г. Самара |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А65-6344/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" - представителей Яппаровой А.Х., доверенность от 13.04.2015 года N 01/4-05/55, Алеветдиновой Д.И., доверенность от 15.04.2015 года N 01/4-05/56,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 по делу NА65-6344/2015 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" (ИНН 1650178071, ОГРН 1081650009253), г.Набережные Челны Республики Татарстан, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), г.Набережные Челны Республики Татарстан,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик), о признании недействительным решения от 13.10.2014 г. N 013/401/327-2014; об обязании Управление ПФ РФ в г.Набережные Челны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем возврата взысканных сумм страховых взносов в размере 123 130 руб. 36 коп., пени в размере 365 руб. 41 коп., штрафа в размере 24 626 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что заявителем неправомерно не включена в базу для начисления страховых взносов доплата за разъездной характер работы, осуществленная ООО "Домкор Строй" в сентябре 2013 г., что подтверждено "Расчетными ведомостями организации", а также отчетами организации по Форме РСВ-1, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми инвалидами (в 2011 г.- 106 730,06 руб.; в 2012 г.-87 972,42 руб.), согласно "Расчетных ведомостей организаций" за 2011-2012г.г.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан в период с 07.07.2014 г. по 05.09.2014 г. проведена выездная проверка ООО "Домкор Строй" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов общества за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 12.09.2014 г. N 013/401/327-2014.
В акте указано на то, что в проверяемом периоде заявителем неправомерно не включены в базу по начислению страховых вносов выплаты "Доплата за разъездной характер работы" в 2013 г. в сумме 243 900,00 руб., оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми инвалидами в 2011 г. на сумму 106 730.06 руб.; в 2012 г. на сумму 87 972,42 руб., что, по мнению проверяющих, привело к неполной уплате страховых вносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 123 130,36 руб. В том числе: За 2011 г., страховых вносов на обязательное пенсионное страхование: - на страховую часть трудовой пенсии - 22 806,95 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии - 4942,87 руб. страховых вносов на обязательное медицинское страхование - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3308,58 руб. - в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования -2 134,58 руб. За 2012 г., страховых вносов на обязательное пенсионное страхование: - на страховую часть трудовой пенсии - 15 999,09 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии - 3 354,80 руб. страховых вносов на обязательное медицинское страхование - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4 486,59 руб. За 2013 г., страховых вносов на обязательное пенсионное страхование - на страховую часть трудовой пенсии - 46 056,00 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии - 7 602,00 руб. - по дополнительному тарифу в соответствии с ч. I ст.58,3 закона N 2012-ФЗ - 0,00 руб. с 4.2 ст. 58,3 закона N 2012-ФЗ - 0,00 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование: - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования- 12 438,90 руб.
По результатам проверки вынесено решение от 13.10.2014 г. N 013/401/327-2014, которым заявитель привлечен к ответственности по п.1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского обязательного Страхования" в виде штрафа в размере 24 626,07 руб. пени в размере 365,41 руб., предложено уплатить недоимку в размере 123130,36 руб.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В оспариваемом решении ответчиком указано на неправомерное невключение заявителем в базу для исчисления страховых взносов сумм по оплате дополнительных выходных дней по уходу за детьми инвалидами в 2011 г. на сумму 106 730,.06 руб.; в 2012 г. на сумму 87 972,42 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление по указанному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для доначисления заявителю страховых взносов и штрафов послужили выводы ответчика о неправомерном невключении в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Суд, признавая недействительным оспариваемое решение по указанному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам и штрафа.
По эпизоду, связанному с выплатой "Доплаты за разъездной характер работы" в 2013 г. в сумме 243 900 руб. в оспариваемом решении ответчиком указано, что выплаты - "Доплата за разъездной характер работы" не являются компенсациями по смыслу ст. 164 ТК РФ, включаются в состав оплаты труда и подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, они являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Таким образом, возмещение работникам расходов в соответствии со статьей 168.1 ТК РФ относится к компенсации затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей и согласно п.п. "и" п. 2 ч. 1 ст.9 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г они не подлежат обложению страховыми взносами.
В статье 164 раздела VII "Гарантии и компенсации" Трудового Кодекса РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами.
С 01.01.2011 г. отношения работодателя - строительной организации с работниками регулируются также положениями Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011 - 2013 годы, утвержденного Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Российский Союз строителей", Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ 20.12.2010 (прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный N168/11-13 от 02.02.2011)), которое действует по 31.12.2013.
Соглашение распространяется на всех работодателей отрасли, в том числе не участвовавших в его заключении (за исключением случая, если работодатель в срок до 10.09.2011 представил мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению) (п. 1.5 Соглашения, ч.7, 8 ст.48 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2011 N 22-5/10/2-7622).
В п. 3.13 Соглашения установлено, что разъездной характер работ в строительстве предусматривает выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с чем работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно. Работникам при разъездном характере работ в обязательном порядке возмещаются следующие расходы: - суточные; - по проезду (если они имеют место); - иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных с разъездным характером работ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Суточные за разъездной характер работы выплачиваются в случае, когда поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы на объекте и обратно за день составляют не менее двух часов (абз.7 п.3.13 Соглашения).
Так как в данном случае компенсация за разъездной характер работы непосредственно связана с выполнением рабочим-строителем своих трудовых функций, разъездной характер работ закреплен в Положении о служебных командировках и сумма компенсации, установленная данным Положением, страховыми взносами не облагается.
При этом частью 2 ст. 168.1 ТК РФ установлено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В данном случае размеры и порядок выплаты компенсации за разъездной характер работы установлены Локальным актом - положением о служебных командировках.
Компенсация за разъездной характер работы выплачивается работникам за нерабочее время, затрачиваемое сотрудниками на то, чтобы добраться на объект, где они работают, и обратно домой. Данная выплата не зависит от качества и количества выполненной работы, квалификации работника, условий выполняемой работы, а связана с временем нахождения в пути до места выполнения своих трудовых обязанностей в нерабочее время и предусмотрена Федеральным отраслевым соглашением по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011-2013 гг.
Таким образом, указанные суммы являются самостоятельным видом выплат, их размер не зависит от квалификации работников, стажа работы или иных критериев, эти выплаты не входят в систему оплаты труда и также не являются доходом (экономической выгодой) работников, поскольку представляют собой возмещение затрат, компенсацию необходимости выполнять трудовые функции вне места постоянной работы
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что спорные выплаты, произведенные заявителем в проверенных периодах, являются компенсационными и не подлежат обложению страховыми взносами.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 по делу N А65-6344/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6344/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Домкор Строй", г. Набережные Челны
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), г. Набережные Челны