город Москва |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А40-21257/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2015 по делу N А40-21257/15 принятое судьей Уточкиным И.Н. (шифр судьи: 92-162) в порядке упрощенного производства
по заявлению ОАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518, 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ГСП-7)
к ФАС России (125993, Москва, Садовая Кудринская ул., д. 11, Д.-242, ГСП-3)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Михайлова Ю.П. по доверенности от 06.04.2015; |
от ответчика: |
Кадымов Ф.Ф. по доверенности от 08.04.2015; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Газпром" с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным и отмене постановления 20.01.2015 по делу об административном правонарушении N 4-00-827/00-02-14.
Решением суда от 18.05.2015 отказано в удовлетворении заявления ОАО "Газпром" к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании постановления от 20.01.2015 по делу об административном правонарушении N 4-00-827/00-02-14. При этом суд исходил из того, что установление антимонопольным органом нового срока предоставления информации и документов не освобождает Общество от ответственности за их непредставление в первоначально установленный до 24.10.2014 срок.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "Газпром" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что документы и сведения, запрошенные ФАС России при рассмотрении дела N 1-10-118/00-02-14 о нарушении антимонопольного законодательства, представлены Обществом в сроки, установленные антимонопольным органом.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что ОАО "Газпром" не представило в адрес ФАС России на момент рассмотрения дела N 1-10-118/00-02-14 Комиссией ФАС России информацию, предусмотренную Определением по делу N 1-10-118/00-02-14 и в результате дело было отложено Определением от 27.11.2014 г. N АГ/48431/14 и соответственно ОАО "Газпром" несвоевременно представило в федеральный антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок информацию.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст. 270 АПК).
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела в связи с рассмотрением обращения ОАО "НК "Роснефть" от 10.04.2014 N ИС-3426 о нарушении компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." антимонопольного законодательства и на основании ст. ст. 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФАС России Определением от 10.10.2014 N AГ/40905/14 по делу N 1-10-118/00-02-14 (далее- Определение) о нарушении антимонопольного законодательства запросила у ОАО "Газпром" следующую информацию: учредительные документы (копию устава и т.д.) (п.6.1); копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (п.6.2); копию письма ОАО "Газпром" N 01-13 от 16.01.2014, направленного в адрес ОАО "НК "Роснефть", а также письменные пояснения, относительно его содержания: экономическое и технологическое обоснование отказа в доступе ОАО "НК "Роснефть" к транссахалинской трубопроводной системе, принадлежащей консорциуму проекта "Сахалин - 2" и обоснование цели (переработка, дальнейшая реализация и т.д.) и возможности приобретения природного газа добытого ОАО "НК "Роснефть" в рамках проекта "Сахалин 1" (п.6.3); письменное пояснение, с правовым обоснованием, относительно принадлежности магистрального газопровода проекта "Сахалин-2" к Единой системе газоснабжения (п.6.4); сведения о лицах и (или) органах, уполномоченных выступать от имени и в интересах компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." при принятии решений связанных с распоряжением имуществом компании, в том числе решений о доступе третьих лиц к магистральному газопроводу (с приложением подтверждающих документов) (п.6.5); иную информацию и документы, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства (п.6.7).
Указанную информацию необходимо было представить в срок до 24.10.2014.
Письмом от 23.10.2014 N 01/04/03/3-159 (вх. от 24.10.2014 N 97084/14) ОАО "Газпром" частично представило в ФАС России информацию, запрошенную Определением: - учредительные документы; копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; письменное пояснение, с правовым обоснованием, относительно принадлежности магистрального газопровода проекта "Сахалин-2" к Единой системе газоснабжения.
При этом письмом от 23.10.2014 г. N 01/04/03/3-160 (вх. от 24.10.2014 N97083/14) ОАО "Газпром" просило представить дополнительное время для подготовки и передачи запрошенных Определением копии письма ОАО "Газпром" от 16.01.2014 г. N 01-13, направленного в адрес ОАО "НК "Роснефть", а также письменные пояснения, относительно его содержания: экономическое и технологическое обоснование отказа в доступе ОАО "НК "Роснефть" к транссахалинской трубопроводной системе, принадлежащей консорциуму проекта "Сахалин-2"; обоснование цели (переработка, дальнейшая реализация и т.д.) и возможности приобретения природного газа добытого ОАО "НК "Роснефть" в рамках проекта "Сахалин 1" и сведения о лицах и (или) органах, уполномоченных выступать от имени и в интересах компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." при принятии решений, связанных с распоряжением имуществом компании, в том числе решений о доступе третьих лиц к магистральному газопроводу (с приложением подтверждающих документов).
