г. Саратов |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А57-24614/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Яковлевой А.Д., действующей по доверенности от 06.05.2015 N 2832,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сан-Сервис" (412421,Саратовская область, г.Аткарск, ул. Волгоградская, 69, ОГРН 1066438005952, ИНН 6438911992)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июня 2015 года по делу N А57-24614/2014 (судья Федорцова С.А.)
по иску министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, 45/51, ОГРН 1136455002507, ИНН 6455059390)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сан-Сервис" (412421,Саратовская область, г. Аткарск, ул. Волгоградская, 69, ОГРН 1066438005952, ИНН 6438911992)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сан-Сервис" (далее - ООО "Сан-Сервис", ответчик) о взыскании суммы вреда, причинённого атмосферному воздуху возгоранием отходов на полигоне ТБО, в размере 156 084,43 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскан вред, причинённый атмосферному воздуху возгоранием отходов на полигоне ТБО, в сумме 156 084, 43 руб. Кроме того, с ООО "Сан-Сервис" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 682, 63 руб.
ООО "Сан-Сервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Сан-Сервис" явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 85 93428 0. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 04 июля 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, апелляционный суд пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 07.07.2014 N 467 министерством проведена внеплановая проверка в отношении ООО "Сан-Сервис", в результате которой 22 июля 2014 г. по адресу: Саратовская область, г.Аткарск, в 650 м северо-восточнее завода "Эридан" зафиксирован факт горения отходов в результате ненадлежащего обращения ООО "Сан-Сервис" с отходами ТБО на свалке, о чём составлен протокол осмотра от 22.07.2014 (т.1 л.д.35).
Административным органом установлено, что ООО "Сан-Сервис" имеет лицензию от 17.09.2012 064 N 00107 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляет деятельность по эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, в 650 м северо-восточнее завода "Эридан".
По итогам проверки ООО "Сан-Сервис" министерством составлен протокол от 29.07.2014 N Р-П/72 (т.1 л.д.31-33).
Административным органом выявлено, что истцом при эксплуатации полигона ТБО ООО "Сан-Сервис", расположенного в г. Аткарск, в 650 м северо-восточнее завода "Эридан", допущено несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления, а именно горение ТБО, что привело к сгоранию отходов в объёме 6980 куб. м. При обследовании полигона установлено, что причиной допущенного возгорания явилось несоблюдение технологии захоронения отходов, технологии их изоляции и обезвреживания, что привело к нарушению их статической устойчивости и как следствие, к их самовозгоранию; со стороны эксплуатирующей организации - ООО "Сан-Сервис" отсутствует круглосуточный контроль за составом поступающих на свалку отходов. В нарушение действующего законодательства на полигоне, эксплуатируемом ООО "Сан-Сервис", не обеспечен должный контроль за составом поступающих на полигон отходов, отсутствует лабораторная служба, обеспечивающая ведение круглосуточного и систематического учёта поступающих отходов в установленном порядке (их фракционного, морфологического и химического состава). Технология размещения отходов на полигоне не соблюдается. Складирование отходов осуществляется не на рабочих картах, а беспорядочно по всей площади полигона. Изоляция грунтом отсутствует, уплотнение отходов не производится.
Указанные нарушения квалифицированы министерством по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05 августа 2014 года министерством вынесено постановление N 1-П/76 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Постановление о привлечении к административной ответственности ООО "Сан-Сервис" не оспаривалось.
Согласно расчёту истца ущерб, причинённый ООО "Сан-Сервис" атмосферному воздуху возгоранием отходов на полигоне ТБО, составил 156 084,43 руб.
В адрес ООО "Сан-Сервис" министерством направлено письмо от 04.08.2014 N 4871 с предложением в добровольном порядке возместить вред, причинённый атмосферному воздуху в срок до 01 сентября 2014.
Причинённый ответчиком вред атмосферному воздуху не был возмещён, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил наличие совокупности оснований деликтной ответственности ответчика за вред, причинённый атмосферному воздуху в заявленном истцом размере.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В пункте 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды указано, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила N 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов" (далее - Санитарные правила). Указанными правилами регулируется статус полигонов твёрдых бытовых отходов и установлены эпидемиологические требования при обращении с отходами.
В силу пункта 1.2 Санитарных правил требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твёрдых бытовых отходов
Согласно пункту 2.1 Санитарных правил полигоны твёрдых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигона.
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приёму бытовых отходов, с учётом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
Пунктом 5.7 Санитарных правил установлено, что на территории полигона не допускается сжигание твёрдых бытовых отходов и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твёрдых бытовых отходов.
Согласно пункту 2.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства РФ 2 ноября 1996 года (далее - Инструкция), установлено, что выгруженные из машин ТБО складируются на рабочей карте. Не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на данные сутки (рабочие карты). Устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5 м (для траншейных карт - 12 м), длина 30 -150 м.
