3 августа 2015 г. |
А43-477/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" (603057, г.Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13, литер Л, офис 403; ИНН 5262149141, ОГРН 1065262085206)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2015
по делу N А43-477/2015,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" о признании незаконными действий и поручений Правительства Нижегородской области от 31.07.2014 N 001-9027/14-0-0, от 01.08.2014 N 001-9027/14-0-0,
при участии в судебном заседании представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" - Дворецкого А.В. по доверенности от 01.07.2015 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" (далее - ООО "Кредо-Проф", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий:
исполняющего обязанности вице-губернатора, первого заместителя председателя Правительства Нижегородской области Иванова В.А. по направлению поручения от 31.07.2014 N 001-9027/14-0-0 исполняющему обязанности заместителя губернатора, заместителю председателя Правительства Нижегородской области Казачковой Н.В. о рассмотрении заявления Общества от 30.07.2014 N 3;
исполняющего обязанности заместителя губернатора, заместителя председателя Правительства Нижегородской области Казачковой Н.В. по направлению поручения от 01.08.2014 N 001-9027/14-0-0 исполняющему обязанности министра Министерства инвестиционной политики Нижегородской области Грошеву Ю.Г. и заместителю губернатора, заместителю председателя Правительства Нижегородской области Макарову А.В. о рассмотрении заявления Общества от 30.07.2014 N 3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Мингосимущества НО), Министерство инвестиционной политики Нижегородской области; администрация г.Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2015 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кредо-Проф" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество настаивает на том, что оно обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, а не о реализации инвестиционного проекта. В связи с этим Правительство Нижегородской области должно было направить документы в администрацию г.Нижнего Новгорода для утверждения схемы расположения земельного участка.
В отзывах на апелляционную жалобу Правительство Нижегородской области, Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области указывают на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель ООО "Кредопроф" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015 по делу N А43-22993/2014 установлены следующие обстоятельства.
Намереваясь получить в аренду земельный участок, 31.07.2014 ООО "Кредо-Проф" обратилось в Правительство Нижегородской области с заявлением от 30.07.2014 N 3 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 3415 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта - многоуровневой парковки с предположительным местом размещения: около дома N 1 на площади Октябрьская в г.Нижнем Новгороде. К заявлению Общество приложило схему расположения земельного участка и документы, подтверждающие государственную регистрацию ООО "Кредо-Проф" в качестве юридического лица.
На основании поручения исполняющего обязанности вице-губернатора Нижегородской области Иванова В.А. от 31.07.2014 N 001-9027/14-0-0, поручения исполняющего обязанности заместителя губернатора, заместителя председателя Правительства Нижегородской области Казачковой Н.В. 01.08.2014 N 001-9027/14-0-0 заявление Общества направлено для рассмотрения в Министерство инвестиционной политики Нижегородской области.
Письмом от 22.08.2014 N 307-02-8442/2014 Министерство инвестиционной политики Нижегородской области уведомило Общество о том, что с целью рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка на праве аренды ему необходимо обратиться в Правительство Нижегородской области с заявлением установленной формы с приложением к нему необходимых документов, перечень которых размещен на официальном сайте в сети Интернет.
В качестве правового основания Министерство в своем письме сослалось на постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46, которым утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов.
Письмом от 01.09.2014 N 307-04-8768/14 Министерство инвестиционной политики Нижегородской области проинформировало Общество о том, что в соответствии с генеральным планом города Нижний Новгород испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью 3415 кв.м, находящийся предположительно в районе дома N 1 на площади Октябрьская в г.Нижнем Новгороде, расположен в зоне многофункциональной общественной застройки центрального исторического района, зон охраны объектов культурного наследия и зон достопримечательных мест. Проект планировки Октябрьского бульвара не предусматривает строительство многоуровневой парковки. Одновременно Министерство указало, что 18.08.2014 часть обозначенного земельного участка продана с аукциона ООО "Сити-Центр".
Письмом от 08.10.2014 N 307-0310021/14 Министерство инвестиционной политики Нижегородской области предложило ООО "Кредо-Проф" рассмотреть иные земельные участки в г.Нижнем Новгороде с целью строительства на них многоуровневых паркингов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", Указом Губернатора Нижегородской области от 02.06.2014 N 40, Указом Губернатора Нижегородской области от 02.06.2014 N 44, Указом Губернатора Нижегородской области от 23.01.2013 N 10, постановлении Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46, постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 207, постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 N 828, распоряжением Губернатора Нижегородской области от 02.06.2014 N 888-р и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконными действий уполномоченного государственного органа.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г.Чебоксары является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок выбора земельного участка для строительства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в числе прочих, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из этого кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З Правительство Нижегородской области принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 данного закона, а также определяет исполнительные органы государственной власти Нижегородской области, уполномоченные по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов, по подготовке материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории, распределяет полномочия между ними, и определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков.
Полномочия Правительства по распоряжению земельными участками закреплены в Законе Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З, в статье 3 которого указано, что Правительство Нижегородской области принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 данного закона, а также определяет исполнительные органы государственной власти Нижегородской области, уполномоченные по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов, по подготовке материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории, распределяет полномочия между ними, и определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков.
В постановлении Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов" указано, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов, а также по подготовке материалов, необходимых для принятия Правительством Нижегородской области решения об инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории и предоставления земельных участков по договорам о развитии застроенной территории, определено министерство инвестиционной политики Нижегородской области.
Этим же постановлением утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов (далее - Порядок).
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов обращаются с заявкой по форме, утвержденной Министерством инвестиционной политики Нижегородской области, в аппарат Правительства Нижегородской области. К заявке прилагаются документы, определенные перечнем документов, утвержденным Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.
Приказом Министерства инвестиционной политики Нижегородской области от 02.11.2006 N 22 утверждены форма такой заявки и перечень необходимых документов.
Из вышеприведенных правоположений следует, что во исполнение действующего федерального законодательства в Нижегородской области установлен порядок обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков с целью строительства на нем объектов капитального строительства, который подлежит соблюдению всеми лицами, обращающимися с такими заявлениями.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27.08.2014 по делу N 9-АПГ14-7 указал, что установление Правительством Нижегородской области Порядка взаимодействия при предоставлении земельных участков для строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости в рамках реализации инвестиционных проектов, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2006 года N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", в полной мере согласуется с приведенными выше нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Во всяком случае, введенный Правительством Нижегородской области организационный механизм обеспечения выбора земельного участка при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов не отменяет и не изменяет установленный статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015 по делу N А43-22993/2014 установлено, что Обществом при обращении с заявлением от 30.07.2014 N 3 о предоставлении земельного участка для строительства по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта не был соблюден установленный законодательством Нижегородской области порядок.
Этим же судебным актом Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными решений Министерства инвестиционной политики Нижегородской области от 01.09.2014 N 307-04-8768/14 и от 08.10.2014 N 307-0310021/14.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что оспариваемые действия и поручения Правительства Нижегородской области соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Также суд принимает во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 утратили силу положения статей 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Приведенные в апелляционной жалобе заявителем доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба ООО "Кредо-Проф" не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014 по делу N А43-477/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2015 по делу N А43-477/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-477/2015
Истец: ООО "КРЕДО-ПРОФ"
Ответчик: Правительство Нижегородской области
Третье лицо: Администрация Нижнего Новгорода, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Министерство инвестиционной политики Нижегородской области