г. Москва |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А41-42038/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ООО "Арис-Центр": Кирилловых П.В., доверенность от 06.08.2014 г.,
от ГК "Российские автомобильные дороги": Дунаев А.А., доверенность от 26.06.2015 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРИС-ЦЕНТР" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2015 года по делу N А41-42038/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по исковому заявлению ГК "Российские автомобильные дороги" к ООО "Арис-Центр" о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Российские автомобильные дороги", истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "АРИС-ЦЕНТР" (далее - ООО "Арис-Центр", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1229958 руб. 63 коп., в том числе 1098118 руб. неосновательного обогащения, 131840 руб. 63 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (том 3, л.д. 67-70).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Арис-Центр" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (том 3, л.д. 87-92).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Арис-Центр" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ГК "Российские автомобильные дороги" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 145-ФЗ) создана некоммерческая организация Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2133-р ГК "Российские автомобильные дороги" передана в доверительное управление автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-1 "Беларусь" от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 г. N 249-р прекращено право оперативного управления федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-1 "Беларусь" и М-4 "Дон", передаваемых в доверительное управление Государственной компании.
30.03.2010 г. распоряжением Федерального дорожного агентства N 251-р прекращено право федеральных государственных учреждений дорожного хозяйства постоянного (бессрочного) пользования земельными участками полосы отвода автомобильной дороги общего пользования М-1 "Беларусь".
Государственной компании переданы на праве аренды земельные участки, находящиеся в границах полос отвода федеральных автомобильных дорог (п.1, 4 ст. 36 Федерального закона от 17.07.2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") на 49 лет.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 25.04.2012) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") одним из видов деятельности Государственной компании является предоставление в субаренду земельных участков Государственной компании, в том числе в целях осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением в отношении автомобильных дорог Государственной компании, и в целях размещения объектов дорожного сервиса, иных объектов, установки рекламных конструкций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.
Согласно пункту 7 статьи 36 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" (Закон), Государственная компания вправе передавать гражданам или юридическим лицам в субаренду для размещения объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также земельные участки, предназначенные для размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом автомобильных дорог, деятельность по организации строительства или реконструкции которых осуществляет Государственная компания, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, иных объектов капитального строительства, установки рекламных конструкций в планируемых границах полос отвода и придорожных полос таких автомобильных дорог.
Порядок передачи земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в субаренду, а также порядок определения арендной платы за переданные в субаренду земельные участки устанавливается Регламентом Государственной компании, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ).
Пунктом 87 Регламента Государственной компании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 685, установлено, что земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, передаются Компанией в субаренду указанным юридическим или физическим лицам без проведения процедур аукциона.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона, согласно которой строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Устройство переходно-скоростных полос в целях обеспечения безопасного использования автомобильных дорог и их сохранности является обязанностью владельца дорожного сервиса, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 N 4.
Согласно пункту 2.14 "Правил предоставления в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у Компании на праве аренды", утвержденных приказом ГК "Российские автомобильные дороги" от 26.05.2011 N 70: "в случаях передачи в субаренду земельных участков без проведения конкурсных процедур, за исключением случаев передачи земельных участков, которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями, а также передачи земельных участков организации, заключившей с Компанией по результатам открытых торгов инвестиционное соглашение, плата по договору субаренды устанавливается на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Такая оценка осуществляется за счет средств юридических или физических лиц, в субаренду которым передаются земельные участки".
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 67:03:0000000:3/15 площадью 5057 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, Гагаринскии район, км. 173 (право) автотрассы Москва-Минск, в полосе отвода на 173 км. справа от автомобильной дороги М1 "Беларусь", используется ООО "Арис-Центр" для эксплуатации объекта дорожного сервиса.
Указанная часть земельного участка входит в земельный участок с кадастровым номером 67:03:0000000:3, переданный Федеральным дорожным агентством Российской Федерации в аренду Государственной компании, что подтверждается договором аренды от 23.08.2010 г. N 21-ГК, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Гагаринский отдел, о чем 26.11.2010 г. в Едином государственном реестре прав внесена запись о государственной регистрации N 67-67-02/148/2010-994.
Как указывает истец, договор субаренды на используемую ответчиком часть земельного участка с ООО "Арис-Центр" не заключен.
