г. Самара |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А49-2470/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 по делу N А49-2470/2015 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ИНН 5837046200, ОГРН 1115837000586), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании предписания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (далее - ООО УК "Согласие", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция Пензенской области) от 18.02.2015 N ПР-38 (с учетом принятого судом заявления заявленного требования).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 по делу N А49-2470/2015 заявленное обществом требование удовлетворено и на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекция Пензенской области просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Госжилстройтехинспекции Пензенской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО УК "Согласие" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
ООО УК "Согласие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1115837000586.
20.01.2015 в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области поступило обращение сетевого издания "Информационное агентство "Пенза-пресс" о предоставлении информации, в частности, о правомерности включения в счета потребителей за декабрь 2013 года и за январь 2014 года платы за пробный пуск тепла, осуществленный в октябре 2012 года.
По результатам внеплановой документарной проверки общества, проведенной в связи с поступлением указанного обращения, Госжилстройтехинспекция Пензенской области составила акт от 18.02.2015 N 93/1, в котором указано, что действия ООО УК "Согласие" по доначислению платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года не соответствует действующему законодательству.
Материалы указанной проверки послужили основанием для выдачи обществу предписания от 18.02.2015 N ПР-38 об обязании его в срок до 30.04.2015 произвести собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ворошилова снятие доначисленной платы в платежном документе за декабрь 2014 года за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое предписание недействительным.
Постановлением администрации города Пензы от 15.10.2012 N 1260 начало отопительного периода 2012-2013 годов установлено с 16.10.2012.
Постановлением администрации города Пензы от 28.09.2012 N 1201 владельцам источников тепла, теплоснабжающим, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям рекомендовано приступить к пробному пуску тепла с 01.10.2012.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2013 по делу N А49-1555/2013 ресурсоснабжающей организацией с ООО УК "Согласие" взыскана задолженность за потребленную в октябре 2012 года тепловую энергию, в том числе за тепловую энергию, потребленную в результате проведения пробных топок на источниках тепла с подачей теплоносителя в системы теплопотребления общества в период с 01.10.2012 по 16.10.2012.
Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 и Федерального арбитражного уда Поволжского округа от 17.02.2014 указанное судебное решение оставлено без изменения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 N ВАС-5836/14 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.
Общество, в свою очередь, произвело начисление потребителям в многоквартирном доме N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года по графе "Изменение стоимости, перерасчет услуг".
Данное начисление Госжилстройтехинспекция Пензенской области в оспариваемом предписании признала нарушением пунктов 5 и 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лица, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах на основании платежных документов, выставляемых, в частности, управляющими организациями.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 отопление является одним из видов коммунальных услуг и представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к эти Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Пунктом 42.1 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил N 354 указано, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутренние инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что потребители тепловой энергии (собственники и наниматели помещений в многоквартирном жилом доме или в жилом доме) обязаны внести плату за отопление (оплатить количество потребленной тепловой энергии) управляющей организации в составе коммунальных платежей.
При этом законами и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено, что плата за отопление взимается с потребителей только за период отопительного периода.
Пункт 5 Правил N 354 регулирует начало и окончание отопительного периода, но не содержит запрета на взыскание коммунальных платежей (платы за отопление) за пределами отопительного периода в случае фактической подачи потребителям этого коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 и действовавших в период доначисления обществом платы за коммунальную услугу по отоплению), перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Согласно пунктам 11.1, 11.2 и 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны обеспечивать бесперебойную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учёта тепловой энергии (теплоносителя).
По смыслу вышеприведенных правовых норм потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчетную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления и т.д.
Судом первой инстанции верно указано, что поскольку теплоснабжающая организация обязана провести проверку готовности к отопительному периоду путем пробной подачи тепловой энергии, потребитель обязан оплатить потребленную тепловую энергию. Собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме стоимость потребленной тепловой энергии оплачивается в форме коммунальных платежей (плата за отопление).
Незаключение ООО УК "Согласие" договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, в пользу которой с общества решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2013 по делу N А49-1555/2013 взыскана задолженность, образовавшаяся в результате пробного пуска тепла в октябре 2012 года, не является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности начисления потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 07.04.2015 по делу N 2- 1438/15 установлено, что затраты на пробные топки не учитывались при установлении тарифов на 2012 год.
Хотя данное решение и не является преюдициально значимым для настоящего дела, суд первой инстанции в соответствии со статьей 75 АПК РФ обоснованно принял его в качестве письменного доказательства.
Суд первой инстанции также учел, что Госжилстройтехинспекцией Пензенской области не установлено нарушение обществом порядка исчисления размера спорных платежей, установленного пунктом 42.1 и формулой 2 приложения N 2 Правил N 354.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Госжилстройтехинспекцией Пензенской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 мая 2015 года по делу N А49-2470/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2470/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Согласие"
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9084/16
09.03.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2770/16
29.12.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2470/15
17.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2798/15
05.08.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9281/15
19.05.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2470/15