3 августа 2015 г. |
А79-10360/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест-риэлти" (428003, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 39, пом. 2; ИНН 2130001915, ОГРН 1062130004573)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.04.2015,
по делу N А79-10360/2014,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест-риэлти" о признании незаконными решений администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 09.09.2014 N 266, от 16.10.2014 N 321, от 21.11.2014 N 384,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест-риэлти" (далее - ООО "Стройтрест-риэлти", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлениями о признании незаконными изложенных в письмах от 09.09.2014 N 266, от 16.10.2014 N 321, от 21.11.2014 N 384 решений администрации г.Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) об отказе в выдаче разрешения на строительство.
08.10.2014 ООО "Стройтрест-риэлти" обратилось в администрацию г.Чебоксары с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство. Уведомлением от 16.10.2014 N 321 орган местного самоуправления уведомил Общество об отказе в выдаче разрешения на строительство (арбитражное дело N А79-10362/2014); 12.11.2014 Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство. Уведомлением от 21.11.2014 N 384 администрация г.Чебоксары сообщила ООО "Стройтрест-риэлти" об отказе в выдаче разрешения на строительство (арбитражное дело N А79-10361/2014).
Определением от 02.03.2015 суд первой инстанции объединил дела N А79-10360/2014, N А79-10361/2014 и N А79-10362/2014 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением N А79-10360/2014.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.04.2015 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стройтрест-риэлти" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что на момент принятия оспариваемого решения отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Администрация г.Чебоксары в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами Общества, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "Стройтрест-риэлти" является собственником объекта недвижимости - нежилого двухэтажного здания общей площадью 1589 кв.м, лит. А, А1, А2, расположенного по адресу: г.Чебоксары, Марпосадское шоссе, д.5
30.01.2012 администрация г.Чебоксары выдала ООО "Стройтрест-риэлти" разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства N "RU21304000" - "4" сроком действия - до 01.07.2013.
01.09.2014 в связи с истечением срока действия разрешения на строительство ООО "Стройтрест-риэлти" обратилось в администрацию г.Чебоксары с заявлением N 10 о выдаче нового разрешения для завершения строительства (реконструкции) вышеуказанного объекта недвижимости.
Уведомлением от 09.09.2014 N 266 орган местного самоуправления сообщил Обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с непредставлением пояснительной записки; схемы планировочной организации земельного участка; схемы отображающей архитектурные решения; сведений об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно - технического обеспечения; положительного заключения экспертизы проектной документации.
08.10.2014 ООО "Стройтрест-риэлти" обратилось в администрацию г.Чебоксары с заявлением N 17 о выдаче разрешения для завершения строительства (реконструкции) вышеуказанного объекта недвижимости.
Уведомлением от 16.10.2014 N 321 администрация г.Чебоксары известила Общество об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с непредставлением Обществом пояснительной записки; схемы планировочной организации земельного участка; сводного плана сетей инженерно - технического обеспечения; сведении об инженерном оборудовании; проекта организации строительства объекта капитального строительства.
12.11.2014 ООО "Стройтрест-риэлти" вновь обратилось в администрацию г.Чебоксары с заявлением N 19 о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта.
Администрация г.Чебоксары решением от 21.11.2014 N 384 отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на пункт 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что на схеме планировочной организации земельного участка с кадастровым номером 21:016030206:85 размещение парковочных мест выходит за пределы границ земельного участка.
Не согласившись с такими решениями администрации г.Чебоксары, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно части 4 данной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Этой же частью статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Положениями части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию (далее - Положение N 87), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, устанавливают требования к структуре и содержанию проектной документации на объект капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 12 Положения N 87 в состав проектной документации в качестве обязательной части включается схема планировочной организации земельного участка.
Установлено по делу, что на основании договоров аренды от 17.03.2008 N 80/3724-К и от 17.03.2008 N 81/3724-К ООО "Стройтрест-риэлти" и ООО "Бизнес-Центр" были предоставлены в пользование земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:030206:85 и 21:01:030206:86.
