию с 01.07.2008 со всех категорий пассажиров, осуществивших посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где осуществляется оформление проездных документов.
ОАО "РЖД" телеграммой от 03.07.2008 N 10466 довело до сведения общества решение об утверждении названного сбора и его применении, указав, что сбор применяется ко всем категориям пассажиров, осуществившим посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов. Оформление проезда в поезде пригородного сообщения пассажирам, проезжающим с указанных станций без проездных документов, должно производиться с помощью переносной контрольной техники (ПКТК) всем категориям пассажиров с выдачей разового билета и чека об уплате сбора. В случае отсутствия или неисправности ПКТК оформление перевозок пассажиров производится в ручную.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 N 119-02н/13 были утверждены тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляемые обществом на территории Калининградской области, которые действовали в период с 01.01.2014 по 14.01.2015.
Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС России от 26.07.2002 N 30, утратили силу 11.08.2014 в связи с изданием приказа Минтранса России от 19.12.2013 N 473, которым с 12.08.2014 введены в действие новые Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, которыми предусмотрено:
- оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе автоматизированным способом или по ручной технологии, через терминалы самообслуживания, а также через веб-ресурс. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, допускается оформление проездного документа (билета) в поезде (п.20);
- при отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета). Перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающей установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы (п.22);
- безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде пригородного сообщения, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения. При этом с него взимается сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде. Если безбилетный гражданин заявляет о желании покинуть поезд, он оплачивает стоимость проезда до станции, на которой покинет поезд, и сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде (п.57).
Суд первой инстанции, учитывая, что основанием возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились события 04.01.2012 г., сделал правильный вывод, что осуществление обществом взимания дополнительной (сверх утвержденного для него тарифа) платы за оформление проездного документа (билета) непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без проездных документов со станций (остановочных пунктов), где производится оформление проездных документов, соответствовало действующему законодательству и у антимонопольного органа не имелось оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Взимание указанного сбора сверх установленного для общества тарифа в силу п. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" является сбором, не включенным в тариф ставки дополнительной операции, работы.
Стоимость билета по утвержденному тарифу оплачивается всеми пассажирами, которые приобретают билет в кассе или в поезде пригородного сообщения, в случае, если посадка осуществлена на станции, на которой продажа билета не осуществляется.
Сбор в размере 24 рублей уплачивается дополнительно к цене билета пассажирами, проезжающими со станций, на которых осуществляется продажа билета. В данном случае продажа билета является дополнительной услугой перевозчика, стоимость которой покрывает его дополнительные расходы.
Действующим законодательством услуги по оформлению проездного билета непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без проездных документов со станций (остановочных пунктов), где производится оформление проездных документов, не включены в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643), следовательно, размер такой платы устанавливается перевозчиком самостоятельно.
Поскольку ОАО "РЖД" является основным акционером ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" (доля в размере 99 % акций), то общество обоснованно использовало установленный ОАО "РЖД" размер сбора в сумме 24 рублей при оказании дополнительной услуги по оформлению проездного билета непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без проездных документов со станций (остановочных пунктов), где производится оформление проездных документов.
Судом обоснованно отклонены доводы антимонопольного органа о том, что указанные расходы перевозчика включены в расчет при установлении тарифов на проезд приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 N 119-02н/13 в связи с недоказанностью указанных обстоятельств и непредставлением надлежащих доказательств. Данные выводы сделаны антимонопольным органом на основании устных пояснений представителей общества, без исследования соответствующих документов.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Основания для вынесения решения и предписания должны быть установлены и документально подтверждены антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, такие доказательства в материалы дела не представлены.
Согласно п.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в оспариваемом решении, которой судом первой инстанции дана полная оценка с правильным применением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции объективно и правильно оценил все обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 апреля 2015 года по делу N А21-9187/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9187/2014
Истец: ОАО " Калининградская пригородная пассажирская компания "
Ответчик: УФАС по К/о
Третье лицо: Киселев Владимир Федорович, Оргеева Марина Эдуардовна, СЛУЖБА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