город Ростов-на-Дону |
|
04 августа 2015 г. |
дело N А01-2873/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.02.2015 по делу N А01-2873/2013, принятое судьей Парасюк Е.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Жане Казбека Боричевича
к заинтересованному лицу Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
при участии третьего лица: Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп"
о признании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконными
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Адыгея обратился индивидуальный предприниматель Сиюхов Руслан Асланович с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, третье лицо - Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" о признании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконными и обязании осуществить государственный кадастровый учет с изменением разрешенного использования с "для сельскохозяйственных нужд" на "для индивидуального жилищного строительства", а именно решений:
- N 0100/2013-48246 от 04.12.2013, N 0100/2013-48244 от 04.12.2013; N 0100/2013-48496 от 05.12.2013, N 0100/2013-48454 от 05.12.2013, N 0100/2013-48503 от 05.12.2013, N 0100/2013-48500 от 05.12.2013, N 0100/2013-48498 от 05.12.2013, N 0100/2013-48508 от 05.12.2013, N 0100/2013-48452 от 05.12.2013, N 0100/2013-48448 от 05.12.2013, N 0100/2013-48491 от 05.12.2013, N 0100/2013-48479 от 05.12.2013, N 0100/2013-48476 от 05.12.2013, N 0100/2013-48456 от 05.12.2013, N 0100/2013-48443 от 05.12.2013; N 0100/2013-48568 от 06.12.2013, N 0100/2013-48587 от 06.12.2013, N 0100/2013-48571 от 06.12.2013, N 0100/2013-48626 от 06.12.2013, N 0100/2013-48622 от 06.12.2013, N 0100/2013-48563 от 06.12.2013, N 0100/2013-48633 от 06.12.2013, N 0100/2013-48636 от 06.12.2013, N 0100/2013-48639 от 06.12.2013; N 0100/2013-48865 от 09.12.2013, N 0100/2013-48866 от 09.12.2013, N 0100/2013-48910 от 09.12.2013, N 0100/2013-48912 от 09.12.2013, N 0100/2013-48907 от 09.12.2013, N 0100/2013-48909 от 09.12.2013, N 0100/2013-48905 от 09.12.2013, N 0100/2013-49004 от 09.12.2013, N 0100/2013-48860 от 09.12.2013; N 0100/2013-49060 от 10.12.2013, N 0100/2013-49134 от 10.12.2013, N 0100/2013-49150 от 10.12.2013, N 0100/2013-49142 от 10.12.2013, N 0100/2013-49343 от 11.12.2013, N 0100/2013-49260 от 11.12.2013, N 0100/2013-49279 от 11.12.2013; N 0100/2013-50063 от 16.12.2013.
Кроме того, заявитель просил обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, х. Гавердовский на основании поданных индивидуальным предпринимателем Сиюховым Русланом Аслановичем заявлений, а именно по земельным участкам:
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:440,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:441,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:442,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:443,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:444,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:445,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:446,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:447,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:448,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:449,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:450,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:451,
земельного участка площадью 647 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:452,
земельного участка площадью 647 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:453,
земельного участка площадью 646 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:454,
земельного участка площадью 646 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:455,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:456,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:457,
земельного участка площадью 681 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:458,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:459,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:460,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:461,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:462,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:463,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:464,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:465,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:466,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:467,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:468,
земельного участка площадью 680 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:469,
земельного участка площадью 674 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:470,
земельного участка площадью 675 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:471,
земельного участка площадью 643 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:507,
земельного участка площадью 643 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:508,
земельного участка площадью 643 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:509,
земельного участка площадью 644 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:510,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:511,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:512,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:513,
земельного участка площадью 788 кв.м., с кадастровым номером 01:08:1313004:514,
в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО город Майкоп указанные земельные участки находятся в зоне "Ж1".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26 декабря 2014 года произведена процессуальная замена стороны по делу N А01-2873/2013 индивидуального предпринимателя Сиюхова Руслана Аслановича на индивидуального предпринимателя Жане Казбека Боричевича
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.02.2015 требования предпринимателя удовлетворены. Решение мотивировано следующим. Часть 7 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости устанавливает, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Ни на момент обращения, ни на момент вынесения оспариваемых решений кадастровый орган запрос в органы утверждающие правила землепользования и застройки на спорные земельные участки не производил.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. По мнению учреждения, вывод суда об отнесении земельных участков к зоне "Ж1" материалами дела не подтвержден. По всем участкам заявителя отсутствует проект планировки территории, на кадастровый учет территориальные зоны не были поставлены. Орган местного самоуправления не предоставил учреждению данные о межевании границ территориальных зон. Учреждение не может самостоятельно определять, к какой из территориальных зон относится тот или иной земельный участок. Вопреки выводам суда запрос в орган, утверждающий правила землепользования и застройки, был произведен. Ответы были даны 18.03.2014, и на основании этих ответов были вынесены решения об отказе в изменении сведений государственного кадастра недвижимости.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Сиюхов Р.А. владея на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, х. Гавердовский, обратился к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с изменением вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственных нужд" на "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков указанных в поданном заявлении.
