г. Владивосток |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А51-36358/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Округ",
апелляционное производство N 05АП-2284/2015
на решение от 20.02.2015
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-36358/2014 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Округ" (ИНН 2506012540, ОГРН 1122506000374, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.04.2012)
к Административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа (ИНН 2506002729, ОГРН 1032500638895, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.01.2003)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 85/14 от 04.12.2014,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Округ" (далее - заявитель, общество, ООО "Округ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа (далее - административный орган, комиссия, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 85/14 от 04.12.2014, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.21 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и с учётом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 20.02.2015, общество просит его отменить как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование заявленных требований апеллянт ссылается на отсутствие вины общества в нарушении Правил по организации благоустройства территории Дальнереченского городского округа N 09 от 01.03.2011.
Общество ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств того, что в нарушение пункта 13 вышеназванных Правил было прекращено или затруднено движение транспортных средств или пешеходов по дорогам и улицам, которые обслуживало ООО "Округ", а также наличия или возникновения неблагоприятных последствий, связанных с действиями или бездействием ООО "Округ".
Как указывает общество, на обслуживаемой улице (ул. Украинская) движение транспортных средств и пешеходов не прекращалось и препятствия для движения отсутствовали, ООО "Округ" были проведены все необходимые мероприятия по обработке противогололедными материалами в установленный срок.
По мнению заявителя, наличие обязанностей по договору, не может автоматически свидетельствовать о вине в совершении административного правонарушения, поскольку обязательными признаками последнего является наличие события правонарушения и вины.
Общество полагает, что доказательства извещения ООО "Округ" по его юридическому адресу о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления в материалах дела отсутствуют. Таким образом, административным органом допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в не извещении юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
В представленном в материалы дела письменном отзыве административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
21.11.2014 в 11 час. 10 мин. административной комиссией было обнаружено, что на пересечении улиц Украинская и Чапаева, до улицы Энгельса в г. Дальнереченске дорога не очищена от снега и снежной жижи. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 21.11.2014.
Административный орган, усмотрев в действиях ООО "Округ" административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.21 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (далее - Закон N 44-КЗ), по данному факту 27.11.2014 в присутствии представителя общества по доверенности, составил протокол серия N 1-25-14-32 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, административная комиссия 04.12.2014 вынесла постановление N 83/14, которым признала ООО "Округ" виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.21 Закона N 44-КЗ и назначила ему наказание в виде административного штрафа в сумме 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Общество, полагая, что указанное постановление не отвечает требованиям закона и нарушает ее права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в порядке § 2 главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона N 44-КЗ и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ состав административного правонарушения устанавливается на основании доказательств, которыми являются любые фактические данные.
Эти данные в силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении, который является основным процессуальным документом в целях привлечения к административной ответственности, отсутствие которого делает невозможным установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий и защиту прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу пункта 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, исходя из статьи 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должно быть уведомлено о месте и времени его составления.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (пункт 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (пункт 3 статьи 25.15 КоАП РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 Постановления Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
В силу пункта 24.1 Постановления N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 10 при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени проведения данного процессуального мероприятия.
Цель извещения состоит в том, что лицо, которое приглашено на составление в отношении него протокола об административном правонарушении, должно иметь точное представление о времени и месте совершения данного процессуального действия.
Кроме того, в соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник (часть 1). В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (часть 2). Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть 3). Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4). Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 5).
В соответствии с пунктом 24 Постановления N 10 суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Следовательно, при отсутствии у административного органа доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, доказательством может служить доверенность на участие в конкретном административном деле, подписанная законным представителем.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении. Таким образом, лицу, привлекаемому к ответственности должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными КоАП РФ.
Приведенные правовые нормы и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 27.11.2014 N 1-25-14-32 по делу об административном правонарушении был составлен председателем административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа в отсутствие законного представителя общества.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В материалы дела административным органом в подтверждение надлежащего уведомления о составлении протокола об административном правонарушении ООО "Округ" была предоставлена детализация звонков с номера телефона ведущего специалиста администрации Дальнереченского городского округа Бражникова В.Е. Однако, доказательств, свидетельствующих о содержании разговоров, а также о принадлежности имеющегося в детализации номера телефона именно обществу или законному представителю общества Садовенко Е.П. административным органом в нарушение статьи 61, 68 АПК РФ не предоставлено. Кроме того, доказательств направления в адрес юридического лица и вручения уведомления обществу или его законному представителю ООО "Округ" Садовенко Е.П. материалы дела не содержат. Информация о составлении 27.11.2014 в отношении общества протокола об административном правонарушении не доведена до сведения последнего. Иного материалы дела не содержат и административным органом документально не опровергнуты.
