г. Чита |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А78-2085/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 мая 2015 года по делу N А78-2085/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1027500903308, ИНН 7525003389, адрес:673498, Забайкальский край, Чернышевский район, пгт. Жирекен) к Администрации муниципального района "Чернышевский район" (ОГРН 1027500903264, ИНН 7525002160, адрес: 673462, Забайкальский край, Чернышевский район, пгт. Чернышевск, ул. Калинина, 14 "б") о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность ОАО "Жирекенский ГОК" земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м., изложенного в письме от 19.01.2015 N 1-7/84, обязании принять решение о предоставлении в собственность ООА "Жирекенский ГОК" земельный участок с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м.,
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" - Старицыной Н.А., представителя по доверенности от 24.12.2014,
от Администрации муниципального района "Чернышевский район" - Кожиной Н.Ю., представителя по доверенности от 04.02.2015,
установил:
открытое акционерное общество "Жирекенский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество или ОАО "Жирекенский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Администрации муниципального района "Чернышевский район" (далее - Администрация) с требованием, уточненным в соответствии со статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность ОАО "Жирекенский ГОК" земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м., изложенного в письме от 19.01.2015 N 1-7/84, обязании принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Жирекенский ГОК" земельный участок с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 мая 2015 года в заявленном требовании отказано.
В части обязания Администрации направить ОАО "Жирекенский ГОК" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м. с указанием выкупной стоимости в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, производство по делу прекращено.
При принятии решения, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого отказа.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как необоснованного и несоответствующего нормам материального и процессуального права, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Администрация в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества и Администрации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, за ОАО "Жирекенский ГОК" в соответствии с Постановлением Главы Администрации "О закреплении земельных участков за ОАО "Жирекенский ГОК" в постоянное бессрочное пользование" N 69 от 20.03.2000 закреплен земельный участок общей площадью 1464,4 га. На данный земельный участок ОАО "Жирекенский ГОК" выдано свидетельство на постоянное (бессрочное) пользование от 04.06.2001 серии АА 75 N 015527.
Постановлением Главы Администрации от 22.11.2006 N 890 в разрешенное использование вышеприведенного участка внесены изменения:
- земельный участок для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности всего 622,7 га, из них:
- гидротехническое сооружение "Хвостохранилище" - 585,2 га,
- обогатительная фабрика - 25,9 га,
- ферромолибденовый завод - 10,0 га,
- объекты вспомогательного строительства - 1,6 га;
- земельный участок для разработки полезных ископаемых 801,6 га, из них:
- карьер, отвалы пустых пород - 650,1 га,
- отвал N 3 -25,0 га,
- отвалы забалансовых руд - 111,5 га,
- склад руды - 10,0 га,
- участок резервного грунта - 5,0 га.
Также установлено разрешенное использование земельного участка N 5 - автодороги, площадь - 6,4 га.
Постановлением Администрации от 26.12.2014 N 1658 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:627 был образован земельный участок с кадастровым номером 75:21:420101:741 общей площадью 7248189 м.кв. с видом разрешенного использования "для промышленных целей".
30.12.2014 обществом в адрес Администрации было направлено заявление исх. N 327-ю о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м.
Администрация письмом от 19.01.2015 N 1-7/84 предоставлении в собственность земельного участка отказала, указав, что на данном земельном участке находится карьер для добычи полезных ископаемых с отсутствующим поверхностным слоем земли (почвенным слоем) и месторождение полезных ископаемых, относящееся к недрам.
Не согласившись с данным отказом, ОАО "Жирекенский ГОК" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что изначально заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями:
1. признать незаконным действие Администрации, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ОАО "Жирекенский ГОК" земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м.
2. обязать Администрацию принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Жирекенский ГОК" земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м.
3. обязать Администрацию направить ОАО "Жирекенский ГОК" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 75:21:420101:741, общей площадью 7248190 кв. м. с указанием выкупной стоимости в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Впоследствии заявитель требования изменил, исключив из них третье требование, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в данной части.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) устанавливает, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки. В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, органом, обладающим правом распоряжения указанным земельным участком, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО "Жирекенский ГОК", является Администрация.
Как следует из материалов дела, истец имеет лицензию на право пользование недрами серия ЧИТ N 00816 ТЭ от 11.11.1997, с целевым назначением и видом работ - добыча молибдена на Жирекенском месторождении открытым способом.
На земельном участке, испрашиваемом в собственность, общей площадью 7248190 кв. м. в соответствии с ситуационным планом, расположен карьер для добычи полезных ископаемых, а также отвалы пустых пород, отвалы богатых забалансовых руд, рудный склад, автодорога. Границы вышеуказанного земельного участка определены, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка 75:21:420101:741 от 30.12.2014.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85). Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 187-О, если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Согласно пункту 3 данной статьи имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, но не земельным участком, под которым они расположены.
Порядок предоставления в пользование земельных участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых регламентирован статьями 18, 19 Закона о недрах.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы согласно статье 1.2 Закона о недрах являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Аналогичные правила установлены и в абзаце втором статьи 25.1 Закона о недрах.
Как указывалось выше, изначально, испрашиваемый в собственность ОАО "Жирекенский ГОК", земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, и на момент обращения общества в Администрацию с заявлением о переоформлении права владения земельным участком в границах указанного земельного участка заявителю предоставлен участок недр в виде горного отвода на право пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно приведенным положениям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 25.1 Закона о недрах данный земельный участок может быть предоставлен обществу только в аренду.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отказ Администрации в предоставлении в собственность ОАО "Жирекенский ГОК" земельного участка площадью 7248190 кв.м, соответствует требованиям законодательства.
В силу требований части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 рублей для физических лиц и 3000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы общество не была оплачена государственная пошлина, значит с ОАО "Жирекенский ГОК" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 мая 2015 года по делу N А78-2085/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Жирекенский горно-обогатительный комбинат", находящегося по адресу: 673498, Забайкальский край, Чернышевский район, пгт. Жирекен (ОГРН 1027500903308, ИНН 7525003389) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Арбитражному суда Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2085/2015
Истец: ОАО "Жирекенский горно - обогатительный комбинат"
Ответчик: Администрация муниципального района "Чернышевский район"