г. Вологда |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А66-2738/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красново" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2015 года по делу N А66-2738/2014 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красново" (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Медниковская, дом 1/28; ОГРН 1076952016932, ИНН 6950062817; далее - ООО "Красново", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области" (место нахождения: 170518, Тверская область, Калининский район, деревня Никулино, улица Школьная, дом 1; ОГРН 1056900215019, ИНН 6924013362; далее - администрация) от 18.12.2013 N 344а об отказе в утверждении документации по планировке территории, а также о возложении на ответчика обязанности принять решение об утверждении проекта планировки территории на основании документов, поданных обществом, при участии в деле прокуратуры Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Симеоновская, дом 27; ОГРН 1026900569662; ИНН 6905000777; далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Красново" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права, недостоверное выяснение фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что общество при подаче заявления в администрацию представило все необходимые для принятия положительного решения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории документы, соответствующие требованиям законодательства, действовавшего на момент подачи указанного заявления. Ссылается на то, что суд не принял во внимание и не дал надлежащую оценку объяснениям проектировщика Кашинцева Д.В.
Администрация в отзыве отклонила доводы апелляционной жалобы, просила отказать в удовлетворении заявления.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Красново" на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в деревне Красново Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области с кадастровыми номерами: 69:10:0000024:2614, 69:10:0000024:2239, 69:10:0000024:1567, 69:10:0000024:1571, 69:10:0000024:1575, 69:10:0000024:1579, 69:10:0000024:1584, 69:10:0000024:946, 69:10:0000024:950, 69:10:0000024:954, 69:10:0000024:958, 69:10:0000024:962, 69:10:0000024:966, 69:10:0000024:970, 69:10:0000024:2733, 69:10:0000024:2729, 69:10:0000024:2725, 69:10:0000024:2721, 69:10:0000024:2717, 69:10:0000024:2713, 69:10:0000024:2709, 69:10:0000024:2705, 69:10:0000024:2701, 69:10:0000024:2697, 69:10:0000024:2693, 69:10:0000024:2689, 69:10:0000024:2685, 69:10:0000024:2681, 69:10:0000024:2677, 69:10:0000024:2613, 69:10:0000024:2240, 69:10:0000024:1568, 69:10:0000024:1572, 69:10:0000024:1576, 69:10:0000024:1580, 69:10:0000024:1585, 69:10:0000024:947, 69:10:0000024:951, 69:10:0000024:955, 69:10:0000024:959, 09:10:0000024:963, 69:10:0000024:967, 69:10:0000024:971, 69:10:0000024:2732, 69:10:0000024:2728, 69:10:0000024:2724, 69:10:0000024:2720, 69:10:0000024:2716, 69:10:0000024:2712, 69:10:0000024:2708, 69:10:0000024:2704, 69:10:0000024:2700, 69:10:0000024:2696, 69:10:0000024:2692, 69:10:0000024:2688, 69:10:0000024:2684, 69:10:0000024:2680, 69:10:0000024:2676, 69:10:0000024:2807, 69:10:0000024:2506, 69:10:0000024:1569, 69:10:0000024:1573, 69:10:0000024:1577, 69:10:0000024:1582, 69:10:0000024:1586, 69:10:0000024:948, 69:10:0000024:952, 69:10:0000024:956, 69:10:0000024:960, 69:10:0000024:964, 69:10:0000024:968, 69:10:0000024:972, 69:10:0000024:2731, 69:10:0000024:2727, 69:10:0000024:2723, 69:10:0000024:2719, 69:10:0000024:2715, 69:10:0000024:2711, 69:10:0000024:2707, 69:10:0000024:2703, 69:10:0000024:2699, 69:40:0000024:2695, 69г10:0000024:2691, 69:10:0000024:2687, 69:10:0000024:2683, 69:10:0000024:2679, 69:10:0000024:2675, 69:10:0000024:1752, 69:10:0000024:2509, 69:10:0000024:1570, 69:10:0000024:1574, 69:10:0000024:1578, 69:10:0000024:1583, 69:10:0000024:945, 69:10:0000024:949, 69:1(Ш00024:953, 69:10:0000024:957, 69:10:0000024:961, 69:10:0000024:965, 69:10:0000024:969, 69:10:0000024:973, 69:10:0000024:2730, 69:10:0000024:2726, 69:10:0000024:2722, 69:10:0000024:2718, 69:10:0000024:2714, 69:10:0000024:2710, 69:10:0000024:2706, 69:10:0000024:2702, 69:10:0000024:2698, 69:10:0000024:2691, 69:10:0000024:2690, 69:10:0000024:2686, 69:10:0000024:2682, 69:10:0000024:2678, 69:10:0000024:2674, 69:10:0000024:2672, 69:10:0000024:2812, 69:10:0000024:2813, 69:10:0000024:2817.
