Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф02-5970/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А19-4316/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тулунского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2015 года по делу N А19-4316/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" к Администрации Тулунского муниципального района о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления
(суд первой инстанции - Красько Б.В.)
при участии в судебном заседании:
от истца: Трепецова Ю.Г., представитель по доверенности от 31.03.2014;
от ответчика: Абраменко С.Г., представитель по доверенности от 12.01.2015.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" (ОГРН 1023801003764, ИНН 3808069986, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 4, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Тулунского муниципального района (ОГРН 1023801972457, ИНН 3839001473, адрес: 665268, Иркутская обл., г. Тулун, ул. Ленина, 75, далее - администрация) о признании недействительными распоряжений Администрации Тулунского муниципального района об изменении вида разрешенного использования земельных участков от 02.12.2014 N N 839-рг, 843-рг, 841-рг, 840-рг, 833-рг, 836-рг, 835-рг, 837-рг, 842-рг.
Определением суда первой инстанции от 24.03.2015 по делу N А19-2503/2015 требование общества с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" о признании недействительным распоряжения администрации Тулунского муниципального района от 02.12.2014 N 839-рг об изменении вида разрешенного использования земельного участка выделено судом в отдельное производство, и ему присвоен номер А19-4316/2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.05.2015 г. по делу N А19-4316/2015 заявленные требования удовлетворены. В обосновании суд первой инстанции указал, что у органа местного самоуправления не имелось полномочий и правовых оснований для вынесения оспариваемого распоряжения, учитывая, что земельный участок предоставлен заявителю в особом порядке для добычи полезных ископаемых, а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области.
Указывает, что фактически работы по добыче полезных ископаемых на участке не ведутся, добыча угля завершена, ведутся рекультивационные работы, поэтому администрация обоснованно привела вид разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием земельного участка. Полагает, что Администрация Тулунского муниципального района оспариваемым распоряжением прав заявителя не нарушала, распоряжение не направлено на изменение условий использования земельного участка, поскольку изменение условий использования земельного участка и изменение вида разрешенного использования земельного участка понятия нетождественные. Кроме того, для общества уменьшилась кадастровая стоимость.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.07.2015.
Представитель администрации в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель на основании лицензии серии ИРК N 01777 ТО (т.1 л.д.30-31), сроком действия (в редакции Дополнения N 1 к лицензии) до 31.07.2015, осуществляет деятельность по добыче бурого угля и извлечению подземной воды при осушении разреза на Мугунском месторождении, расположенном на территории Тулунского района Иркутской области.
На основании договора аренды земельного участка от 27.04.2006 N 1 для использования в целях добычи полезных ископаемых ООО "Востсибуголь" (арендатор) передан в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 38:15:000000:203 площадью 10768344 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Тулунский район, территория разреза "Мугунский", в 2658 м. северо-восточнее с. Алгатуй сроком до 31.07.2015 (в редакции соглашения от 08.07.2014 о продлении договора аренды земельного участка N 1 от 27.04.2006).
Договор аренды земельного участка от 27.04.2006 N 1 и соглашение от 08.07.2014 зарегистрированы в установленном законом порядке (т.1 л.д.37-43).
Земельный участок передан заявителю по акту приема-передачи от 27.04.2006 (т.1 л.д.40).
Распоряжением Администрации Тулунского муниципального района от 02.12.2014 N 839-рг "Об изменении разрешенного использования земельного участка" (т.1 л.д.45, далее - распоряжение) установленный для земельного участка с кадастровым номером 38:15:000000:203, расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунский район, территория разреза "Мугунский", в 2658-м северо- восточнее с. Алгатуй, вид разрешенного использования "для разработки полезных ископаемых" изменен на вид разрешенного использования "под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленных объектов".
Информация об измененном виде разрешенного использования земельного участка внесена в сведения кадастрового учета, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 23.01.2015 N 3800/601/15-28249 (т.1 л.д.46-52).
Заявитель, полагая, что распоряжение Администрации Тулунского муниципального района от 02.12.2014 N 839-рг не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на орган, принявший акт.
Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), возлагается на орган, принявший данный акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы закреплена частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, декларируется в пункте 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Часть 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
Таким образом, по общему, правилу вид разрешенного использования земельных участков определяется градостроительным регламентом.