Доказательств применения комиссией иных способов извещения общества о дате и месте составления протокола, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, как того требует часть 1 статьи 25.15 Кодекса, материалы дела не содержат.
Документального подтверждения получения обществом телефонограммы, почтовой корреспонденции о необходимости явки Садовенко Е.П. 27.11.2014 для составления протокола об административном правонарушении материалы административного дела не содержат. Способ извещения, выбранный административным органом, не позволяет признать надлежащим извещение общества о времени и месте рассмотрения административного дела, поскольку не обеспечивает фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, представленные ответчиком распечатки телефонных звонков, при отсутствии телефонограммы, содержащей сведения о дате и времени и месте составления вышеуказанного протокола, с указанием лица ее передавшего и принявшего, не могут служить допустимым доказательством извещения общества о дате и месте составления спорного протокола, так как не позволяют установить содержание телефонных разговоров. При этом судебная коллегия учитывает, что факт извещения общества о дате и времени составления протоколов ООО "Округ" отрицает.
С учетом изложенного, административным органом не были предприняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего уведомления общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, в рассматриваемом случае у административного органа не имелось доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Не представлены такие доказательства административным органом и в ходе рассмотрения дела ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Кроме того, из материалов дела следует, что 27.11.2014 при составлении протокола об административном правонарушении участвовала защитник Левченко С.В., действующая на основании общей доверенности от 20.11.2014 N 18, подписанной генеральным директором ООО "Округ" Садовенко Е.П. на представление интересов общества в административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа без указания на наличие полномочий по участию в конкретном административном деле, которая давала письменные объяснения, получила копию протокола, а также была уведомлена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем имеются подписи с расшифровкой этого лица.
В связи с этим участие защитника Левченко С.В. при составлении протокола на основании общей доверенности не свидетельствует о надлежащем извещении ООО "Округ" о времени и месте составления протокола. Иных доказательств административный орган не представил. Выдача обществом доверенности на участие Левченко С.В. в конкретном административном деле не осуществлялась, что свидетельствуют о том, что обществу не было известно время и место составления протокола об административном правонарушении.
Наделение обществом своего представителя правом представлять интересы заявителя по общей доверенности и отсутствие указания в данной доверенности на конкретное административное дело не может рассматриваться как надлежащее уведомление общества о месте и времени составления протокола об административной правонарушении.
Исходя из изложенного следует, что составление протокола об административном правонарушении в рассматриваемом случае лишили общество возможности надлежащим образом защищать свои права при привлечении к административной ответственности, гарантированные Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ.
Непредставление административным органом обществу реальной возможности участвовать в составлении протокола об административном правонарушении и реализовать права, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии допущенных административной комиссией администрации Дальнереченского городского округа нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности является ошибочным, не основанным на материалах дела и не соответствует нормам права.
Пунктом 10 Постановления N 10 установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, допущенное комиссией процессуальное нарушение судебная коллегия находит существенным, так как оно повлекло ограничение привлекаемого к ответственности лица в реализации своих прав квалифицированно возражать по существу вмененного административного правонарушения, давать объяснения, представлять доказательства, что, в свою очередь, не позволило административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Общество не имело реальной возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, не смогло в должной мере воспользоваться своими правами и обязанностями, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие отсутствие вины по фактам выявленного нарушения, воспользоваться помощью защитника, который мог бы мотивированно представить возражения относительно обстоятельств выявленных нарушений.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не принимает, как не влияющие на исход по настоящему делу.
Нарушение срока обжалования постановления по административному делу в суд со стороны общества не выявлено.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства наличия грубого нарушения процессуального порядка административного производства, суд первой инстанции не правомерно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования в признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 85/14 от 04.12.2014.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2015 по делу N А51-36358/2014 отменить.
Признать незаконными и отменить постановление Административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа от 04.12.2014 по делу об административном правонарушении N 85/14 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Округ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.21 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-36358/2014
Истец: ООО "Округ"
Ответчик: Административная комиссия Дальнереченского городского округа