ООО "Красново" обратилось 10.09.2012 в администрацию с предложением о подготовке документации по планировке территории в границах указанных земельных участков в целях жилищного строительства коттеджного поселка (входящий N 1090). К предложению общество приложило копии свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки, кадастровых паспортов и схему границ земельных участков.
Постановлением от 20.09.2012 N 165 администрация разрешила проектирование планировки территории земельных участков для комплексного жилищного строительства в деревне Красново, а также предложила возложить на застройщика обязанность подготовить задание на проектирование, согласовать градостроительный план земельных участков под проектирование комплексного жилищного строительства в отделе архитектуры и градостроительства, разработать проектную документацию, организовать согласование, проведение вневедомственной экспертизы и согласование проектной документации со всеми необходимыми службами, до начала строительства получить разрешение на строительство.
В дальнейшем, ООО "Красново" обратилось к Главе администрации с заявлением от 30.09.2013 N 51 о проведении публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта планировки территории и проекта межевания территории земельный участков для комплексного жилищного строительства в деревне Красново (входящий N 1526 от 01.10.2013).
По результатам публичных слушаний составлено заключение от 09.12.2013, в соответствии с которым спорный проект необходимо повторно вынести на обсуждение после рассмотрения вопроса о комплексном развитии деревни Красново относительно благоустройства территории, развития инфраструктуры, транспортного сообщения, беспрепятственного доступа на планируемую территорию, а также к береговой линии.
Постановлением от 18.12.2013 N 344а администрация отказала в утверждении документации по планировке территории с проектом межевания территории земельных участков, расположенных по адресу: Тверская область, Калининский район, Никулинское сельское поселение, деревня Красново, а также направила указанную документацию заявителю на доработку.
Не согласившись с названным отказом администрации, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (пункт 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления).
В силу статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 10 статьи 45 названного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Частями 12, 14 названной статьи установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 этой же статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку; документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
Частью 1 статьи 46 данного Кодекса предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 46 ГрК РФ указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Частью 4 статьи 46 ГрК РФ определено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
В силу части 5 статьи 43 настоящего Кодекса проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
Законность оспариваемого решения Администрации подлежит оценке судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия этого решения.
Согласно заключению по результатам рассмотрения документации по планировке территории коттеджного поселка в деревне Красново Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, в составе представленных обществом в администрацию материалов отсутствуют следующие документы:
- результаты проверки документации органами местного самоуправления поселения на соответствие требованиям, установленным частью 4 статьи 46 и частью 10 статьи 45 ГрК РФ;
- технические условия на разработку мероприятий по развитию системы инженерно-технического обеспечения территории, в т.ч. мероприятий по гражданской обороне от МЧС;
- описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности (в составе пояснительной записки материалов по обоснованию в соответствии с частью 4 статьи 42 ГрК РФ);
- согласования документации со службами, выдавшими технические условия, в т.ч. с МЧС и Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
Кроме того, как указано в вышеназванном заключении, представленная обществом в администрацию документация имеет следующие недостатки:
- в пояснительной записке отсутствует информация о том, кем, в каком году и в каком масштабе выполнена топографическая подоснова, используемая при подготовке документации, а также об утвержденных документах территориального планирования и градостроительного зонирования, в соответствии с которыми выполнена данная документация по планировке территории, а именно: о генеральном плане Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденном Решением Совета Депутатов от 27.12.2011 N 122, и о Правилах землепользования и застройки Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденных решением Совета Депутатов от 27.12.2012 N 96.
