г. Владимир |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А39-7203/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКМ-СТАЛЬ" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.03.2015 по делу N А39-7203/2014,
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала ОАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", г.Саратов (ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280), к обществу с ограниченной ответственностью "ВКМ-СТАЛЬ", г.Саранск (ИНН 1327000226, ОГРН 1051327015101), о взыскании задолженности в размере 696 099 руб. 52 коп.,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, г.Саранск,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК "Волги") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВКМ-СТАЛЬ" (далее - ООО "ВКМ-СТАЛЬ") о взыскании 696 099 руб. 52 коп. задолженности за оказанные по договору N 301-12152 от 29.12.2012 услуги по передаче электрической энергии в ноябре 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия.
Решением от 18.03.2015 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования.
ООО "ВКМ-СТАЛЬ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель оспаривает объем электроэнергии, подлежащей оплате, полагая, что услуги по передаче электроэнергии в ноябре 2014 года в объеме 926 272 кВт*ч истцом не оказывались.
Заявитель считает ненадлежащим доказательством акт оказанных услуг от 30.11.2014 N 13/ПЭ/11/2014/00275.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2012 сторонами спора заключен договор N 301-12152, в соответствии с которым (пункт 1.1) истец обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а ответчик обязался оплачивать эти услуги.
Согласно пункту 3.1 договора места установки средств измерений и их характеристики приведены в Приложении N 1 (Перечень точек поставки и алгоритм определения объема электроэнергии, переданной в сеть заказчика) к договору. Исполнитель и заказчик на уровне ответственных за сбор данных согласовывают всеми доступными средствами результаты снятия показаний приборов учета за расчетный период (один календарный месяц) (пункт 3.5 договора). По окончании каждого расчетного периода, согласно пункту 3.6 договора, определять объемы переданной в сеть заказчика электроэнергии путем оформления сводного акта первичного учета и объема электроэнергии, потупившей в сеть заказчика, в соответствии с Приложением N 3, в срок до 7 числа месяца, следующего за расчетным.
Расчетным периодом по оплате услуг, оказываемых по договору, считается один календарный месяц (пункт 4.1).
Оплата услуг производится в порядке, предусмотренном разделом 4 договора. Окончательный расчет за расчетный период производится не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта об оказании услуг по передаче электрической энергии (пункты 4.5, 4.6).
Пунктом 4.6.3 договора предусмотрены действия заказчика по направлению исполнителю в течение 2 рабочих дней подписанного уполномоченным лицом со своей стороны акта либо письменных возражений по акту с момента получения его копии. В случае возникновения у заказчика обоснованных возражений к объему и (или) качеству оказанных услуг, последний, в силу пункта 4.6.4 договора, обязан сделать соответствующую отметку в акте, указать отдельно неоспариваемую и оспариваемую часть оказанных услуг, подписать акт в неоспариваемой части, предоставить исполнителю претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг. Претензия заказчика должна содержать сведения об оспариваемом и неоспариваемом заказчиком объеме услуг по передаче энергии за расчетный период, с расшифровкой оспариваемого объема и применяемого заказчиком способа определения объема переданной энергии (мощности) по каждой точке и рассчитанный в соответствии с ним объем переданной энергии (мощности).
В соответствии с условиями договора по факту оказанных в ноябре 2014 года услуг исполнителем направлен в адрес заказчика акт об оказании услуг по передаче электрической энергии в количестве 926 272 кВт.ч на сумму 696 099 руб. 52 коп., сводный акт первичного учета и объема электроэнергии, поступившей в сеть заказчика и счет-фактура на сумму 696 099 руб. 52 коп.
Акт об оказании услуг по передаче электрической энергии N 13/ПЭ/11.2014/00275 от 30.11.2014 заказчиком не подписан, не оплачен. Каких-либо письменных возражений по акту, как в части объема, так и качеству оказанных услуг, а также претензий в адрес истца, ответчиком в материалы дела не представлено.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 801-8352/10 от 16.12.2014, которую последний оставил без ответа.
Наличие задолженности по оплате стоимости услуг по передаче электроэнергии явилось основанием истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями об обязательствах.
Из пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется сетевыми организациями на основании договора возмездного оказания услуг.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 указанного Федерального закона цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее Правила N 861).
Согласно пункту 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.
Подпунктом "г" пункта 41 Правил N 861 установлено, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
В пункте 42 Правил N 861 предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, взыскание платы за услуги по передаче электрической энергии с потребителей осуществляется по единым (котловым) тарифам, установленным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для данной группы (категории) потребителей, а с сетевой организации - по индивидуальному тарифу, установленному для конкретной сетевой организации.
