г. Москва |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А40-34389/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Захарова С.Л., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-34389/15 (17-264)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, 131000, г.Москва, Варшавское ш., д.37)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Подстрешный С.С. по дов. от 29.06.2015; |
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (далее - заявитель, Управление Роскомнадзора, административный орган) обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП "Почта России" (далее - ответчик, Предприятие) по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 28.05.2015 заявленные требования удовлетворены, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30.000 руб. В обоснование данного решения суд указал на наличие в действиях ответчика состава вмененного административного правонарушения. Суд также пришел к выводу о соблюдении установленных сроков и процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которое просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами надлежащего извещения заявителя о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" выдана лицензия N 108074 от 11.04.2013) на предоставление услуг почтовой связи.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области, было рассмотрено обращение Кожевникова С.С. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России".
В результате рассмотрения обращения было установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание услуг почтовой связи с нарушением п. 5 условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013, выданной Роскомнадзором (далее - лицензия), в соответствии с которой при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
ФГУП "Почта России" в нарушение п. 5 лицензии Роскомнадзора N 108074, п. 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", выразившееся в нарушении требований: абзаца 1 п.1 ст. 46, п.7 ст. 55 Федерального закона "О Связи" от 07.07.2003 N126-ФЗ; ст. 37 Федерального закона "О почтовой связи" от 19.07.1999 N176-ФЗ (Далее - Закона N176-ФЗ); в период рассмотрения обращения и проведенной проверки было установлено, что бандероль 1 класса N63301181028166 была принята 27.01.2015 в ОПС Бердск 633011, в адресное ОПС Курск 305000 поступила 07.02.2015. Фактический срок пересылки составил 11 дней (контрольный срок - 6 дней) Замедление при пересылке составило 5 дней по вине ОСП ГЦМПП - филиал ФГУП "Почта России".
В соответствии с представленными ФГУП "Почта России" копий документов, а также со сведениями, размещенными ФГУП "Почта России" на сайте "Отслеживание почтовых отправлений", установлено, что бандероль 1 класса за N 63301181028166 была принята 27.01.2015 в отделении почтовой связи (далее - ОПС) Бердск 633011 с объявленной ценностью на 1000 рублей.
28.01.2015 указанное отправление было направлено из Истимского почтамта в Новосибирский МСЦ по накладной N 6332008200353108, накладной N 633200820053542 от 28.01.14, общей накладной N 6332008200353566 от 28.01.2015.
29.01.2015 бандероль 1 класса за N 63301181028166 была направлена из Новосибирск МСЦ в Курск МСЦ в страховом мешке N 6309638200262234 от 29.01.2015 (накладная N 6309708200049675 от 30.01.2015) с направлением по общем накладной N 6309708200049712 от 30.01.2015 из Новосибирск-Толмачево АСПП участок авиапочты в Москва-Домодедово АОПП (рейсовая накладная от 30.01.2015 N 6309708200049729).
Из Москва-Павелецкий вокзал УОПП обменный в Курск МСЦ по накладной N 1021608300017249 от 05.02.2015 страховой мешок N 6309638200262234 от 29.01.2015 с бандеролью 1 класса за N63301181028166 от 27.01.2015 был направлен по накладной ф.23 -N1021608300016280 от 05.02.2015 с припиской к общей накладной ф.23-а N1021608300017249 от 05.02.2015 из Москва - Павелецкий вокзал УОПП обменный автомобильным маршрутом Москва ЦОПП-Орел-Курск.
Из Курск МСЦ в доставочное ОПС Курск 305000 бандероль 1 класса за N 63301181028166 от 27.01.2015 была направлена в страховом мешке N 3059608300058379 от 06.02.2015 по накладной ф.23 N 3059608300067470 от 07.02.2015 был направлен по маршрутной накладной ф.24 N 3059608300067623 от 07.02.2015.
В доставочное ОПС Курск 305000 бандероль 1 класса N 63301181028166 от 27.01.2015 поступила 07.02.2015, в тот же день было выдано, выписано и доставлено извещение ф.22 N 183.
