г. Самара |
|
04 августа 2015 г. |
А55-4576/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Холодной С.Т., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "ТехноСервис" - Ворсунов А.Н. (доверенность от 19.03.2014 г. N 63АА2167990),
от Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля - 03 августа 2015 года, объявлялся перерыв, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2015 года по делу N А55-4576/2015 (судья Медведев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТехноСервис"
к Министерству лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании недействительными приказа и заключения
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТехноСервис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просило признать незаконными и отменить:
- приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.12.2014 г. N 540 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 08.07.2011 г. N 149/09";
- заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО "ТехноСервис", утвержденное приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.12.2014 г. N 540 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 08.07.2011 г. N 149/09".
Кроме того, в качестве устранения допущенных нарушений своих прав, заявитель просил обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав ООО "ТехноСервис", путём выдачи положительного заключения на проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 08.07.2011 N 149/09 и утверждения его приказом в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по делу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2015 года заявленные требования были удовлетворены полностью, включая указание на способ устранения нарушенного права.
В апелляционной жалобе министерство просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, указывая, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения судебного акта в части указания способа устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов дела, между Министерством и ООО "ТехноСервис" на основании Протокола N 4 заседания аукционной комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 08.07.2011 г. заключен договор N 149/09 аренды лесного участка от 08.07.2011 г.
Данный участок предоставлен ООО "ТехноСервис" в аренду для осуществления рекреационной деятельности со сроком действия с 08.07.2011 г. по 08.07.2060 г.
В соответствии с пунктами 1 и 2 договора ответчику передан лесной участок из земель лесного фонда, имеющего местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 154, выделы 4,5 общей площадью 0,52 га для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Согласно пункту 3 данного договора схема расположения лесного участка, а также его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 к настоящему договору.
ООО "ТехноСервис" на основании договора аренды лесного участка N 149/09 от 08.07.2011 г. использует земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 154, площадью 5200 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 05.05.2012 г. N 63-00-102/12-163660 земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N154, площадью 5200 кв.м., поставлен на кадастровый учёт 05.05.2012 г. с присвоением кадастрового номера 63:32:1804007:328. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
В соответствии со ст. 8 ЛK РФ на указанный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-AM N 158446 от 22 мая 2014 года, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 63-63-32/552/2014-367.
Согласно п.п. в п. 13 договора N 149/09 аренды лесного участка от 08.07.2011 арендатор обязан в течение 12 месяцев с момента подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Во исполнение обязанности, возложенной действующим законодательством ООО "ТехноСервис" обратилось Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области, предоставив на экспертизу Проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "ТехноСервис" для осуществления рекреационной деятельности в квартале N 154, часть выделов 4, 5 площадью 0,52 га. Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области, разработанный ООО "Самарский лес".
Заключением государственной экспертизы, утвержденным приказом Министерства от 16.12.2014 г. N 540 данный проект освоения лесов был признан не соответствующим целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту, законодательству РФ на том основании, что схема расположения и границы лесного участка, обозначенные в договоре аренды лесного участка от 08.07.2011 N 149/09, имеют расхождения со схемой в кадастровом паспорте.
Не согласившись с выданным отрицательным заключением государственной экспертизы, приказом об его утверждении, считая их незаконными, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности ООО "ТехноСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность по составлению проекта освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
В силу пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Из пункта 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 г. N 562 лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ, мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде.
Согласно ст. 89 ЛK РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 ст.89 ЛK РФ.
Полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) в Самарской области возложены на министерство на основании постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области".
Согласно п.3 приказа Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
На основании п.5,9 указанного приказа лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
В адрес министерства поступило заявление о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов по лесному участку, переданного заявителю в аренду по договору N 149/09 аренды лесного участка от 08.07.2011 г. по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N154, выделы 4,5 общей площадью 0,52 га для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Приказом министерства от 16.12.2014 N 540 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 08.07.2011 N 149/09" утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка, заключенному с ООО "ТехноСервис".