Предпринимателем получены решения:
- N 0100/2013-48246 от 04.12.2013, N 0100/2013-48244 от 04.12.2013; N 0100/2013-48496 от 05.12.2013, N 0100/2013-48454 от 05.12.2013, N 0100/2013-48503 от 05.12.2013, N 0100/2013-48500 от 05.12.2013, N 0100/2013-48498 от 05.12.2013, N 0100/2013-48508 от 05.12.2013, N 0100/2013-48452 от 05.12.2013, N 0100/2013-48448 от 05.12.2013, N 0100/2013-48491 от 05.12.2013, N 0100/2013-48479 от 05.12.2013, N 0100/2013-48476 от 05.12.2013, N 0100/2013-48456 от 05.12.2013, N 0100/2013-48443 от 05.12.2013; N 0100/2013-48568 от 06.12.2013, N 0100/2013-48587 от 06.12.2013, N 0100/2013-48571 от 06.12.2013, N 0100/2013-48626 от 06.12.2013, N 0100/2013-48622 от 06.12.2013, N 0100/2013-48563 от 06.12.2013, N 0100/2013-48633 от 06.12.2013, N 0100/2013-48636 от 06.12.2013, N 0100/2013-48639 от 06.12.2013; N 0100/2013-48865 от 09.12.2013, N 0100/2013-48866 от 09.12.2013, N 0100/2013-48910 от 09.12.2013, N 0100/2013-48912 от 09.12.2013, N 0100/2013-48907 от 09.12.2013, N 0100/2013-48909 от 09.12.2013, N 0100/2013-48905 от 09.12.2013, N 0100/2013-49004 от 09.12.2013, N 0100/2013-48860 от 09.12.2013; N 0100/2013-49060 от 10.12.2013, N 0100/2013-49134 от 10.12.2013, N 0100/2013-49150 от 10.12.2013, N 0100/2013-49142 от 10.12.2013, N 0100/2013-49343 от 11.12.2013, N 0100/2013-49260 от 11.12.2013, N 0100/2013-49279 от 11.12.2013; N 0100/2013-50063 от 16.12.2013,
о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком на три месяца, в соответствии с которым предпринимателю рекомендовано предоставить документ уполномоченного органа, подтверждающий принадлежность данных земельных участков к определенной территориальной зоне, установленной утвержденными Правилами землепользования и застройки МО "Город Майкоп".
Заявитель, полагая, что вынесенные решения заинтересованного лица нарушают его права как собственника земельных участков, не согласившись с вынесенными решением, обратился в суд.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.
В рамках настоящего дела предприниматель оспаривает ненормативные акты - решения о приостановлении кадастрового учета.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных либо иных указанных в Законе характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости).
Разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости, включаемых в ГКН (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно части 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Основания для приостановления осуществления кадастрового учета изложены в статье 26 Закона о кадастре недвижимости. Осуществление кадастрового учета приостанавливается, в частности, в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 4 части 2).
Решения кадастровой палаты от 04.12.2013, от 05.12.2013, от 06.12.2013, от 09.12.2013, от 10.12.2013, от 11.12.2013 и от 16.12.2013 мотивированы отсутствием необходимых для осуществления кадастрового учета сведений о принадлежности земельных участков заявителя к определенной территориальной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Майкоп". Документ, подтверждающий вид разрешенного использования земельных участков, который предусмотрен градостроительным регламентом для соответствующей зоны, не представлен (в том числе органами местного самоуправления по запросу кадастровой палаты). Поскольку невозможно достоверно определить, в какой территориальной зоне расположен земельный участок, невозможно правомерно изменить вид его разрешенного использования.