Из пункта 2.6 Инструкции следует, что уплотнение уложенных на рабочей карте ТБО слоями по 0,5 м осуществляется тяжелыми бульдозерами массой 14 т и на базе тракторов мощностью 75 - 100 кВт (100 - 130 л.с.). Уплотнение слоями более 0,5 м не допускается. Уплотнение осуществляется 2-4-кратным проходом бульдозера по одному месту. Бульдозеры, уплотняющие ТБО, должны двигаться вдоль длинной стороны карты. При 2-кратном проходе бульдозера уплотнение ТБО составляет 570 - 670 кг/куб. м, при 4-кратном проходе - 670 - 800 кг/куб. м. Для обеспечения равномерной просадки тела полигона необходимо (два раза в год) делать контрольное определение степени уплотняемости ТБО.
Согласно пункту 2.8 Инструкции Промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трёх суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды установлено, что вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.
Исчисление убытков производится путём специальных обследований и аналитических расчётов на основании действующих нормативных актов, методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен.
При исчислении убытков применяются только прямые методы счёта и могут быть использованы экспертные оценки. Все полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются документально.
При исчислении общей суммы убытков учитываются:
затраты на проведение работ по оценке вредного воздействия на окружающую природную среду, исчислению убытков и оформлению соответствующих документов;
убытки потерпевшей стороны, связанные с ликвидацией последствий экологического правонарушения, которые рассчитываются по документам, представленным потерпевшей стороной.
Убытки, связанные с ликвидацией последствий аварии, понеённые лицом, совершившим правонарушение, не учитываются при определении общей суммы убытков.
Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчётным или экспертным путем по действующим методикам.
Непосредственно возмещения вреда, причиненного загрязнением атмосферного воздуха касаются Временные рекомендации по расчёту выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твёрдых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утверждённые Министерством экологии и природных ресурсов РФ 2 ноября 1992 и зарегистрированные в Минюсте РФ 16 ноября 1992 (далее - Временные рекомендации).
В соответствии с названными Временными рекомендациями сгорание твёрдых бытовых отходов (ТБО) рассматривается как аварийный выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Так, вред, причинённый атмосферному воздуху возгоранием отходов на территории полигона в период с 27 по 28 апреля 2014 года, 22 июня 2014 года и с 20 июля 2014 года по 25 июля 2014 рассчитан Министерством по указанным Временным рекомендациям. Согласно расчётам вред, причинённый атмосферному воздуху возгоранием отходов на территории полигона ООО "Сан-Сервис", в денежном выражении составил 156 084,43 руб.
Суд первой инстанции, пришёл к верному выводу о том, что ООО "Сан-Сервис" обязано возместить причиненный атмосферному воздуху вред в полном объёме.
Доводы ответчика о том, что при расчёте вреда, причинённого атмосферному воздуху возгоранием отходов на территории полигона ООО "Сан-Сервис" в размере 156 084, 43 руб. административным органом обмеры для определения объема несгоревших ТБО не производились и что из протокола об административном правонарушении от 29.07.2014 N 1-П/72 видно, что замеры площади и глубины горения ТБО на полигоне ООО "Сан-Сервис" производились визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и объяснения должностных лиц отклоняются апелляционной коллегией. Сведения о размере пожара на полигоне ТБО ООО "Сан-Сервис" использованы истцом из данных, представленных ответчиком в справке от 29.07.2014 N94.
Доводы о том, что указанная справка не запрашивалась истцом официально, не могут повлиять на выводы судов о правильности произведённого истцом расчёта, поскольку нет оснований ставить под сомнение достоверность представленных самим заявителем данных.
Доводы ООО "Сан-Сервис" о том что министерством неверно произведён расчёт вреда, поскольку согласно письму от 30.01.2015 N 31-25 Федерального государственного казённого учреждения "6 отряд Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" 22 июня 2014 года возгорание было ликвидировано на площади 30,0 кв.м, 27 июля 2014 года - на площади 35,0 кв.м, отклоняются апелляционной коллегией.
Согласно разделу 2 Временных рекомендаций данные о массе или объёме сгоревших ТБО принимаются по справке руководства полигона. Масса сгоревших ТБО определяется как произведение объёма и расчётной насыпной массы ТБО (0,25 тонн на куб. м). При расчёте вреда, причиненного атмосферному воздуху возгоранием отходов на территории полигона, министерство правомерно руководствовалось данными, содержащимися в справке ООО "Сан-Сервис" от 29.07.2014 N 94.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что министерством размер ущерба правомерно определён в сумме 156 084,43 руб.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что ответчик в ходе рассмотрения дела в обеих инстанциях не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об ошибочности представленного истцом расчёта, равно как и оплаты причинённого ущерба в добровольном порядке. Контррасчёт ответчиком не представлен.
Судебная коллегия пришла к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2015 по делу N А57-24614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-24614/2014
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области
Ответчик: ООО "Сан-Сервис"