Других писем в отношении информации, запрошенной Определением в ФАС России до 24.11.2014 г. не поступало.
Таким образом, ОАО "Газпром" не представило в ФАС России на момент рассмотрения дела N 1-10-118/00-02-14 Комиссией ФАС России информацию, предусмотренную Определением по делу N 1-10-118/00-02-14, и в результате рассмотрение дела было отложено.
ОАО "Газпром" 28.11.2014 г. представило в ФАС России ответ от 28.11.2014 г. N 01/04/03/3-178 кт (вх. от 28.112014 г. N 109652-ДСП), в котором содержалась информация, запрошенная Определением.
С учетом изложенного, антимонопольным органом сделан вывод о том, что в действиях ОАО "Газпром" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, выразившегося в непредставлении информации в ФАС России, поскольку информация по пунктам 6.3. и 6.5. Определения не была представлена на момент возбуждения дела об административном правонарушении.
По данному факту антимонопольным органом составлен протокол от 09.12.2014 г. N 4-00-827/00-02-14 об административном правонарушении.
Постановлением заместителя начальника Правового управления ФАС России от 20.01.2015 N 4-00-827/00-02-14 ОАО "Газпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
В соответствии с частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Из материалов дела следует, что согласно п.6 Определения ФАС России от 23.09.2014 г. по делу N 10100118/0002014 (от 10.10.2014 N AГ/40905/14) ФАС России запрошена у ОАО "Газпром" информация, со сроком представления до 24.10.2014 г. (т.1 л.д.33 - 38).
Письмом от 23.10.2014 N 01/04/03/3-159 (вх. от 24.10.2014 N 97084/14) ОАО "Газпром" частично представило в ФАС России информацию, запрошенную Определением по пунктам 6.1., 6.2 и 6.4.
При этом ОАО "Газпром" было подано в ФАС России ходатайство от 23.10.2014 г. N 01/04/03/3-160 о предоставлении дополнительного времени для подготовки и передачи части запрошенных документов по делу N 1-10-118/00-02-14, из которого следует, что ОАО "Газпром" просит предоставить дополнительное время для подготовки и передачи документов и сведений по пунктам 6.3., 6.5 Определения в связи с необходимостью обеспечения ОАО "Газпром" режима коммерческой тайны в отношении запрошенной информации (т.1 л.д.42-43).
Определением ФАС России от 06.11.2014 г. заседание Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-10-118/00-02-14 не состоялось ввиду отсутствия кворума и рассмотрение дела назначено на 24.11.2014 г. (т.1 л.д.44-45).
Согласно Определению ФАС России от 24.11.2014 г. (т.1 л.д.46-49) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу рассмотрение дела N 1-10-118/00-02-14 было отложено и в соответствии с пунктом 5 указанного Определения у ОАО "Газпром" были запрошены, документы, перечисленные в пунктах 6.3., 6.5 Определения ФАС России от 23.09.2014 г. по делу N 1-10-188/00-02-14. Данные документы должны были быть представлены в срок до 05.12.2014 г.
В постановлении административного органа установлено, что ОАО "Газпром" 28.11.2014 г. представило в ФАС России ответ от 28.11.2014 г. N 01/04/03/3-178 кт (вх. от 28.11.2014 г. N 109652-ДСП), в которой содержалась информация, запрошенная Определением, что также подтверждается материалами дела (т.1 л.д.50).
Также ОАО "Газпром" 05.12.2014 г. представлены документы по п.5.3 Определения ФАС России от 24.11.2014 г. (т.1 л.д. 48, 51-52).
Принимая во внимание, что заявителем было подано ходатайство о продлении срока представления документов, которое фактически было удовлетворено ФАС России в Определением от 24.11.2014 г. по делу N 1-10-118/00-02-14, и соответствующие документы были представлены заявителем в установленный в данном определении срок, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушении, предусмотренного частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 20.01.2015 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-00-827/00-02-14, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2015 по делу N А40-21257/15 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.01.2015 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-00-827/00-02-14, вынесенное в отношении ОАО "Газпром".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21257/2015
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России