- изображение на чертеже (ПП2) и его условные обозначения не соответствуют наименованию чертежа "Схема использования территории в период проектирования", на котором должно быть отображено фактическое использование территории (опорный план).
- разбивочный чертеж красных линий недоработан. Главный въезд с юга на территорию коттеджной застройки и дорога, соединяющая существующую деревню Красново и проектируемую коттеджную застройку, расположены по данным Публичной кадастровой карты Росреестра на землях населенного пункта, в связи с чем следовало запроектировать улицу в красных линиях в соответствии с расчетными параметрами уличной сети в пределах населенного пункта (таблица 94 региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области, утвержденных постановлением Администрации Тверской области от 14.06.2011 N 283-па (далее РНГП), присвоив ей категорию "главной улицы".
- ширина улиц в пределах проектных красных линий, принятая в документации, не отвечает требованиям п. 3.5.150 РНГП и должна составлять, как правило, 15-20 м.
- в документации не указан источник получения информации о проектируемых уровнях 1 % и 10 % обеспеченности от затопления территории паводковыми водами, соответственно 130,95 м БС и 129,57 м БС.
- не определена ширина прибрежной защитной полосы в соответствии с частью 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и, соответственно, не нанесена на чертежи и не включена в условные обозначения.
- не указано на запрещение строительства объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон подтопления, затопления, как требуется в соответствии с частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
- в пояснительной записке указано, что организация рельефа предусматривает подсыпку грунта от 0 до 1,25 м., однако на Схеме вертикальной планировки и инженерной подготовки территории (ПП 4) в восточной части территории разница черных и красных отметок составляет от 2,8 до 3,95 м.
- в пояснительной записке упоминается о проектируемом закрытом водостоке, но на Схеме вертикальной планировки и инженерной подготовки территории (ПП 4) не показаны дождеприемные колодцы и локальные очистные сооружения дождевых вод, а в поперечные профили улиц включены открытые водоотводные канавы.
- не учтены противопожарные расстояния от границ застройки сельского поселения с индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), которые должны быть не менее 30 м (пункт 4.14 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288).
- пояснительная записка проекта межевания не отражает особенностей межевания, не отвечает требованиям пункта 14 раздела 3.2.2. СПиП 11-04-2003 "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации". В пояснительной записке отсутствуют, следующие разделы: сведения об использованных материалах по установлению границ земельных участков, перечень публичных сервитутов, а так же обоснования принятых решений.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд не принял во внимание и не дал надлежащую оценку объяснениям проектировщика Кашинцева Д.В., отклоняется апелляционным судом, поскольку устные пояснения названного лица не опровергают и не исправляют нарушения, выявленные в ходе проверки представленной обществом проектной документации.
Апелляционная инстанция отмечает, что статьей 46 ГрК РФ не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять решение об утверждении документации по планировке территории. Действующее законодательство не устанавливает конкретных оснований для отказа в утверждении такой документации и не возлагает на уполномоченный орган обязанности при наличии каких-либо условий принять решение об утверждении. Вопрос об утверждении этой документации относится к сфере административного усмотрения уполномоченного органа.
Таким образом, оценив основания отказа администрации в утверждении документации по планировке территории с учетом представленных в дело доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный отказ является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для отказа удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, согласно представленному с отзывом администрации постановлению от 07.05.2015 N 222 на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчиком утверждена документация по планировке территории с проектом межевания территории земельных участков, расположенных по адресу: тверская область, Калининский район, Никулинское сельское поселение, деревня Красново. Наличие данного постановления свидетельствует о том, что спорные правоотношения между обществом и администрацией исчерпаны.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не выявлено, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2015 года по делу N А66-2738/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красново" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2738/2014
Истец: ООО "Красново"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Никулинское сельское поселение Калиниского района Тверской области"
Третье лицо: ООО "Красново", Прокуратура Тверской области