Министерство мотивирует своё решение тем, что схема расположения и границы лесного участка предоставленного по договору аренды от 08.07.0211 N 149/09 имеют расхождения со схемой в кадастровом паспорте. Экспертная комиссия установила, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Ново-Буянского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации.
Между тем, Схема расположения арендуемого ООО "ТехноСервис" земельного участка является приложением N 1 к договору аренды земельного участка, и также включена в составе договора аренды в проект освоения лесов.
На основании указанной схемы был разработан межевой план земельного участка от 24.11.2011 г.
Лист 11 стр.2 межевого плана содержит в себе акт согласования границы земельного участка, подписанный руководителем департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области.
Данный межевой план являлся основанием для постановки арендуемого ООО "ТехноСервис" участка на кадастровый учёт 05.05.2012 г.
Постановка участка на кадастровый учёт до настоящего времени никем не оспорена, его схема согласована Министерством в установленном законом порядке.
Следовательно, необоснованными являются доводы Министерства о том, что схема расположения и границы лесного участка, обозначенные в договоре аренды, имеют расхождения со схемой в кадастровом паспорте.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовые основания для выдачи соответствующего заключения, мотивированного вышеуказанными обстоятельствами, а также утверждения данного заключения оспариваемым Приказом у Министерства отсутствовали.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя в части признания недействительным обжалуемых актов является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Кроме указания на признание недействительными приказа и экспертного заключения, суд первой инстанции указал на устранение допущенных нарушений прав заявителя в виде обязания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав ООО "ТехноСервис", путём выдачи положительного заключения на проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 08.07.2011 N 149/09 и утверждения его приказом в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что указание на такой способ устранения нарушений, сделано при неполно выясненных обстоятельствах по делу, что в силу п.1) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для изменения решения.
Как уже было указано выше, в качестве фактического нарушения, в экспертном заключении указано только на то, что схема расположения и границы лесного участка, обозначенные в договоре аренды этого участка от 08.07.2011 г. N 149/09, имеют расхождения со схемой в кадастровом паспорте (приложение В2). Это основание для дачи отрицательного заключения справедливо признано судом первой инстанции не соответствующим действительности.
Однако, в оспариваемых приказе и заключении имеется также вывод, что предусмотренные проектом мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объёму и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Ново-Буянского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации. В связи с этими выводами и был издан приказ, об утверждении отрицательного заключения проекта.
Такого вида формулировка нарушений (лишенная указаний на противоречие представленного проекта конкретным положениям нормативных актов) не позволяет судить, действительно ли представленный проект противоречит целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Ново-Буянского лесничества, Лесному плану Самарской области и законодательству Российской Федерации. Для получения такого рода сведений, как раз и требуется проведение экспертизы проекта освоения лесов, которая фактически не была проведена ответчиком.
Указание на способ устранения нарушений, в виде обязания выдать положительное заключение экспертизы и утверждения его приказом, при фактическом отсутствии мотивированного заключения, где были бы указаны конкретные нарушения нормативных установлений в области лесного хозяйства, является неправильным.
Способом устранения допущенных нарушений, в рассматриваемом случае, должно являться повторное рассмотрение проекта и выдача по нему мотивированного заключения, с последующим утверждением его приказом министерства.
Неправильной является также и ссылка суда первой инстанции, при определении способа устранения нарушений, на п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ. Указанная норма определяет содержание решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. В рамках настоящего дела, заявителем оспаривались не действия министерства лесного хозяйства, а принятый им ненормативный акт.
Как следует из положений части 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в числе прочих сведений, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, в решении следовало указать только на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, без указания на то, что ответчик должен подготовить положительное заключение проекта освоения лесов и утвердить его своем приказом к определенному сроку.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует изменить, в соответствии с вышеописанной мотивировкой.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку податель жалобы освобожден от её уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2015 года по делу N А55-4576/2015 изменить в части указания способа устранения допущенных нарушений прав заявителя.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4576/2015
Истец: ООО "ТехноСервис"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области