город Воронеж |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А14-41/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Дудиной Е.Н. по доверенности 01-36/10 от 12.01.2015,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 по делу N А14-41/2015 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1028600583604, ИНН 8602016620) к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1023601548277, ИНН 3663038766) о признании недействительным и отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации N 046 035 14 СП 0134575 от 10.11.2014,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - Предприятие, ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) с заявлением о признании недействительным и отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации N 046 035 14 СП 0134575 от 10.11.2014.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, орган Пенсионного фонда обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что постановление N 046 035 14 СП 0134575 от 11.10.2014 было вынесено на взыскание пени по задолженности, образовавшейся в 1 квартале 2011 года. Поскольку, датой окончания отчетного периода 1 квартала 2011 года является 31.03.2011, а определение о принятии заявления о признании ФГУП "УДС N3 при Спецстрое России" банкротом было вынесено Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 16.03.2011, то задолженность по страховым взносам относится, по мнению Пенсионного фонда, к текущей задолженности. Поэтому взыскиваемые оспариваемым постановлением от 10.11.2014 пени на данную задолженность также признаются текущим платежом.
По утверждению Управления, оспариваемое постановление соответствуют требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) по форме, содержанию и процедуре их выставления.
В судебное заседание не явился представитель Предприятия, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя Предприятия.
В судебном заседании 23.07.2015 был объявлен перерыв до 28.07.2015.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.03.2011 по делу А75-1476/2011 в отношении ФГУП "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" принято заявление о признании должника банкротом.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.05.2012 по делу А75-1476/2011 в ФГУП "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Как установил суд первой инстанции, по итогам отчетного периода 1 квартал 2011 года у "Мостдорстрой N 946" - филиала ФГУП "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" была выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 17 929 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 11 530 руб.; на накопительную часть трудовой пенсии - 3459 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1210 руб.; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1730 руб.
Управление направило в адрес "Мостдорстрой N 946" - филиала ФГУП "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" требование N 04603540074888 от 27.05.2011 об уплате в срок до 17.06.2011 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 18 252,28 руб.
В связи с тем, что по состоянию на 22.09.2014 недоимка по страховым взносам и пени в размере 18 252,28 руб. Предприятием не была уплачена, Управлением было выставлено требование N 04603540134575 от 22.09.2014 об уплате в срок до 11.10.2014 пени за 1 квартал 2011 в сумме 1740,45 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 1119,27 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 335,78 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 117,46 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 167,94 руб.
В связи с неуплатой по требованию N 04603540134575 от 22.09.2014 и отсутствием информации об открытых расчетных счетах Предприятия Управлением было вынесено постановление N 04603514СП0134575 от 10.11.2014 о взыскании пеней в сумме 1740,45 руб. за счет имущества плательщика страховых взносов - организации и направлено в адрес судебных приставов для исполнения.
Письмом от 23.04.2015 N 86018/15/712771 отдел судебных приставов по г.Сургуту сообщил Управлению об окончании исполнительного производства N24338/15/86018-ИП, возбужденного на основании постановления от 10.11.2014 N 04603514СП0119365 и отмене всех назначенных мер принудительного исполнения со ссылкой на п.7 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2001 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Письмом от 05.05.2015 орган Пенсионного фонда повторно направил на исполнение постановление N 046 035 14 СП 0134575 от 11.10.2014 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов в отношении ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" на сумму 1740,44.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Воронежской области руководствовался частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 1 статьи 5, частями 1, 2, 3 статьи 18, частями 1, 2, 14 статьи 19, частями 1, 2 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ, пунктами 1, 2 статьи 5, пунктом 1 статьи 126, пунктом 1 статьи 131, абзацем 5 пункта 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) и исходил из того, что принятие оспариваемого постановления в отношении должника, признанного банкротом, противоречит Федеральному закону N 127-ФЗ и нарушает права должника и иных кредиторов в деле о банкротстве, поскольку допускает ограничение по распоряжению имуществом должника, составляющим конкурсную массу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
N 212-ФЗ).
При этом под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
На основании статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 названного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания.
В то же время особенности уплаты и принудительного взыскания обязательных платежей лицами, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), регулируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
В силу абзаца пятого статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ сборы, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате сборов, к числу которых относятся страховые взносы и пени за их несвоевременную уплату, являются обязательными платежами.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ, под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В силу пункта 2 статьи 5 указанного Закона требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Таким образом, в силу нормативных положений, содержащихся в Федеральном законе N 127-ФЗ, денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, являются текущими и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 8, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении положений п. 1 ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода (пункт 8). Данное разъяснение применимо также и к страховым взносам, относящимся, так же как и налоги, к обязательным платежам.
Учитывая вышеизложенное и исходя из того, что отчетный период 1 квартал 2011 года заканчивается 31.03.2011, а заявление о признании Предприятия несостоятельным (банкротом) принято к производству определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 16.03.2011, обязанность уплатить недоимку за данный период возникла уже после принятия судом заявления о признании должника банкротом.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с доводами жалобы, что рассматриваемое требование следует квалифицировать в качестве текущего, что исключает возможность его установления в деле о банкротстве в силу п. 2 ст. 5 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Вместе с тем ошибочность указанного вывода суда не привела в целом к принятию не правильного решения.
По смыслу п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 и п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 63 от 23.07.2009 требование об уплате пени и применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе таких обязательств.
В силу пункта 1 статьи 131 Федерального закона N 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство, по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам, в силу части 4 статьи 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) не оканчивается. Вместе с тем, поскольку с даты открытия конкурсного производства снимаются аресты и иные ограничения на имущество должника и наложение новых арестов и ограничений не допускается, судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном статьей 8 Закона об исполнительном производстве, с соблюдением очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве").
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принятие Управлением в период конкурсного производства постановления от 10.11.2014 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням за счет имущества плательщика страховых вносов, признанного банкротом, противоречит Федеральному закону N 127-ФЗ и нарушает права должника и иных кредиторов в деле о банкротстве, поскольку допускает ограничение по распоряжению имуществом должника, составляющим конкурсную массу, что в процедуре конкурсного производства в силу пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ не допускается.
При таких обстоятельствах, постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже N 046 035 14 СП 0134575 от 10.11.2014 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов правомерно было признано решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 недействительным подлежащими исполнению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 по делу N А14-41/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 по делу N А14-41/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-41/2015
Истец: ФГУП "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агенстве специального строительства"
Ответчик: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже
Третье лицо: Отдел судебных приставов по г. Сургуту