03.10.2011 ООО "Стройтрест-риэлти" обратилось в Управление государственной экспертизы Минстроя Чувашии с заявлением о проведении государственной экспертизы с целью реконструкции пожарного депо с двухэтажным административным зданием и строительством пятиэтажного пристроя под кафе, офисных и торговых помещений.
19.10.2011 Общество получило положительное заключение государственной экспертизы.
На основании распоряжения администрации г.Чебоксары от 14.12.2011 N 3459-р с 13.11.2010 прекращено право аренды вышеуказанных земельных участков и ООО "Стройтрест-риэлти" предоставлены в аренду земельные участки:
с кадастровым номером 21:01:030206:85, площадь 6125 кв.м, для реконструкции пожарного депо с двухэтажным административным зданием для строительства пятиэтажного пристроя под кафе, офисных и торговых помещений;
с кадастровым номером 21:01:030206:86, площадь 1081 кв.м, для организации подъездных путей.
Одновременно в распоряжении от 14.12.2011 N 3459-р орган местного самоуправления указал на необходимость Обществу обратиться в МКУ "Земельное управление" г.Чебоксары для заключения новых договоров аренды земельных участков.
Материалы дела содержат договор аренды от 27.12.2011 N 348/5178-К земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:85, площадь 6125 кв.м, для реконструкции пожарного депо с двухэтажным административным зданием со строительством пятиэтажного пристроя под кафе, офисные и торговые помещения.
Новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:86, площадью 1081 кв.м, для организации подъездных путей, не заключался.
Кроме того, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии правомерно оставил без удовлетворения требования Общества о признании незаконными решений администрации г.Чебоксары от 09.09.2014 N 266 и от 16.10.2014 N 321, в связи с непредставлением им всех необходимых документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается ООО "Стройтрест-риэлти", к заявлению от 01.09.2014 N 10 о выдаче разрешения на строительство оно не приложило пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка; схему отображающей архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; положительное заключение экспертизы проектной документации; а к заявлению от 08.10.2014 N 17 о выдаче разрешения на строительство не приложило пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; сведения об инженерном оборудовании; проект организации строительства объекта капитального строительства.
При этом Общество поясняло, что данные документы были представлены им в администрацию г.Чебоксары ранее вместе с заявлением от 24.01.2012 N 4 о получении разрешения на строительство.
Вместе с тем, частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен обязательный перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению на получение разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
В связи с изложенным позиция Общества, которая основана на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обоснованно признана несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
В обоснование своих решений об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости - нежилого, двухэтажного здания, общей площадью 1589 кв.м, лит. А, А1, А2, расположенного по адресу: г.Чебоксары, Марпосадское шоссе, д.5, орган местного самоуправления указывает на непредставление Обществом документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:016030206:85 (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При установленных обстоятельствах у органа местного самоуправления имелись основания для принятия решений от 01.09.2014 N 10 и от 08.10.2014 N 17 об отказе в выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объекта.
Основанием для принятия решения от 21.11.2014 N 384 об отказе в выдаче разрешения на строительство послужило несоответствие представленных Обществом документов требованиям градостроительного плана земельного участка - на схеме планировочной организации земельного участка с кадастровым номером 21:016030206:85 размещение парковочных мест выходит за пределы границ отведенного земельного участка.
Суд первой инстанции установил, что реконструкция пожарного депо с двухэтажным административным зданием со строительством пятиэтажного пристроя под кафе, офисные и торговые помещения, предусматривала организацию подъездных путей, которые должны находится на земельном участке с кадастровым номером 21:016030206:86, что также указано в положительном заключении государственной экспертизы от 19.10.2011.
Однако у Общества отсутствуют законные основания для пользования земельным участком с кадастровым номером 21:016030206:86 (новый договор аренды земельного участка не заключен), следовательно, Общество намерено размещать парковочные места за пределами границ отведенного земельного участка с кадастровым номером 21:016030206:85.
При таких обстоятельствах решение администрации г.Чебоксары от 21.11.2014 N 384 об отказе в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на пункт 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом, соответствует градостроительному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к заключению о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.04.2015 по делу N А79-10360/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.04.2015 по делу N А79-10360/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест-риэлти" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10360/2014
Истец: ООО "Стройтрест-риэлти"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики