г.Самара |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А65-698/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - представителя Хабибрахмановой Ф.Р. (доверенность от 13 ноября 2014 года),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2015 года по делу N А65-698/2015 (судья Путяткин А.В.), принятое по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ИНН 1659002724, ОГРН 1021603469370), Республика Татарстан г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительными решений от 20 ноября 2014 года N 6629, N 6633, N 6636, N 6637, N 6638, N 6639, N 6641, N 6642, N 6643, N 6645,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 20 ноября 2014 года N 6629, N 6633, N 6636, N 6637, N 6638, N 6639, N 6641, N 6642, N 6643, N 6645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения необоснованного исключения из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходов, полученных от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными, привлеченными к труду; обязании возвратить учреждению сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год, 2013 год в сумме 2 621 728,85 руб.
Заявитель уточнил требования и просил признать недействительными пункты 1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6629, пункты 1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6633, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6636, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6637, пункты 1, 2, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6638, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6639, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6641, пункты 1, 2 (в части доначисления), 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6642, пункты 1, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6643, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; возвратить учреждению сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год, 2013 год в сумме 2 621 728,85 руб.; взыскать с инспекции расходы по оплате государственной пошлины. Судом уточнение требования принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2015 года заявление удовлетворено, признаны недействительными пункты 1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6629, п.п.1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6633, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6636, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6637, п.п.1, 2, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6638, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6639, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6641, пункты 1, 2 (в части доначисления), 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6642, пункты 1, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6643, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6645. На Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан".
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией. В перечень государственных (муниципальных) услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание которых напрямую связано с предусмотренными законодательством полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Платные услуги, выполняемые казенным учреждением, отсутствуют в утвержденном в установленном порядке перечне государственных (муниципальных) услуг. Спорные договоры, государственные контракты заключены не от имени Российской Федерации и не являются государственными или муниципальными заданиями.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления учреждения.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 июля 2015 года рассмотрение дела было отложено на 11 час 40 мин 27 июля 2015 года, поскольку Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан в судебном заседании представила дополнение к апелляционной жалобе без доказательств направления или вручения лицам, участвующих в деле. В связи с необходимостью направления или вручения заявителю, третьему лицу.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан в отношении ФКУ "ИК-18 УФСИН России по Республике Татарстан" по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки вынесены решения N 6629, N 6633, N 6636, N 6637, N 6638, N 6639, N 6641, N 6642, N 6643, N 6645 от 20 ноября 2014 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании данных решений инспекцией было установлено, что заявитель необоснованно исключил из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходы, полученные от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными, привлеченными к труду.
Не согласившись с принятыми решениями, заявитель в порядке главы 19 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в порядке апелляционного обжалования решений налоговой инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решениями УФНС России по Республике Татарстан в удовлетворении апелляционных жалоб учреждения отказано.
Заявитель полагает, что решения налоговой инспекции в обжалуемых пунктах являются незаконными и необоснованными, так как уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 12 месяцев 2011 года, 6 месяцев 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 12 месяцев 2012 года, 3 месяца 2013 года, 6 месяцев 2013 года, 9 месяцев 2013 года, 12 месяцев 2013 года были представлены в связи с тем, что в ранее поданных налоговых декларациях ошибочно были указаны доходы от привлечения осужденных к труду, а также иные доходы, полученные в рамках исполнения государственных функций, перечисляемые в доход федерального бюджета, которые в соответствии с подпунктом 33.1 ст.251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поскольку вышеуказанные доходы являются доходами федерального казенного учреждения от деятельности, способствовавшей достижению целей его создания, являются неналоговыми доходами федерального бюджета по нормативу 100%. Непосредственно учреждение доход не получает, поскольку средства за оказанные работы, услуги, реализованные товары, перечисляются потребителями на счет администратора дохода УФСИН России по Республике Татарстан для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Для целей деятельности учреждения на его лицевой счет денежные средства поступают исключительно за счет лимитов бюджетных обязательств, иные счета в финансовых или кредитных организациях у заявителя отсутствуют.
Указанные выводы, по мнению заявителя, вытекают из трактовки положений ст.103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", ст.6, 41, 161, п.10 ст.241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Минфина России от 21 июля 2010 года N73н, ст.251 п.1 подп.14 и 33.1 НК РФ, ст.120 ГК РФ, ст.24 ФЗ "О некоммерческих организациях", приказа Минюста РФ от 07 октября 2010 года N 251 "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минюста России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности".
На основании изложенного заявитель с учетом заявленного ходатайства об уточнении заявленных требований, пояснения к требованиям, возражений на отзывы ответчика, просил признать недействительными пункты 1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6629, п.п.1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6633, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6636, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6637, пункты 1, 2, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6638, п.п.1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6639, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6641, пункты 1, 2 (в части доначисления), 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6642, пункты 1, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6643, пункты 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; возвратить истцу сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год, 2013 год в сумме 2 621 728,85 руб. Также просит взыскать с инспекции оплаченную государственную пошлину.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан проведены камеральные налоговые проверки заявителя на основании уточненных (корректирующих) налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 12 месяцев 2011 года, 6 месяцев 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 12 месяцев 2012 года, 3 месяца 2013 года, 6 месяцев 2013 года, 9 месяцев 2013 года, 12 месяцев 2013 года, по результатам которых составлены акты NN 6439, 6440, 6441, 6637, 6638, 6446, 6639, 6447, 6641, 6449 от 09 октября 2014 года.
По итогам рассмотрения указанных актов налоговым органом 20 ноября 2014 года вынесены решения N 6629, N 6633, N 6636, N 6637, N 6638, N 6639, N 6641, N 6642, N 6643, N 6645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивных частях которых указано следующее (в редакции налогового органа):
в решении N 6629 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 94 414 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога; 4) предложить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, указанных в пунктах 1 настоящего решения; 2) уплатить пени, указанные в пункте 3 настоящего решения; 5) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решения N 6633 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 586 524 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога; 4) предложить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, указанных в пунктах 1 настоящего решения; 2) уплатить пени, указанные в пункте 3 настоящего решения; 5) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6636 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 486 705 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) предложить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, указанных в пунктах 1 настоящего решения; 4) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6637 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 189 861 руб.; 2) суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 3 квартал 2012, в размере 189 861 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) предложить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, суммы ежемесячных авансовых платежей, указанные в пункте 1 настоящего решения; 4) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6638 указано: 1) уменьшить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" сумму налога на прибыль организаций, излишне начисленного в бюджет, в размере 179 571 руб.; 2) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 4 квартал 2012 и на 1 квартал 2014 в размере 20 580 руб.; 3) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 4) предложить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы ежемесячных авансовых платежей, указанные в пункте 2 настоящего решения; 5) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6639 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 1 004 101 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) предложить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, указанные в пункте 1 настоящего решения; 4) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6641 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 59 596 руб.; 2) суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 2 квартал 2013 года, в размере 69 886 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) предложить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, суммы ежемесячных авансовых платежей, указанные в пункте 1 настоящего решения; 4) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6642 указано: 1) уменьшить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" сумму налога на прибыль организаций, излишне начисленного в бюджет, в размере 39 422 руб.; 2) доначислить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 3 квартал 2013 в размере 30 464 руб.; отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) предложить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы ежемесячных авансовых платежей, указанные в пункте 2 настоящего решения; 4) Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6643 указано: 1) уменьшить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" сумму налога на прибыль организаций, излишне начисленного в бюджет, в размере 31 888 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В решении N 6645 указано: 1) доначислить ФКУ "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": суммы неуплаченных налогов на прибыль организаций, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 155 701 руб.; 2) отказать в привлечении ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ; 3) предложить ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан": 1) уплатить суммы налогов, указанные в пункте 1 настоящего решения; 4. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
Не согласившись с указанными решениями, учреждение обжаловало их в апелляционном порядке в УФНС России по Республике Татарстан.
Решениями УФНС России по Республике Татарстан от 23 декабря 2014 года вышеуказанные решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года оставлены без изменения, апелляционные жалобы налогоплательщика - без удовлетворения.
Полагая, что решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года, в уточненной заявителем редакции, а именно в части пунктов 1, 3, 4, 5 N 6629, пунктов 1, 3, 4, 5 N 6633, п.п. 1, 3, 4 N 6636, пунктов 1, 3, 4 N 6637, п.п. 1, 2, 4, 5 N 6638, пунктов 1, 3, 4 N 6639, п.п. 1, 3, 4 N 6641, пунктов 1, 2 (в части доначисления), 3, 4 N 6642, пунктов 1, 3 N 6643, пунктов 1, 3, 4 N 6645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, учреждение обжаловало их в арбитражный суд.