21.10.2013 года истцом в адрес ООО "Арис-Центр" было направлено обращение с целью правоупорядочения отношений в части использования земель полосы отвода, находящегося в аренде Государственной компании.
Данное обращение было получено представителем ООО "Арис-Центр" 12.11.2013 г., однако оставлено ответчиком без ответа.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик, используя часть арендованного истцом земельного участка, не имея на то законных оснований, сберег денежные средства в размере платы за пользование участка, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
По смыслу Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" магазины смешанной торговли, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, относятся к объектам дорожного сервиса, которые предназначены для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками, подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (часть 6 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
Федеральный закон N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" содержит понятие "дорога" - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
Кроме того, переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к объекту дорожного сервиса, следовательно, теряет свое функциональное назначение при отсутствии объекта дорожного сервиса и не может существовать отдельно от объекта дорожного сервиса.
С учетом изложенного, переходно-скоростная полоса является оборудованием объекта сервиса и неотъемлемой технологической частью автомобильной дороги.
Обязательные требования к объектам дорожного сервиса установлены статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которой объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями с обустройством переходно-скоростных полос в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. Аналогичные положения содержаться в пункте 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
В соответствии с пунктами 4, 11 "Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 г. N 1420 (действовавших на момент размещения объекта дорожного сервиса ответчика) размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.
Согласно пункту 5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 "дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования" в целях обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса следует оборудовать переходно-скоростными полосами.
Устройство переходно-скоростных полос в целях обеспечения безопасного использования автомобильных дорог и их сохранности является обязанностью владельца дорожного сервиса, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации N 4 от 13.01.2010.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок, переходно-скоростных полос осуществляется владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет (часть 10 статьи 22 N 257-ФЗ).
В пункте 12 Порядка установления и использования придорожных полос, автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 указано, что в соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство и одним из документов прилагаемым к заявлению является правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с Федеральным законом N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ГК "Российские автомобильные дороги" имеет право давать согласие в письменной форме на размещение объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос, автомобильных дорог Государственной компании, размещать указанные объекты, организовывать площадки для размещения указанных объектов.
В силу пункта 7 статьи 36 федерального закона от 17.07.2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги", Государственная компания вправе передавать гражданам или юридическим лицам в субаренду для размещения объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также земельные участки, предназначенные для размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом автомобильных дорог, деятельность по организации строительства или реконструкции которых осуществляет Государственная компания, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, иных объектов капитального строительства, установки рекламных конструкций в планируемых границах полос отвода и придорожных полос таких автомобильных дорог.
Одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как уже было указано, земельный участок с кадастровым номером 67:03:0000000:3/15 площадью 5057 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, Гагаринскии район, км. 173 (право) автотрассы Москва-Минск, в полосе отвода на 173 км. справа от автомобильной дороги М1 "Беларусь", используется ООО "Арис-Центр" для эксплуатации объекта дорожного сервиса.
Указанная часть участка входит в земельный участок с кадастровым номером 67:03:0000000:3, переданный Федеральным дорожным агентством Российской Федерации в аренду Государственной компании, что подтверждается договором аренды от 23.08.2010 г. N 21-ГК, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Гагаринский отдел, о чем 26.11.2010 г. в Едином государственном реестре прав внесена запись о государственной регистрации N 67-67-02/148/2010-994.
Между тем, доказательств заключения ООО "Арис-Центр" с ГК "Российские автомобильные дороги" договора субаренды части земельного участка в границах придорожной полосы автомобильной дороги М1 "Беларусь", в материалы дела не представлено.
В материалах дела также не имеется доказательств, что за использование спорного земельного участка ответчик уплачивал земельный налог либо вносил арендную плату.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на момент рассмотрения дела у ООО "Арис-Центр" не имелось правовых основания для использования спорного земельного участка в границе придорожной полосы автомобильной дороги М-1 "Беларусь".
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, основанием для применения норм о неосновательном обогащении является факт получения или сбережения имущества ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований в виде заключенного договора, односторонней сделки, указания закона или иного правового акта.
По смыслу названных норм, подлежащим доказыванию по настоящему спору является факт неосновательного обогащения ответчика, возникшего за счет истца, при отсутствии на то правовых оснований.