Вместе с тем, согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Использование таких земельных участков может осуществляться только в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах (в редакции, действующей с 01.07.2014 г.) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 указанного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 25.1 Закона о недрах (здесь и далее в редакции, действовавшей в периоде предоставления земельного участка и принятия оспариваемого распоряжения) земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным законодательном и настоящим Законом.
Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Передача пользователю недр земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в соответствующих редакциях).
Согласно пункту 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что земельный участок из состава государственных и муниципальных земель в целях ведения работ, связанных с пользованием недр, предоставляется в особом порядке, определенном пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 25.1 Закона "О недрах", пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода. Предоставление соответствующего земельного участка для использования недр осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после прохождения стадии утверждения проекта проведения указанных работ.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, земельный участок предоставлен заявителю на основании лицензии на право пользование недрами для осуществления работ по добыче полезных ископаемых серии ИРК N 01777 ТЭ. Сторонами не оспаривается расположение земельного участка с кадастровым номером 38:15:000000:203 в границах горного отвода, определенных горноотводным актом к лицензии на пользование недрами серии ИРК N 01777 ТЭ.
Согласно статье 36 Закона о недрах государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий и правовых оснований для вынесения оспариваемого распоряжения, учитывая, что земельный участок предоставлен заявителю в особом порядке для добычи полезных ископаемых, а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Доводы администрации о рассмотрении данного спора по правилам искового производства со ссылкой на правовую позицию отраженную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 12651/11, правильно были отклонены судом первой инстанции, поскольку в данном случае спор имеет публично-правовой характер и заявитель обратился в арбитражный суд именно по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей, в том числе процессуальные правила рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, избрав способ защиты в виде оспаривания распоряжения органа местного самоуправления в связи с несоответствием его требованиям действующего законодательства.
Доводы администрации о том, что добыча угля на земельном участке уже не ведется, ведутся только рекультивационные работы, поэтому администрация имела право привести вид разрешенного использования в соответствии с фактическим использованием, так как на участке имеются линии электропередач и транспортные коммуникации, отклоняются по указанным выше мотивам, а также в связи со следующим.
Как следует из представленных обществом лицензии, соглашения об условиях недропользования (т.1 л.д.94-98), пояснительной записки (проекта расширения разреза) (т.3 л.д.15-47), проектной документации (т.1 л.д.100-151) следует, что рекультивация земельного участка является неотъемлемой частью условий пользования недрами, и проводятся такие работы согласно календарному плану одновременно с добычей угля (т.1 л.д.130-133) по направлениям лесохозяйственной и водохозяйственной рекультивации, а проведение рекультивации является обязанностью недропользователя и является условием недропользования. Поэтому и результаты осмотра земельного участка кадастровым инженером (т.2 л.д.34-39), на которые ссылается администрация, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не противоречат указанным доказательствам, более того, соответствуют им, например, имеется указание на наличие спланированных поверхностей с кустарниками и молодой порослью деревьев.
Таким образом, учитывая, что рекультивация является условием недропользования, апелляционный суд не усматривает того, чтобы изменилось фактическое пользование земельным участком.
Также апелляционный суд отклоняет ссылку администрации на правила землепользования и застройки Алгатуйского муниципального образования (т.3 л.д.128-191), поскольку они, как из них же и следует, не распространяются на земельные участки для добычи полезных ископаемых (ст.50 данных правил, т.3 л.д.187-188).
Таким образом, оспариваемое распоряжение не соответствует ни нормам федерального законодательства, ни нормам упомянутого муниципального акта.
Доводы администрации о том, что права общества не нарушены, поскольку у него уменьшились платежи за земельный участок, отклоняются апелляционным судом, поскольку общество имеет право осуществлять платежи в том размере, в каком они установлены законом, то есть исполнять свои действительные обязанности (арендатора или налогоплательщика), так как их безосновательное уменьшение может привести к их последующему взысканию (например, дело N А19-14471/2014).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2015 года по делу N А19-4316/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4316/2015
Истец: ООО "Компания "Востсибуголь"
Ответчик: Администрация Тулунского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3613/15
25.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5970/15
30.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3613/15
20.05.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4316/15