г. Челябинск |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А47-11642/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Бэно" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2015 по делу N А47-11642/2014 (судья Вернигорова О.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - Линенко М.А. (доверенность N 15-36/00024 от 12.01.2015), Медянцева И.И. (доверенность N 09-56/14372 сроком действия до 31.12.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "АзияПродукт" (в последующем изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Бэно") (далее - ООО ТД "Бэно", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (деле - заинтересованное лицо, таможня), выразившихся в отказе возвратить излишне взысканные пени, а также об обязании возвратить на расчетный счет общества пени в сумме 155979,04 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2015 (резолютивная часть решения объявлена 22.04.2015) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Бэно" ссылается на обоснованность заявленных им требований. Обращает внимание на то, что заявление о возврате пени подано по установленной форме с приложением всех необходимых документов. Отказ таможни в рассмотрении этого заявления по мотиву непредставления документов, которые не могут быть представлены, по мнению подателя жалобы, является по существу отказом в возврате пени, и такой отказ является незаконным. Указывает на то, что Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и Коллегии экономической комиссии" (далее - Решение N 289), на которое ссылается таможня, вступило в действие с 01.07.2014, тогда как пени начислены за период с 2011 по 2013 годы и в этот период процедура не предусматривала возможность корректировок таможенных деклараций. Ссылается на то, что пени необоснованно начислялись таможней самостоятельно без уведомления заявителя и без подтверждающих их образование документов. Также, ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", полагает, что вопрос о возврате излишне уплаченных пеней должен быть рассмотрен судом по существу независимо от оспаривания решения таможни об оставлении без рассмотрения заявления о возврате таких платежей.
В судебном заседании представители заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО ТД "Бэно" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.12.2010 за основным государственным регистрационным номером 1105658027617.
22.10.2014 заявитель обратился в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных в период с 2011 года по 2013 год пеней в общей сумме 155979,04 руб. по 269 таможенным декларациям, приложив к заявлению заверенные копии таможенных деклараций, требований таможни и платежных поручений (т.1 л.д.29-34).
Письмом от 28.10.2014 N 15-52/11891 таможня возвратила обществу указанное заявление без рассмотрения ввиду непредставления с заявлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, которые обязательны к представлению в силу пп.3 п.2 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Таможней в частности разъяснено, что в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может являться приложенная корректировка декларации на товары (КДТ), заполненная в порядке, установленном Решением N 289, в части внесения изменений в соответствующие графы декларации. Изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в декларации, после выпуска товаров производится уполномоченным должностным лицом на основании КДТ путем корректировки электронной копии декларации при рассмотрении мотивированного обращения декларанта или таможенного представителя. Также таможней разъяснено заявителю право на повторное обращение с подобным заявлением (т.1 л.д.27-28).
Расценив указанное письмо таможни в качестве отказа в возврате заявителю пеней, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренных действий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 89 ТК ТС установлено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (ст.90 ТК ТС).
Основания и порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на территории Российской Федерации установлены ст.147 Закона N 311-ФЗ, в соответствии с которой, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (ч.1). К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин в должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 этого Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (ч.2). При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 этой статьи (ч.4). Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (ч.6). Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: 1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; 2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (ч.12). Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч.15).
Исследованием материалов дела установлено, что ООО ТД "Бэно" обратилось в таможню с заявлением о возврате (зачете) уплаченных пеней за период с 02011 года по 2013 год в общей сумме 155979,04 руб. При этом, всё заявление общества состоит из перечисления платежных документов, требований таможни и таможенных деклараций. Какая-либо мотивировка в части обоснования заявленного требования о возврате уплаченных платежей в заявлении общества отсутствует. К заявлению приложены исключительно копии перечисленных в нем документов.
В этой связи таможня пришла к обоснованному выводу о подтверждении представленными обществом документами лишь фактов погашения задолженности по уплате таможенных платежей. Обстоятельства, свидетельствующие об излишней уплате этих платежей, заявителем не указаны и соответствующими документами не подтверждены, на что обращено внимание в письме таможни от 28.10.2014.
При этом, указанным письмом заинтересованное лицо не отказало заявителю в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных платежей, а возвратило заявление общества без рассмотрения в порядке ч.4 ст.147 Закона N 311-ФЗ со ссылкой на несоблюдение требований п.3 ч.2 ст.147 Закона N 311-ФЗ и разъяснило право общества на повторное обращение с подобным заявлением, указав в том числе на документы, которыми может быть подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей.
Указанные действия таможни не являются отказом в возврате уплаченных заявителем пеней, совершены в установленном законом порядке и при наличии достаточных оснований. Приведенный в письме таможни перечень документов, которыми может быть подтверждена излишняя уплата таможенных платежей, является примерным (поскольку обстоятельства, по которым общество считает указанные в заявлении платежи уплаченными излишне, не раскрыты) и не ограничивает право общества на подтверждение этого обстоятельства иными документами.
Позиция заявителя, основанная на мнении о фактическом отказе таможней без законных оснований в возврате (зачете) излишне уплаченных обществом пеней, представляется противоречащей представленным в материалы дела доказательствам, а потому не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконными действий таможни, выразившихся в отказе возвратить излишне взысканные пени, не имеется.
Применительно к требованию об обязании таможни возвратить на расчетный счет общества пени в сумме 155979,04 руб. заявитель в апелляционной жалобе ссылается на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в п.3 Постановления Пленума от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в соответствии с которой при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Однако, указанная правовая позиция определена в только отношении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, а не в отношении заявленных обществом требований о возврате (зачете) пеней.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то обстоятельство, что ни при обращении в таможню, ни при обращении в суд заявителем не приведены основания, по которым он считает указанные в его заявлении суммы пеней уплаченными в излишнем размере (заявитель ограничился по сути исключительно указанием на необоснованность начисления пеней), что исключает возможность установления этого обстоятельства судом, и соответственно, - возможность рассмотрения требований заявителя в этой части по существу.
По мнению суда апелляционной инстанции, требование заявителя об обязании возвратить уплаченные им в период с 2011 года по 2013 год суммы пени, заявленное без приведения обоснования излишней уплаты этих сумм и представления соответствующих доказательств, направлено по существу не на разрешение существующего спора по поводу начисления пеней, а на формирование нового спора в суде (посредством понуждения заинтересованного лица к обоснованию начисления указанных заявителем сумм пеней и последующего представления заявителем возражений в отношении этих доводов), что противоречит основным принципам судопроизводства.
В этой связи требования заявителя в части обязания таможни возвратить обществу уплаченные пени являются необоснованными, а потому оснований для их удовлетворения у суда не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о необоснованности требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2015 по делу N А47-11642/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Бэно" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11642/2014
Истец: ООО "АзияПродукт", ООО ТД "Бено"
Ответчик: Оренбургская таможня