09.02.2015 бандеролью 1 класса N 63301181028166 от 27.01.2015 вручена представителю адресата по доверенности N 02-Д от 16.01.2015.
В период рассмотрения обращения и проведенной проверки было установлено, что бандероль 1 класса N 63301181028166 принята 27.01.2015 в ОПС Бердск 633011, в адресное ОПС Курск 305000 поступила 07.02.2015. Фактический срок пересылки составил 11 дней (контрольный срок -6 дней) Замедление при пересылке составило 5 дней по вине ОСП ГЦМПП -филиал ФГУП "Почта России".
По факту выявленного нарушения 24.02.2015 г. уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Курской области в присутствии представителя ФГУП "Почта России" был составлен протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 46 закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N87, предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора; оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов; соблюдать тайну связи.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд при вынесении решения правильно руководствовался нормативными актами, определяющими контрольные сроки.
Согласно условиям осуществления деятельности в соответствии с лицензией, при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствовать Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Таким образом, приведенными положениями на лицензиата возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий при предоставлении услуг почтовой связи, к числу которых отнесено требование о соблюдении сроков хранения почтовых отправлений.
Так, в силу ст. 16 (абзац 2) Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Контрольные сроки пересылки почтовых отправлений "Отправления 1 класса" установлены (утверждены) Приказом ФГУП "Почта России" от 29.12.2009 N 504-п (Далее - Приказ N 504-п).
Приказом ФГУП "Почта России" от 29.12.2009 N 504 (п.1) введены в действие нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки почтовых отправлений "Отправления 1 класса".
В соответствии с п.4. Приказа N 504-п - контрольные сроки пересылки почтовых отправлений "Отправления 1 класса" (без учета дня приема) составляют между городами федерального значения, административными центрами субъектов РФ согласно таблице (между г. Новосибирск и г. Курск - 4 дня).
Согласно п.4.3. Приказа N 504-п -между административным центром субъекта РФ и административными центрами муниципальных районов, расположенными на территории субъекта РФ - не более 2-х дней.
Контрольные сроки пересылки почтовых отправлений "Отравления 1 класса" между поселениями, входящими в различные муниципальные районы, расположенные как на территории одного субъекта РФ, так и на территории различных субъектов РФ, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков (п.4.4. (абзац 2) Приказа N 504-п).
В соответствии с Приказом N 504-п согласно суммированию (4 дня + 2 дня) контрольный срок между г. Бердск Новосибирской и г. Курском составляет 6 дней.
Фактический общий срок пересылки бандероли 1 класса N 63301181028166 по территории Российской Федерации без учета дня приема (от 27.01.2015 по 07.02.2015) составил 11 дней, нарушение срока составило 5 дней.
Таким образом, ФГУП "Почта России" осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГУП "Почта России" нарушило требования п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, распоряжения ФГУП "Почта России" от 30.10.2008 N61-р, а, следовательно, и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), за что ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Факт допущенных ответчиком нарушений лицензионных требований апелляционный суд полагает установленным, в связи с чем указанные действия ФГУП "Почта России" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Что касается порядка привлечения общества к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, судами не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Допущенное правонарушение ФГУП "Почта России" фактически посягает на права потребителей. Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому правонарушению в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. Данный вывод соответствует правовой позиции выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 2010 г. N 6971/10.
Не состоятельным является также довод заявителя о том, что проверка была произведена с нарушением требований, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вопреки мнению ответчика фактическое обнаружение признаков соответствующего правонарушения является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности, не зависимо от повода проверки.
Что касается Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, то им регулируются иные правоотношения, отличные от предмета регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащего применению при производстве по делам об административных правонарушениях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы данный Федеральный закон не распространяется на порядок выявления административных правонарушений и привлечения к административной ответственности, поскольку нормы административного процесса содержатся в КоАП РФ.
Доказательствами же по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст.ст.266, 268, 269, 271 и 2721 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-34389/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34389/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"