г. Воронеж |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А48-1513/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Владимировой Г.В.,
судей Потаповой Т.Б.,
Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой О.В.,
при участии:
от УФНС России по Орловской области: Глыбин Д.И., представитель по доверенности N 13-45/17006 от 18.09.2014,
от ООО "МТС-Фрегат": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на определение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2015 по делу N А48-1513/2015 (судья Карлова И.С.) об отказе в принятии заявления Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к обществу с ограниченной ответственностью "МТС-Фрегат" (ИНН 5754002489, ОГРН 1035754000908) о признании должника несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС России по г. Орлу обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к ООО "МТС - Фрегат", в котором просила признать ООО "МТС-Фрегат" несостоятельным (банкротом); включить уполномоченный орган в лице ФНС России в третью очередь реестра кредиторов ООО "МТС-Фрегат" в размере 1 124 586,69 руб.; назначить арбитражного управляющего из числа членов Некоммерческого партнерства "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (НП "ДМСО").
Определением Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2015 Федеральной налоговой службе в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу в принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) ООО "МТС-Фрегат" отказано, заявление и приложенные документы возвращены уполномоченному органу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФНС России обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, считая обжалуемое определение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Выслушав пояснения представителя уполномоченного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы ФНС России и отмены определения арбитражного суда области не имеется в связи со следующим.
Обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, налоговый орган указывал, что задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, предъявленная к ООО "МТС-Фрегат", в общей сумме составляет 1 124 586,69 руб., в том числе основной долг - 1 066 835,08 руб., пеня - 57 072,63 руб., штраф - 678,98 руб. (основной долг, просроченный свыше трех месяцев - 1 036 686,08 руб.).
Из содержания заявления и приложенных к заявлению документов, следует, что заявление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) основано на наличии просроченной свыше 3-х месяцев задолженности должника по страховым взносам (основной долг) в сумме 1 093 725,55 руб. (основной долг, просроченный свыше трех месяцев - 1 036 686,08 руб.) перед Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Задолженность по налогам и сборам, просроченная свыше трех месяцев, на дату подачи заявления отсутствует.
Согласно сведениям ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе общий размер задолженности по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ составляет 885 717,29 руб., в том числе: основной долг - 839 407,24 руб., пеня, штрафы - 46 310,05 руб.; размер задолженности по страховым взносам в ФФОМС составляет 208 008,26, в том числе основной долг 197 278,84 руб., пеня - 10 729,42 руб.
Указанная задолженность образовалась на основании представления должником расчетов по начислениям и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за периоды 1 квартал 2014 года - 9 месяцев 2014 года.
Для взыскания суммы задолженности ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов. В связи с отсутствием оплаты ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области приняты решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, а затем вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. На основании постановлений ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства.
Также, по данным налогового органа на дату подачи заявления задолженность должника по обязательным платежам (налогам) перед Российской Федерацией составляет 30 861,14 руб., в т.ч. основной долг - 30 149 руб., пеня - 33,16 руб., штраф - 678,98 руб. При этом основного долга, просроченного свыше 3-х месяцев, не имеется.
Задолженность по налоговым платежам образовалась в результате представления должником в налоговый орган декларации по транспортному налогу за 2014 года по сроку уплаты 16.02.2015 г. на сумму 30 149 руб.
Задолженность не оплачена, в связи с чем, начислена пеня в размере 232,15 руб.
Также в отношении должника было вынесено решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 5856 от 09.10.2014, начислен штраф в сумме 921,20 руб. (остаток непогашенной задолженности - 678,98 руб.).
В отношении указанной задолженности налоговым органом приняты меры в соответствии со ст. 45, ст.69 НК РФ, выставлены требования N 5166 от 12.12.2014, N 10438 от 20.02.2015.
После истечения срока уплаты по требованию налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ были приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика N 441 от 04.02.2015, N 1754 от 18.03.2015.
В связи с наличием непогашенной задолженности уполномоченный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в принятии данного заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 настоящего Закона, обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве, и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, определен порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30-ти дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 настоящего Закона (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротства).
Из содержания п. 6 ст. 41 Закона о банкротстве следует, что к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника. К заявлению уполномоченного органа, по его данным, прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам.
При этом, в силу ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, иные имущественные и (или) финансовые санкции, в т. ч. за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также обязательства по оплате труда не учитываются в составе денежных обязательств при определении признаков банкротства.
Установлено, что просроченная свыше 3-х месяцев задолженности должника по страховым взносам (основной долг) перед Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования составляет 1 036 686,08 руб.
Вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда данная задолженность не подтверждена.
В соответствии с абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Вместе с тем, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, по своей социально-правовой природе являются не налоговыми, а индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию в виде получения пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения - в виде получения застрахованным лицом необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Просроченные свыше 3-х месяцев требования, подтвержденные решениями налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отсутствуют, что не соответствует установленному п. 2 ст.6, п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве минимуму (100 000 руб.), необходимого для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с п. 1 ст. 43 Закона о банкротстве суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в случае нарушений условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что просроченные свыше 3-х месяцев требования, подтвержденные решениями налогового органа о взыскании за счет денежных средств, составляют 0 руб., что не соответствует установленному п. 2 ст.6, п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве минимуму, необходимого для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом.
Обжалуя определение суда первой инстанции, каких-либо новых доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявитель не привел.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что с учетом вышеизложенных обстоятельств определение арбитражного суда от 29.04.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу уполномоченного органа без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 271,272 АПК РФ,арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2015 по делу N А48-1513/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.В. Владимирова |
Судьи |
Т.Б. Потапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1513/2015
Должник: ООО "МТС-Фрегат"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу, УФНС по Орловской области