При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны такого договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с положением о Министерстве энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года N 502, Приказом Министерства от 30 декабря 2013 года N 71 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2014 год", а также Приказом Министерства от 30 января 2014 года N 2 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30 декабря 2013 года N 71 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2014 год", Приказом Министерства от 23 мая 2014 года N 26 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30 декабря 2013 года N 71 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2014 год", Приказом Министерства от 10 сентября 2014 года N 47 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30 декабря 2013 года N 71 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2014 года" для взаиморасчетов Общества и Акционерного общества установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее Основы ценообразования) тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04 сентября 2007 года N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" определено, что во исполнение положений статьи 42 Правил N 861 Федеральной службой по тарифам (далее ФСТ России) разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее Методические указания), утвержденные приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2, которые предусматривают порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Изменения и дополнения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 31 июля 2007 года N 138-э/б.
Согласно пунктам 49, 52 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), производится на основе необходимой валовой выручки (далее НВВ), рассчитанной для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации суммируются НВВ всех сетевых организаций. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии по котловым тарифам, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций). При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами. В соответствии с пунктом 17 данных Правил, в состав обосновывающих документов включены балансы электрической энергии и мощности, договоры на осуществление регулируемой деятельности. Таким образом, индивидуальные тарифы устанавливаются с целью обеспечения равенства котловых тарифов и обеспечения собираемости НВВ всеми сетевыми организациями региона, на основании заключенных договоров.
В соответствии с действующей тарифной схемой в Республике Мордовия - "котел снизу" - гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) осуществляют оплату услуг по передаче электрической энергии сетевым компаниям, к оборудованию которых подключены потребители, заключившие договоры с данными гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями). В свою очередь, данные сетевые компании регулируют взаимоотношения по передаче электрической энергии с вышестоящими сетевыми компаниями. Между сторонами спора заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 29 декабря 2012 года N 301-12152, который, как указало Министерство, и был представлен в качестве обосновывающих документов в рамках тарифной компании на 2014 год.
Кроме того, третье лицо пояснило, что на основании балансов электроэнергии и договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, представленных регулируемыми организациями в адрес Министерства, а также на основе анализа хозяйственной деятельности регулируемых организацией за предыдущие периоды, Министерство произвело расчет единых котловых тарифов для Республики Мордовия, а также индивидуальных тарифов для взаимных расчетов между Обществом и Акционерным обществом на 2014 год.
В рамках тарифной компании на 2014 год регулируемые организации имели возможность представить заключенные договоры и, следовательно, заявить об изменении тарифной схемы, однако, как указало Министерство, ни со стороны ответчика, ни со стороны истца подобной информации в адрес третьего лица не поступало.
Таким образом, неоплата услуг по передаче энергии между сетевыми организациями по точкам поставки, отраженным в условиях договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от 29 декабря 2012 года N 301-12152, приведет к неполучению сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче энергии, необходимой валовой выручки, заложенной при формировании тарифа, что является нарушением указанных выше правовых норм.
В силу пункта 34 Правил N 861 услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме ситуаций, когда они напрямую предписаны законом и (или) иными правовыми актами (статья 424 ГК РФ).
В разделе 2.3 договора стороны установили обязанности заказчика, в том числе, обязанность соблюдать предусмотренный договором и документами о технологическом присоединении режим потребления электрической энергии (мощности), рассматривать в установленном договором порядке поступившие от исполнителя акты об оказании услуг за расчетный период.
В разделе 3 договора стороны согласовали порядок учета электрической энергии, установили, что места установки средств измерений и их характеристики приведены в Приложении N 1 к договору. По окончании каждого расчетного периода стороны определяют объем переданной в сеть заказчика электроэнергии, путем оформления сводного акта первичного учета и объема электроэнергии, поступившей в сеть заказчика, в соответствии с Приложением N 3 к договору. При определении объемов оказанных услуг приоритетными являются показания приборов учета, снятые совместно в присутствии представителей сторон (в том числе с использованием информации АСКУЭ исполнителя и (или) удаленного доступа к УСПД системы АИИС КУЭ заказчика).
В материалы дела представлены показания приборов учета, установленных на границе сетей Общества и конечных потребителей электроэнергии за ноябрь 2014 года.
Факт оказания услуг по договору в ноябре 2014 года, объем, а также стоимость услуги подтверждены материалами дела.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду доказательств исполнения обязательств по оплате оказанных истцом услуг по передаче электроэнергии, в связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя судом апелляционной инстанции проанализированы и отклоняются в полном объеме, так как не влияют на законность судебного акта и не соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.03.2015 по делу N А39-7203/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКМ-СТАЛЬ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7203/2014
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги"
Ответчик: ООО "ВКМ-СТАЛЬ"
Третье лицо: Министерство энергетики и тарифной политики