город Ростов-на-Дону |
|
02 августа 2015 г. |
дело N А53-29711/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Авдониной О.Г., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от истца: представителя Балдина В.А. по доверенности от 23.12.2014,
от ответчика: представителя Подорогиной О.А. по доверенности от 23.12.2014,
от третьих лиц:
от Минтруд РО: представителя Ларичкиной Н.Н. по доверенности от 15.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ДонАвтоСервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16 апреля 2015 года по делу N А53-29711/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "ДонАвтоСервис"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: администрации города Волгодонска, Министерства транспорта Ростовской области, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области
о взыскании убытков,
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонАвтоСервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик) о взыскании 4 706 487 руб. 43 коп. убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан регионального регистра.
Исковые требования мотивированы тем, что истец осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в городе Волгодонске по договору N 4 от 26.09.2011, заключенному с МКУ "Департамент строительств и городского хозяйства". В числе прочих обязанностей ООО "ДонАвтоСервис" приняло на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате. В рамках договора N 8 от 17.01.2014 Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска принял на себя обязательство по возмещению расходов истца за перевезенных льготных граждан. Истец указывает, что выплаченная ему компенсация за перевозку льготной категории граждан не покрывает все его расходы, что составляет его убытки, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам, которые подлежат возмещению за счёт средств областного бюджета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Волгодонска, Министерство транспорта Ростовской области, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области взыскано в пользу ООО "ДонАвтоСервис" 2 549 741 руб. 83 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований истца, поскольку ООО "ДонАвтоСервис" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в региональный регистр лиц (региональных льготников). Между тем, суд усмотрел ошибки, допущенные истцом в своем расчете убытков, в частности, положенные в основу расчета результаты натурных обследований были проведены МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" г. Волгодонска без согласования с органом государственной статистики. Арбитражным судом произведен самостоятельный расчет убытков, исходя из количества ЕСПБ, приходящихся на долю истца, количества поездок и установленного тарифа.
Общество с ограниченной ответственностью "ДонАвтоСервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, иск удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- при вынесении решения суд принял во внимание размер возмещения, рассчитанный МКУ "ДСиГХ" на основании постановления Правительства Ростовской области N 232 от 15.12.2011, данный расчёт в части определения количества перевезённых льготных категорий граждан основывался на данных натуральных исследований, закреплённых в постановлении администрации г. Волгодонска N 5112 от 27.12.2013. Однако при расчёте размера убытков суд не принял сведения о пассажиропотоке льготной категории граждан, закреплённые в постановлении администрации г. Волгодонска N 5112 от 27.12.2013. Ежемесячно между истцом и ДТиСР г. Волгодонска подписывались акты о количестве фактически перевезённых граждан льготной категории. Суд принял в расчёт сведения органа статистики о количестве поездок льготной категории граждан, однако в них не учитываются ни протяжённость маршрута, ни количество транспорта у перевозчика, ни количество реализованных ЕСПТ, ни количество рейсов, выполненных перевозчиком;
- суд не учёл, что сведения Росстата могут применяться в расчётах только при отсутствии данных натуральных исследований. Недопустимым является одновременное применение при осуществлении расчётов данных органа статистики и экспертных данных о пассажиропотоке;
- из содержания приказа Росстата N 527 от 19.08.2014 не следует, что сведения о пассажиропотоке, полученные в ходе натуральных исследований, подлежат согласованию с органами статистики;
- суд не учёл, что постановление администрации г. Волгодонска N 12 от 14.01.2014, установившее тариф на перевозку граждан в размере 14 руб., вступило в действие с 20.01.2014, а не с 01.02.2014.
В отзыве Министерство труда и социального развития Ростовской области просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определением от 14.07.2015 в составе суда N А53-29711/2014 произведена замена судьи Малыхиной М.Н. в связи с её нахождением в отпуске на судью Авдонину О.Г.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда в обжалуемой части отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы, пояснило, что министерство на согласно с выводом суда о наличии на стороне истца убытков, однако если суд апелляционной инстанции придёт к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска, представитель ответчика просил суд руководствоваться расчётом убытков, подготовленным министерством.
Представитель Минтруда РО возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объёме.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрении апелляционной жалобы.
Поскольку в судебном заседании представители ответчика и Минтруда РО выразили свое несогласие с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) и ООО "Донавтосервис" (перевозчик) был заключен договор N 4 от 26.09.2011 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
По условиям указанного договора перевозчик принял на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к договору.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией г. Волгодонска в общественном городском транспорте, ООО "Донавтосервис" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4.14 договора ООО "Донавтосервис" обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
Договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска (пункт 7.1 договора).
Во исполнение областных законов "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда в Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", а также на основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска и общество (перевозчик) 17 января 2014 года заключили договор N 8.
По условиям договора перевозчик обязался предоставлять гражданам МО г. Волгодонск, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси) в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми актами, а департамент - возместить перевозчику расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2014 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок о фактическом возмещении расходов по перевозке отдельных категорий граждан, определенных указанными нормативно-правовыми актами.
В силу пункта 2.2 договора департамент обязан представить перевозчику акты, а перевозчик обязан подписать и возвратить департаменту в течение 3-х рабочих дней со дня их получения.
Департамент ежемесячно формирует и предоставляет в электронном виде перевозчику отчет о количестве выданных единых проездных талонов (пункт 2.4).
Согласно пункту 2.5 договора департамент обязан возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Возмещение расходов производится в размере 265 руб. в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов. В связи с наличием в муниципальном образовании нескольких транспортных организаций возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой распределения, установленной в пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, и отчетами МКУ "ДСиГХ". Срок действия договора - с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 4.1 договора).
Постановлением администрации города Волгодонска N 5112 от 27.12.2013 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в г. Волгодонске, проведенного в ноябре 2013 года (вступили в силу с 01.01.2014).
Постановлением администрации города Волгодонска N 2699 от 04.08.2014 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске, проведенного в мае 2014 года.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
В соответствии с данным областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением администрации города Волгодонска N 3150 от 24.10.2012 установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении - 12 руб.
Постановлением администрации города Волгодонска N 12 от 14.01.2014 установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении - 14 руб.
Как указал истец, ООО "Донавтосервис" получало компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к региональному регистру, исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли ООО "Донавтосервис" в перевозке. Иных сумм компенсации ООО "Донавтосервис" не получало. В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 количество перевезенных пассажиров льготной категории составило 669 251 человек, стоимость не льготного проезда - 9 279 192 руб., возмещенная сумма ДТиСР составила 4 572 704 руб. 57 коп.
Расчет выпадающих доходов ООО "Донавтосервис" определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий регионального регистра по ЕСПБ, по данным МКУ "Департамента строительства и городского хозяйства" и Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, и полной стоимости проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной ООО "Донавтосервис" от ДТ и CP администрации г. Волгодонска за перевозку граждан по ЕСПБ.
Общество полагает, что оно понесло убытки в сумме 4 706 487 руб.
43 коп. в результате оказания услуг по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам, что и послужило основанием для обращения ООО "Донавтосервис" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "ДонАвтоСервис" подтвердило факт оказания услуг по перевозке граждан, включенных в региональный регистр лиц (региональных льготников), между тем, арбитражным судом был произведен самостоятельный расчет убытков, исходя из количества ЕСПБ, приходящихся на долю истца, количества поездок и установленного тарифа.
Суд апелляционной инстанции не согласен с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средства областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления.
Пунктом 6.1.3 положения установлено, что льготный проезд в соответствии с осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов. При наличии нескольких транспортных предприятий финансирование производится по формуле:
Ci = Си/Чл x Члi,
где Ci - сумма финансирования i-го транспортного предприятия в месяц;
Си - общая сумма финансирования услуг по перевозке льготных категорий граждан;
Чл - численность перевезенных граждан льготных категорий по всем предприятиям, определяется по формуле:
Чл = сумма Члi,
где Члi - численность перевезенных граждан льготных категорий по i-му транспортному предприятию.
Численность перевезенных граждан льготных категорий по i-му транспортному предприятию определяется по формуле:
Члi = Ми x Рмi x Чл / кмi,
где Члi - численность перевезенных граждан льготных категорий по i-му транспортному предприятию;
Ми - протяженность маршрута;
Pмi - фактическое количество рейсов в месяц по i-му маршруту;
Чл / кмi - средневзвешенная численность граждан льготных категорий на 1 км фактического пробега по i-му маршруту (по обследованию, не реже одного раза в год).
При наличии у предприятия более одного маршрута производится суммирование численности перевезенных граждан льготной категории по каждому маршруту.
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением. При этом определена и полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ.
Согласно данной методике часть полной стоимости проезда оплачивалась льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов и перечислялась перевозчикам (транспортным предприятиям), заключившим договоры с территориальными отделами социальной защиты населения Ростовской области.
Оставшаяся часть выплачивалась перевозчикам, в том числе предприятию, из бюджета субъекта Российской Федерации в виде компенсации выпадающих доходов, которая определялась по каждому муниципальному образованию из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество проездных билетов, выданных в муниципальном образовании, и распределялась между перевозчиками на основании показателей фактической транспортной работы. Размер компенсации по каждому льготнику определялся как разность между полной стоимостью проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной пассажиром.
Таким образом, постановлением от 15.12.2011 N 232, действовавшим в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий, в связи с чем выводы судов об отсутствии методики расчета убытков (неполученной перевозчиком провозной платы) противоречат тексту нормативного правового акта.
Не оспаривая факт получения компенсации, исчисленной в соответствии с указанным постановлением, общество полагает, что указанная в нем полная стоимость ЕСПБ занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Между тем постановление от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков и подлежало применению при рассмотрении настоящего спора.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, предприятию надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Однако достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде суду не представлено.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 по делу N 305-ЭС14-6996, от 26.05.2015 по делу N А305-ЭС14-7952, от 16.06.2015 по делу N 305-ЭС14-7966.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на истца как на проигравшую сторону. С учётом увеличения размера исковых требований истцом подлежала уплате государственная пошлина в размере 46 532 руб. 44 коп. При обращении с иском обществом по платёжному поручению N 307 от 25.11.2014 государственная пошлина уплачена в размере 28 510 руб. 02 коп., в связи с чем с истца в доход федерального бюджета подлежат взысканию 18 022 руб. 42 коп. государственной пошлины по иску.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 апреля 2015 года по делу N А53-29711/2014 в части удовлетворения исковых требований и распределения по делу судебных расходов отменить, в данной части принять новое решение.
В удовлетворении искового заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДонАвтоСервис" (ИНН 6143054566, ОГРН 1036143010254) в доход федерального бюджета 46 532 руб. 44 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29711/2014
Истец: ООО "ДОНАВТОСЕРВИС"
Ответчик: министерство финансов Ростовской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска, Министерство автодорог, транспорта и связи Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство транспорта Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2015 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29711/14
07.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7006/15
02.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8700/15
16.04.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29711/14