При определении размера неосновательного обогащения по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) может быть использовано правило пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В целях определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком в оспариваемый период определением Арбитражного суда Московской области от 17.12.2014 года была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" Москалеву А.Н., с постановкой перед экспертом следующего вопроса:
- определить величину арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 67:03:0000000:3/15, площадью 5057 кв.м., расположенным по адресу: Смоленская область, Гагаринскии район, км. 173 (право) автотрассы Москва-Минск, в полосе отвода на 173 км. справа автомобильной дороги М-1 "Беларусь", используемого ООО "Арис-Центр" для эксплуатации объекта дорожного сервиса, за период с 04.07.2011 г. на дату изготовления отчета.
Согласно поступившему в материалы дела экспертному заключению N 213-Э-14 СМК АОК 04 величина арендной платы за пользование ответчиком земельным участком с кадастровым номером 67:03:0000000:3/15, площадью 5057 кв.м., расположенного по адресу: Смоленская область, Гагаринскии район, км. 173, справа автомобильной дороги М-1, за период с 04.07.2011 г. на дату изготовления отчета (на 10.02.2015 г.) составляет 1098118 руб.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая выводы, сделанные экспертом, в рамках проведенной по делу судебной экспертизы, суд области пришел к выводу о том, что на стороне ООО "Арис-Центр" возникло неосновательное обогащение в размере 1098118 руб. 00 коп.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Истец на сумму неосновательного обогащения начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 131840 руб. 63 коп.
Расчет процентов истца был проверен судом области и признан обоснованным.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из материалов дела следует, что истец обратился в арбитражный суд с иском 11.07.2014 года о взыскании неосновательного обогащения за период с 04.07.2011 по 31.01.2015.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом срока исковой давности неосновательное обогащение необходимо исчислять с 11.07.2011.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, представителем ГК "Российские автомобильные дороги" был представлен уточненный расчет исковых требований, с учетом пропуска истцом срока исковой давности, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 1091035 руб. 26 коп. за период с 11.07.2011 по 31.01.2015.
Уточненный расчет неосновательного обогащения был проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.
Кроме того, согласно уточненному расчету проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2012 по 31.01.2015, начисленные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% составляют 130037 руб. 33 коп.
Расчет процентов был также проверен апелляционным судом и признан правильным.
Поскольку в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик доказательств внесения платы за фактическое использование части спорного земельного участка не представил, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению (с учетом применения срока исковой давности).
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2015 года по делу N А41-42038/14 подлежит изменению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что переходно-скоростные полосы являются составной и неотъемлемой частью федеральной автомобильной дороги и не входят в состав имущественного комплекса ответчика, в связи с чем, являясь составной частью автомобильной дороги общего пользования, в отсутствии установленных законом ограничений движения, свободно и бесплатно используются неограниченным кругом лиц, в том числе, ответчиком и иными участниками дорожного движения, не может быть принят судом во внимание, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы, дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог.
Понятие элементов обустройства автомобильных дорог содержится в пункте 5 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 15 данной статьи закона под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Как уже было указано, обязательные требования к объектам дорожного сервиса установлены статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которой объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями с обустройством переходно-скоростных полос в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.
Устройство переходно-скоростных полос в целях обеспечения безопасного использования автомобильных дорог и их сохранности является обязанностью владельца дорожного сервиса, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 N 4.
Как следует из материалов дела, комплекс объектов ответчика расположен в придорожной полосе автомобильной дороги М1 "Беларусь" и в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" является объектом дорожного сервиса.
При этом, в пункте 12 "Порядка установления и использования придорожных полос, автомобильных дорог федерального значения", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 указано, что в соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Таким образом, вышеуказанные доводы ответчика являются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2015 года по делу N А41-42038/14 изменить.
Взыскать с ООО "Арис-Центр" в пользу государственной компании "Российские автомобильные дороги" неосновательное обогащение в сумме 1091035 руб. 26 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 130037 руб. 33 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 25117 руб. 22 коп.
В остальной части иска отказать.
Возвратить государственной компании "Российские автомобильные дороги" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 5023 руб. 50 коп.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42038/2014
Истец: Государственная компания "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: ООО "Арис-Центр"
Третье лицо: ООО "АРИС-ЦЕНТР"