г. Москва |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А41-17448/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Миронов В.А., по доверенности от 20.11.2014,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговый комплекс "Болшево" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-17448/15, принятое судьей Плотниковой Н.В., по заявлению ООО "Торговый комплекс "Болшево" (ИНН 5018155445, ОГРН 1135018000963) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета помещения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый комплекс "Болшево" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями:
- о признании незаконным решения от 03.03.2015 N МО - 15/РКФ-100518 об отказе в осуществлении кадастрового учета помещения, расположенного по адресу: Московская область, город Королев, ул. Калинина, дом 11, кадастровый номер объекта незавершенного строительства 50:45:0000000:4128;
- об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области поставить указанный объект недвижимого имущества на кадастровый учет и выдать заявителю кадастровый паспорт объекта.
Решением от 21 мая 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Торговый комплекс "Болшево" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель общества пояснил, что спорное помещение является частью здания, поставленного на кадастровый учет в качестве объекта незавершенного строительства. В Законе о кадастре отсутствуют положения, ограничивающие проведение кадастрового учета помещения в объекте незавершенного строительства. При этом отказ кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета помещения препятствует в государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимости, на который право собственности признано в судебном порядке.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.05.2004 гражданин Агафонов А.Г. заключил с ЗАО "Техинвестстрой", ООО "ДЛ-Корпорация" договор N 39/05к-04 долевого участия в инвестиционном строительстве общественно-жилого комплекса "ОЛИМП".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда решение Королевского областного суда Московской области от 23.03.2011 оставлено без изменения.
Указанным решением Королевского областного суда Московской области от 23.03.2011 признано за Агафоновым А.Г. право собственности на нежилое помещение площадью 2112 кв.м в незавершенном строительством объекте, расположенное по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Калинина, д. 11, в составе общественно-жилого комплекса "ОЛИМП".
29.10.2013 между Агафоновым А.Г. и ООО "Торговый комплекс" Болшево" заключен договор об уступке права на нежилое помещение площадью 2112 кв.м в незавершенном строительством объекте, расположенное по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Калинина, д.11. в составе общественно-жилого комплекса "ОЛИМП".
16.10.2014 между ООО "Торговый комплекс" Болшево" и ООО "Алькор - К" (подрядчик) заключен договор N 59-ю/15-14 на выполнение кадастровых работ в соответствии с которым, подрядчик формирует технический и поэтажные планы и подает документы на регистрацию.
20.11.2014 ООО "Алькор - К" обратилось в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, отдел кадастрового учета N 2 с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (помещения), расположенного по адресу: Московская область, город Королев, ул. Калинина, дом 11, кадастровый номер объекта незавершенного строительства 50:45:0000000:4128, с приложением технического плана помещения N 30-1586964 от 20.11.2014.
Кадастровая палата решением от 03.03.2015 N МО - 15/РКФ-100518 отказала в осуществлении государственного кадастрового учета указанного помещения на основании Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" со ссылкой на то, что в техническом плане помещения в строке "Кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение" указан кадастровый номер объекта незавершенного строительства.
Не согласившись с указанным решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 03.03.2015 N МО - 15/РКФ-100518, ООО "Торговый комплекс" Болшево" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о законности решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 03.03.2015 N МО - 15/РКФ-100518 об отказе в осуществлении кадастрового учета помещения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 ГК РФ, пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (пункт 2 статьи 1 Закона о кадастре).
В силу статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с этим законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости могут также быть внесены дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах (подпункт 26 пункта 2 статьи 7 закона).
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьей 22 закона о кадастре установлен состав необходимых для кадастрового учета документов.
Как следует из материалов дела, решением от 03.12.2014 N МО-14/РКФ-732331 осуществление кадастрового учета по заявлению общества приостановлено на срок не более, чем 3 месяца, на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, в связи с тем, что технический план в форме электронного документа не обеспечивает считывание и контроль представленных данных (л.д. 70).
Оспариваемым решением от 03.03.2015 N МО - 15/РКФ-100518 кадастровая палата отказала в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Для проведения кадастрового учета здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства заявителем представляются необходимые для этого документы, в том числе, технический план и другие указанные в статье 22 Закона о кадастре документы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Из указанной нормы Закона о кадастре следует, что проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
В соответствии с подпунктами 6 и 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию оформляется соответствующим разрешением, то есть документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма кадастрового паспорта помещения утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831.
Из положений приложения N 2 к указанному приказу следует, что помещение является частью здания или сооружения, а не объекта незавершенного строительства.
Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что Законом о кадастре осуществление кадастрового учета предусмотрено в отношении зданий и сооружений, в установленном порядке введенных в эксплуатацию, помещений, расположенных в них, а также в отношении объекта незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также иные, указанные в статье объекты прав.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, такие объекты, как здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (статья 1 Закона), устанавливая особенности регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства (статья 25 Закона).
Из имеющихся в деле технического описания объекта незавершенного строительства и кадастрового паспорта следует, что многоквартирный дом, находящийся по адресу: Московская область, городской округ г. Королев, г. Королев, ул. Калинина, д. 11, со степенью готовности 86 % является объектом незавершенного строительства. Объект техническую инвентаризацию прошел, объект в целом не учтен, так как в эксплуатацию не сдан, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не выдано, в установленном законом порядке права как на объект недвижимости не зарегистрированы (учтен лишь как объект незавершенного строительства).
Таким образом, поскольку наличие объекта незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования в здание или сооружение, это может повлечь изменение его характеристик, состава помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода объекта в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения.
На основании изложенного в случае преобразования объекта незавершенного строительства в здание или сооружение, что повлечет изменение состава его помещений, спорный объект недвижимости может перестать существовать как самостоятельная недвижимая вещь.
Постановка на кадастровый учет помещения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, Законом о кадастре не предусмотрена, в связи с чем кадастровая палата обоснованно отказала в проведении кадастрового учета спорного помещения.
Вместе с тем, пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре предусмотрено в качестве самостоятельного основания для отказа в осуществлении кадастрового учета не устранение обстоятельств, явившихся основанием для приостановления кадастрового учета, при истечении установленного срока приостановления.
Обществом не представлены доказательства направления им в кадастровую палату необходимых документов для устранения основания приостановления кадастрового учета.
Довод общества о том, что оспариваемый отказ кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета помещения препятствует в государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимости, на который право собственности признано в судебном порядке, апелляционный суд не принимает во внимание, поскольку признание права собственности в судебном порядке на объект недвижимости не является самостоятельным и безусловным основанием для постановки данного объекта на кадастровый учет. Общество обязано представить все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
На основании изложенного заинтересованное лицо правомерно отказало заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости.
Указанная правовая позиция также изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2014 N 306-ЭС14-2019.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о законности оспариваемого решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 03.03.2015 N МО - 15/РКФ-100518 об отказе в осуществлении кадастрового учета помещения, не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Торговый комплекс "Болшево", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2015 по делу N А41-17448/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17448/2015
Истец: ООО "ТК "Болшево"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ЗАО "ТЕХИНВЕСТСТРОЙ"