Согласно части 8 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пунктах 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 данного Закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений об утверждении Правил землепользования и застройки.
Часть 7 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости предусматривает, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 приведенной статьи сведения не внесены в ГКН в сроки, установленные этой статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции при разрешении спора исходил из того, что органом кадастрового учета не исполнена обязанность по получению необходимых документов в порядке межведомственного взаимодействия, а соответствующая обязанность возложена на предпринимателя неправомерно. Поэтому суд пришел к выводу о незаконности действий кадастровой палаты по приостановлению регистрационных действий. Требования предпринимателя суд первой инстанции удовлетворили, возложив на орган кадастрового учета обязанность по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного использования земельных участков на основании заявлений предпринимателя.
Указанные выводы суда материалам дела не соответствуют.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу норм статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ГКН. Изложенные правовые подходы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11.
Из положений статьи 85 Земельного кодекса следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные на основании градостроительного регламента к соответствующим территориальным зонам.
Градостроительные регламенты устанавливаются в Правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Согласно частям 1 - 3 статьи 37 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 N 18-КГ14-95 и от 21.01.2015 N 18-КГ14-182).
При рассмотрении дел об изменении либо установлении вида разрешенного использования необходимо учитывать правовые позиции, сформулированные Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отношении различных способов защиты прав в зависимости от конкретных фактических обстоятельств спора.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
По этой же процедуре в органы кадастрового учета вправе обратиться заявители в случаях, когда ими не оспаривается предыдущий вид использования, но его формулировка нуждается в уточнении. Вместе с тем должны быть соблюдены в совокупности два условия: сведения о виде разрешенного использования, вносимые в ГКН, должны соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны. При отказе в учете таких изменений правообладатели вправе оспорить решение органа кадастрового учета по правилам главы 24 Кодекса (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14).
На основании части 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 данного Закона сведений (вида разрешенного использования) документом, необходимым для кадастрового учета, является копия документа, подтверждающего установленный в соответствии с федеральным законом вид разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, на момент принятия решений о приостановлении государственного кадастрового учета в адрес руководителя управления архитектуры кадастровая палата направила запрос от 27.12.2013 N 1-12/8095 о предоставлении сведений о границах и содержании территориальных зон муниципального образования (т. 1, л.д. 76).
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Майкоп" с картами градостроительного зонирования (только как графический материал) кадастровой палате направлены. Однако из содержания имеющихся в деле материалов следует, что сведения о местоположении границ территориальных зон в виде списка координат характерных точек, в состав которых могут входить спорные земельные участки, как и о градостроительных регламентах с перечнем видов разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующих территориальных зон, отсутствуют. Таким образом, территориальные зоны в установленном градостроительным и земельным законодательством порядке не установлены (на государственный кадастровый учет не поставлены).
Поскольку данные о межевании границ территориальных зон, а также об отнесении спорных участков к определенной территориальной зоне муниципальными органами кадастровой палате не направлены (не были получены ввиду их отсутствия), у органа кадастрового учета отсутствовала возможность самостоятельно определить, к какой из территориальных зон относится тот или иной принадлежащий заявителю земельный участок.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что сведения о принадлежности земельных участков к определенным территориальным зонам кадастровый орган может получить в порядке межведомственного взаимодействия (статья 15 Закона о кадастре недвижимости), несостоятелен. Следовательно, приостановление кадастровой палатой осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков предпринимателя правомерно (пункт 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре недвижимости).
Поскольку материалы дела не подтверждают, что сведения о виде разрешенного использования спорных участков, вносимые в ГКН, соответствуют видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления (часть 2 статьи 201 Кодекса).
На основании изложенного решение суда надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.02.2015 по делу N А01-2873/2013 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2873/2013
Истец: Жане Казбек Боричевич, ИП Сиюхов Руслан Асланович
Ответчик: Федеральной государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной госудаственной Регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп", Управления Архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп"