город Москва |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А40-218733/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу ООО "РУС-АВТО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 24.04.2015 по делу N А40-218733/14,
принятое судьей Анциферовой О.В.
по иску ООО "РУС-АВТО"
(ОГРН 1066330012540, 446100, Самарская обл., г. Чапаевск, ул. А. Толстого, 78)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1);
Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210)
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Саванькова Т.А. по доверенности от 18.12.2014,
от ответчиков: 1) не явился, извещен,
2) Аксютина Е.М. по доверенности N 130 от 30.12.2014
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрены заявленные истцом требования о взыскании с:
- Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации убытков в размере 1 690 100 руб. 36 коп.,
- Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области убытков в размере 3 461 119 руб. 64 коп.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал, представил правовую позицию по апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела в 2011, 2012, 2013 году Истец участвовал в реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Самарской области мероприятий по обеспечению льготных категорий граждан равной доступности услуг общественного транспорта, предоставляя упомянутым гражданам, проживающим в г. Чапаевск и г. Безенчук Самарской области, право проезда в городском автобусном транспорте на основании единых социальных проездных документов.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., Самарская область Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" обеспечила граждан, внесенных в федеральный регистр льготников, мерой социальной поддержки в виде права приобретать единый социальный проездной документ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Истец является организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте, поэтому в силу ч. 3 ст.789, ст.426 ГК РФ был обязан перевозить льготников на основании ЕСПБ, в связи с чем, понес расходы.
Согласно приложенного к данному исковому заявлению Расчету иска, убытки Истца представляют собой разницу между суммой, не полученной от вышеуказанных льготников провозной платы и суммой дохода от реализации льготникам единых социальных проездных документов. Дополнительные субсидии из бюджета Самарской области или Российской Федерации не поступали.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствие с законом или иным нормативно-правовым актом установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как видно из законодательства Самарской области такой порядок позволяет предусмотреть и осуществлять компенсацию перевозчику расходов связанных с перевозкой льготной категории граждан.
В 2011-2013 году в городе Самара порядок перевозки льготных категорий граждан регулировался постановлениями Правительства Самарской области 02.02.2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для граждан, которым меры социальной поддержки оказываются за счет федерального и областного бюджетов", от 07.12.2009 г. N 634 и от 03.03.2010 г. N 102 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета", N 696 от 27.12.2010 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета траспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области".
Согласно указанным постановлениям утвержден перечень граждан пользующихся правом на приобретения ЕСПБ по льготной цене.
Согласно пункту 2 Порядка, утвержденного указанными выше постановлениями обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта осуществляется министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее - министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, утвержденных министерству в установленном порядке, и с учетом поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - отдельные категории граждан).
Пункты 4 и 5 порядка устанавливают, что Предоставление средств областного бюджета в целях возмещения расходов транспортных организаций осуществляется при условии представления транспортной организацией в министерство ежеквартально в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, квартальной бухгалтерской отчетности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность транспортной организации за IV квартал представляется по состоянию на 1 декабря текущего года. Размер возмещения расходов транспортных организаций на осуществление перевозок отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам определяется пропорционально количеству единых социальных проездных билетов, реализованных отдельным категориям граждан на территории соответствующего муниципального образования, на основании отчетных данных, получаемых министерством ежеквартально от Управления Федеральной почтовой связи Самарской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", и отчетных данных о выполненной транспортными организациями транспортной работы, представляемых министерству ежеквартально от органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Средства областного бюджета в целях возмещения расходов транспортных организаций перечисляются транспортным организациям ежеквартально на основании заключенного между транспортной организацией и министерством соглашения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта (пункт 8 Порядка).
Вышеуказанные обстоятельства, позволили органам исполнительной власти Самарской области во исполнение своих полномочий предусмотреть необходимую компенсацию неполученной провозной платы за весь спорный период в полном размере в соответствии с механизмом установленным постановлениями Правительства Самарской области от 07.12.2009 г. N 634, от 03.03.2010 г. N 102, от 27.12.2010 г. N 696. N 696 от 27.12.2010.
Следовательно, в силу вышеуказанного и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ отсутствует причинно-следственная связь между действиями Российской Федерации и исполнением государственными органами власти субъекта Российской Федерации обязательств, предусмотренных нормативно правовыми актами субъекта России. Указанное исключает наличие элементов состава убытков по статьям 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, предъявляемых к Российской Федерации.
Надлежащим ответчиком по делу в части требований о взыскании убытков, возникших по перевозке граждан, относящихся к региональному регистру, Министерство управления финансами Самарской области не является, поскольку указанное противоречит Положению о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 20.06.2007 г. N 89, Постановлению Правительства Самарской области от 13.02.2013 N 38 "Об определении органов исполнительной власти Самарской области, уполномоченных представлять в судах интересы Самарской области", а также с учетом того обстоятельства, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области согласно приложениям N 4 к Законам Самарской области об областном бюджете на соответствующий год (2010, 2011, 2012, 2013 указано в качестве главного распорядителя средств областного бюджета по направлению "Социальное обеспечение населения", а также главным распорядителем средств областного бюджета на предоставление субсидий транспортным организациям Самарской области, являющимися перевозчиками льготных категорий граждан.
Поскольку иск заявлен к ненадлежащему ответчику, истец отказался на замену ненадлежащего ответчика, а также на привлечение соответчиком надлежащего ответчика, требования о взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области в размере 3 461 119,64 руб. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию в отыскиваемом размере удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку в Самарской области изданы нормативные правовые акты, установившие методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Они не оспорены и не признаны судом недействующими.
В ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата N 9 в качестве средних по Российской Федерации.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2015 по делу N А40-218733/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "РУС-АВТО" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218733/2014
Истец: ООО "РУС-АВТО"
Ответчик: Министерство Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области