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами Кодекса.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Данная правовая норма введена Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83) и действует с 01 января 2011 года.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа "Доходы от приносящей доходы деятельности".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (действовавшим в период с 01.01.2011 по 01.01.2012) в качестве доходов федерального бюджета предусмотрены доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду: доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части прочих поступлений); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации основных средств); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации нематериальных активов); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации материальных запасов).
В силу пункта 2 "Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 73н (далее - Порядок N 73н), средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 года N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Как следует из п.7 Порядка N 73н орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования.
Согласно пункту 8 Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании Расходных расписаний.
В то же время лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (действующего с 01.01.2011) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Следовательно, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Следовательно, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при соблюдении следующих условий: возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений; осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с п.7 "Положения о Федеральной службе исполнения наказаний", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Из пункта 5 указанного Положения следует, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом указанных норм одной из государственных функций ФСИН России является привлечение осужденных к оплачиваемому труду.
Как следует из материалов дела, в пункте 1.1. устава учреждения установлено, что ФКУ "ИК-18 УФСИН России по Республике Татарстан" является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение по своей организационно - правовой форме является федеральным казенным учреждением, что следует из пункта 1.6 устава.
Согласно пункту 1.10 устава ФКУ "ИК-18 УФСИН России по Республике Татарстан" учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт привлечения учреждением осужденных к труду сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка N 73н средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 года N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Приведенные нормативные правовые акты трактуют рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку от реализации продукции.
При таких обстоятельствах спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Указанная позиция подтверждена судебной практикой, изложенной в частности, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 N Ф06-15396/13 по делу N А12-5970/2014.
Аналогичные выводы также следуют из постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.01.2014 N Ф01-12457/13 по делу N А79-234/2013, оставленного без изменения Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.06.2014 N ВАС-6290/14, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.11.2014 N Ф01-4684/14 по делу N А39-5210/2013, постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2014 N Ф01-13549/13 по делу N А39-2230/2013, Определения СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2015 N 302-КГ14-3438.
Судом не были приняты во внимание в качестве обоснования позиции инспекции о законности оспариваемого решения налогового органа доводы о заключении учреждением контрактов от своего имени, а не от имени Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст.161 п.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации, что прямо предусмотрено п.5.10 устава учреждения.
При таких обстоятельствах заявленные ФКУ "ИК-18 УФСИН России по Республике Татарстан" требования о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6629, пунктов 1, 3, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6633, пунктов 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6636, пунктов 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6637, пунктов 1, 2, 4, 5 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6638, пунктов 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6639, пунктов 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6641, пунктов 1, 2 (в части доначисления), 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6642, пунктов 1, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6643, пунктов 1, 3, 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 ноября 2014 года N 6645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
В силу положений п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из пояснений заявителя, требование о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год, 2013 год в сумме 2 621 728,85 руб. заявлено им в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве устранения нарушения прав заявителя принятием налоговым органом оспариваемых решений.
С учетом выводов арбитражного суда о необходимости удовлетворения требований заявителя о признании недействительными решений налогового органа в оспариваемой части, арбитражный суд удовлетворил требований заявителя путем возложения на инспекцию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией, несостоятельны. Обязанность учреждения привлекать осужденных к труду предусмотрена законом, а именно: пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Ссылка инспекции на то, что в перечень государственных (муниципальных) услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание которых напрямую связано с предусмотренными законодательством полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления; платные услуги, выполняемые казенным учреждением, отсутствуют в утвержденном в установленном порядке перечне государственных (муниципальных) услуг, отклоняются. Пунктом 33.1 части 1 статьи 251 НК РФ прямо установлено, что при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). При этом в данной норме отсутствует указание на необходимость включения соответствующих работ, услуг в специальный перечень государственных (муниципальных) услуг.
Довод инспекции о том, что спорные договоры, государственные контракты заключены не от имени Российской Федерации и не являются государственными или муниципальными заданиями, не принимаются. Уставом учреждения предусмотрено, что заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации. Поэтому неуказание в государственных контрактах на их заключение от имени Российской Федерации само по себе не свидетельствует, что они не были заключены от ее имени.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 20 апреля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2015 года по делу N А65-698/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-698/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказания по РТ", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань