г. Санкт-Петербург |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А26-826/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Караульных Е.В. по доверенности от 31.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13859/2015) Управления федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2015 по делу N А26-826/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению МУП "Муезерские коммунальные системы"
к Управлению федерального казначейства по Республике Карелия
о признании незаконным действия
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Муезерские коммунальные системы" (адрес: 186960, Республика Карелия, Муезерский р-н, Муезерский пгт, Советская ул., д. 21, ОГРН 1071006000493; далее - Предприятие, МУП "Муезерские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 29.12.2014 N 06-17-17/11409 отказа Управления федерального казначейства по Республике Карелия (адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21; далее - Управление, УФК по РК) принять к исполнению исполнительный лист серии АС N 006292108, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу N А26-261/2009 (далее - исполнительный лист, исполнительный документ).
Решением от 14.04.2015 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным, как противоречащий Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ), выраженный в письме от 29.12.2014 отказ Управления в принятии к исполнению исполнительного листа, обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных МУП "Муезерские коммунальные системы" путем принятия к исполнению исполнительного листа.
Не согласившись с решением суда, УФК по РК обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции об обоснованности требований Предприятия, изложенных в обжалуемом решении, нормам материального права. По мнению УФК по РК, исполнительный документ должен быть исполнен в порядке, определенном частью 4 статьи 242.2 БК РФ, то есть путем его направления в финансовый орган муниципального образования. В связи с изложенным, Управление полагает, что отказ УФК по РК принять к исполнению исполнительный лист, изложенный в письме от 29.12.2014 N 06-17-17/11409, является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. МУП "Муезерские коммунальные системы", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Предприятия в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в рамках дела N А26-261/2009 о банкротстве МУП "Муезерские коммунальные системы" конкурсный управляющий Предприятия Малинен Ирина Николаевна обратилась в суд с заявлением о привлечении учредителя Предприятия - Администрации Муезерского городского поселения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 2 166 106 руб. 42 коп.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу N А26-261/2009 заявление конкурсного управляющего удовлетворено, с Администрации за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия в порядке субсидиарной ответственности взыскано 2 166 106 руб. 42 коп. 25.12.2013 Арбитражным судом Республики Карелия выдан исполнительный лист серии АС N 006292108 о взыскании с Администрации за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия в порядке субсидиарной ответственности 2 166 106 руб. 42 коп.
Письмом от 26.12.2013 конкурсный управляющий направил в адрес Администрации указанный исполнительный лист для исполнения.
Поскольку полученный 09.01.2014 исполнительный лист длительное время не исполнялся, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.09.2014 и постановлением суда кассационной инстанции от 16.12.2014 по делу N А26-3222/2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судами было установлено, что взыскатель направил исполнительный лист в Администрацию, а не в орган Федерального казначейства, в котором должнику, как главному распорядителю средств местного бюджета, открыт лицевой счет, следовательно, основания для признания бездействия Администрации незаконным отсутствуют.
Письмом от 01.07.2014 конкурсный управляющий направил в адрес УФК по РК исполнительный лист для исполнения, однако Управление письмом от 03.07.2014 N 06-17-17/5696 возвратило исполнительный лист, указав, что исполнительный лист подлежит исполнению в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ и документы необходимо направить в финансовый орган Муезерского городского поселения. Кроме того, Управление обратило внимание взыскателя, что решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2014 по делу N А26-3222/2014 не вступило в законную силу.
Письмом от 24.12.2014 конкурсный управляющий повторно направил в адрес Управления вышеуказанный исполнительный лист для исполнения, указав, что задолженность (с учетом частичного исполнения) составляет 1 491 351 руб. 99 коп., а также изложил фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия судом судебного постановления по делу А26-261/2009, на основании которого был выдан исполнительный лист, указал, что решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2014 по делу N А26-3222/2014 оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2014.
Письмом от 29.12.2014 N 06-17-17/11409 Управление возвратило исполнительный лист, указав, что исполнительный лист подлежит исполнению в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ и документы необходимо направить в финансовый орган Муезерского городского поселения. По мнению Управления, поскольку МУП "Муезерские коммунальные системы" не является казенным учреждением, соответственно, Администрация не может являться распорядителем средств данного унитарного предприятия.
Полагая, что выраженный в письме от 29.12.2014 N 06-17-17/11409 отказ Управления принять к исполнению исполнительный лист является незаконным и нарушает права и законные интересы Предприятия, находящегося в процессе банкротства, МУП "Муезерские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009 с Администрации за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия взыскано 2 166 106 руб. 42 коп. в порядке субсидиарной ответственности, пришел к выводу, что указанное определение является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, предусматривающий направление исполнительного документа в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения. В связи с изложенным, суд первой инстанции удовлетворил заявление Предприятия, признал незаконным выраженный в письме от 29.12.2014 отказ Управления в принятии к исполнению исполнительного листа, обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных МУП "Муезерские коммунальные системы".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя УФК по РК, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Главой 24.1 БК РФ предусмотрено два порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в пункте 3 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Другой порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального (субъекта Российской Федерации, местного) бюджета по денежным обязательствам федеральных (субъекта Российской Федерации, местных) казенных учреждений (а также судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета) установлен статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно пункту 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Указанной нормой БК РФ урегулирован порядок привлечения к субсидиарной ответственности главного распорядителя средств по заявлению взыскателя по полностью или частично неисполненным исполнительным документам по денежным обязательствам находящегося в его ведении казенного учреждения.
Следовательно, норма статьи 242.5 БК РФ применяется при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений и в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета по обязательствам подведомственным им казенных учреждений.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае имеет место взыскание за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия в порядке субсидиарной ответственности, то есть по обязательствам созданного им предприятия в порядке пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что при исполнении определения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009 применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 БК РФ. С учетом статей 166.1, 168 БК РФ суд установил, что органом, исполняющим судебный акт по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности, в рассматриваемом случае является УФК по РК.
Вместе с тем, МУП "Муезерские коммунальные системы" является унитарным предприятием, которым, согласно статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Права собственника имущества унитарного предприятия от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. МУП "Муезерские коммунальные системы" не является муниципальным казенным учреждением, то есть получателем бюджетных средств, Администрация Муезерского городского поселения не осуществляет в его отношении функции главного распорядителя бюджетных средств.
Администрация Муезерского городского поселения по отношению к МУП "Муезерские коммунальные системы" осуществляет от имени муниципального образования Муезерского городское поселения права собственника имущества, в связи с чем, в рамках дела N А26-291/2009, на Администрацию возложена субсидиарная ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Управления, что денежные средства в размере 2 166 106 руб. 42 коп. взысканы определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009 за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу МУП "Муезерские коммунальные системы" в порядке субсидиарной ответственности с Администрации Муезерского городского поселения как с учредителя и собственника имущества МУП "Муезерские коммунальные системы", а не как главного распорядителя бюджетных средств по обязательствам подведомственного ей казенного учреждения (в порядке ответственности, установленной бюджетным законодательством).
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что определение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009 является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении подлежит применению пункт 9 статьи 242.5 БК РФ является ошибочным. В рассматриваемом случае, исполнительный документ, выданный на основании определения от 02.09.2013 по делу А26-261/2009, подлежит исполнению в порядке, определенном пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ, то есть путем его направления в финансовый орган муниципального образования.
УФК по РК не является финансовым органом муниципального образования Муезерское городское поселение, следовательно, не наделено полномочиями по организации исполнения таких судебных актов. Таким образом, Управление обоснованно отказало в принятии исполнительного документа по делу N А26-261/2009, так как данный документ предъявлен в ненадлежащий орган.
В связи с изложенным, отказ Управления, выраженный в письме от 29.12.2014 N 06-17-17/11409, в принятии к исполнению исполнительного листа, выданного на основании определения Арбитражного Суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу N А26-261/2009 является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Предприятия.
Решение суда первой инстанции при таких обстоятельствах подлежит отмене, а заявление МУП "Муезерские коммунальные системы" отклоняется апелляционным судом.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 апреля 2015 года по делу N А26-826/2015 отменить.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Муезерские коммунальные системы" о признании незаконным отказа Управления федерального казначейства по Республике Карелия принять к исполнению исполнительный лист, выраженного в письме от 29.12.2014 N 06-17-17/11409, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-826/2015
Истец: МУП "Муезерские коммунальные системы"
Ответчик: Управление федерального казначейства по Республике Карелия