Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф02-5536/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А33-2015/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Гранд") Каданова А.И., представителя на основании доверенности от 22.12.2014;
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска) Лузаковой Ю.В., представителя на основании доверенности от 28.04.2015 N 14/2028-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд",
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" июня 2015 года по делу N А33-2015/2015,
принятое судьей Раздобреевой И.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гранд" (ИНН 2460212199, ОГРН 1082468054866) (далее - общество "Гранд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта "капитальное строительство административного здания", расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400231:88, изложенного в письме от 02.12.2014 N 01/9376-дг.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе заявитель считает, что судом не приняты во внимание правовой режим спорного земельного участка, установленный градостроительным регламентом на основании Правил землепользования и застройки г. Красноярска, в которых для зоны ОД1 (именно к данной зоне и отнесен спорный земельный участок) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения объекта не установлены.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее удовлетворения, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Департамент сослался на следующие доводы в качестве возражений против апелляционной жалобы:
- основанием для признания отказа законным и обоснованным явилось отсутствие на чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства. Утвержденная, во исполнение части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 форма градостроительного плана земельного участка предусматривает необходимость указания на чертеже градостроительного плана земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;
- департамент обоснованно указал на отсутствие сведений о сетях электроснабжения;
- суд указал на необоснованность требований указания масштаба. Проектная документация должна быть выполнена в масштабе, предусмотренном ГОСТами;
- не верен вывод суда о том, что проектная документация выполнена в соответствии с требованиями градостроительного зонирования. Согласно договору аренды от 17.06.2012 N 1087 земельный участок представлен для строительства "Административно-офисного здания и инженерного обеспечения", в то время как проектная документация представлена на объект с наименованием "Капитальное строительство административного здания", кроме того, по тексту материалов проектной документации используется наименование объекта "Офисное здание". Земельный участок предоставлялся ООО "Гранд" под конкретный вид разрешенного использования. Поэтому застройщик должен разрабатывать проектную документацию в полном соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель департамента в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил решение оставить без изменения апелляционную жалобу, без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.07.2015 объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 31.07.2015. Информация о перерыве размещена в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество "Гранд" 24.11.2014 обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Капитальное строительство административного здания" на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников.
Решением от 01.12.2014 N 01/9376-дг департамент отказал в выдаче разрешения на строительство в связи со следующим:
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действий публичных сервитутов, объектов археологического наследия (схему необходимо выполнить в границах земельного участка, обозначенных в градостроительном плане, с указанием в основной надписи приятого масштаба);
- сведения об инженерном оборудовании (отсутствуют сведения о системах электроснабжения (в текстовой части не указан источник), о сетях связи);
- сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением место подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения (отсутствуют точки подключения сетей связи к существующим сетям инженерно-технического обеспечения);
- проект организации строительства объекта капитального строительства (графическую часть "стройгенплан" необходимо выполнить в границах земельного участка, обозначенных в градостроительном плане, с указанием масштаба в основной надписи).
При проверке проектной документации на соответствие требования градостроительного плана земельного участка департаментом установлено, что:
- на чертеже градостроительного плана отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства;
- согласно договору аренды от 2012 года N 1087 земельный участок предоставлен для строительства административно-офисного здания и инженерного обеспечения, в то время как проектная документация представлена на объект с наименованием "Капитальное строительство административного здания", кроме того, по тексту материалов проектной документации используется наименование объекта "Офисное здание", в связи с чем необходимо наименование объекта привести во взаимное соответствие с принятым в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Полагая, что данный отказ противоречит требованиям градостроительного законодательства и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, пришел к выводу, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края по следующим основаниям.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ департамента в выдаче разрешения на строительство "Капитальное строительство административного здания" на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в силу следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство, изложенный в письме от 02.12.2014 N 01/9376-дг., принят в рамках предоставленных департаменту полномочий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу части 2 указанной статьи подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 (во исполнение части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации) утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Указанная форма предусматривает необходимость указания на чертеже градостроительного плана земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которого запрещено строительство.
В развитие указанных нормативных актов, в том числе, действовавших до принятия Приказа Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" Приказом Минрегиона Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Разделом II указанной Инструкции N 93 "Порядок заполнения раздела 1. Чертеж градостроительного плана земельного участка" предусмотрено, что чертеж градостроительного плана земельного участка выполняется на топографической основе вручную или в электронном виде. Условные обозначения к чертежу градостроительного плана земельного участка предусматривают минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Линии отступа графически привязываются к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указывается в метрах, например, 1,3; 5,2; 7,2 (рис. 3).
Как следует из материалов дела, на чертеже градостроительного плана земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, выполненные в соответствии с требованиями Инструкции N 93, отсутствуют, что свидетельствует о несоответствии представленного в Департамент для получения разрешения на строительство градостроительного плана требованиям градостроительного законодательства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что департамент не обоснованно отказал в выдаче разрешения на строительство, в связи с отсутствием на чертеже градостроительного плана минимальных отступов от границ земельного участка.
Согласно статье 38 Градостроительного Кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
Положения статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка устанавливают необходимость указания на чертеже градостроительного плана земельного участка минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которого запрещено строительство
Правила землепользования и застройки города Красноярска, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306, на которые ссылается заявитель, не регулируют порядок оформления градостроительных планов отдельных земельных участков, представленных под строительство, а так же не свидетельствуют о возможности не указывать минимальные отступы на чертеже градостроительного плана конкретного земельного участка, предоставленного под строительство объекта, поскольку Правила являются документом градостроительного зонирования и определяют основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Красноярска.
В статье 5 Правил землепользования и застройки, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу вышесказанного, градостроительный регламент не регулирует порядок оформления чертежа градостроительных планов отдельных земельных участков, предоставленных для строительства.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указание в чертеже градостроительного плана земельного участка минимальных отступов является обязательным. Довод заявителя о том, что минимальные отступы могут быть равны нулю, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа по названному основанию. На представленном градостроительном плане минимальные отступы не обозначены вообще, в том числе и как равные нулю. Согласно Инструкции N 93, минимальные отступы выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Такие обозначения на плане отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает довод департамента об отсутствии точки подключения сетей связи к существующим сетям инженерно-технического обеспечения подлежащим отклонению в силу следующего.
Из раздела 5 Проектной документации, подраздел "Система электроснабжения" шифр АСК-02-14-ЭМ, текстовой части данного подраздела следует, что проект предусматривает электроснабжение двухэтажного административно-офисного здания (т.2, л.д.4). Для электроснабжения устанавливается вводно-распределительный шкаф ВРУ в электрощитовой (согласно опросному листу) и прокладывается кабельная сеть от него до вновь проектируемых щитков. Далее описан порядок выполнения электропроводки, описание выбранных электропроводки и светильников, в том числе для аварийного освещения, выполнение заземления, системы уравнивания потенциалов. Все электромонтажные работы предусмотрено выполнить в соответствии со СНиП 3.05.06-85.
Графическая часть проектной документации содержит план расположения осветительной сети, план заземления, схему уравнивания потенциалов.
В разделе 1 Пояснительной записки Проектной документации шифр АСК-02-14-ПЗ (лист 4) указано, что объект проектирования обеспечивается электроэнергией путем технологического присоединения, точка присоединения согласно техническим условиям ТП-МСЧ, РУ-0,4кВ, ячейка N 16. Текстовая часть раздела 1 Проектной документации (лист 5) содержит информацию о том, что обеспечение объекта сетями связи не требуется, по заданию заказчика, на объекте предусматривается беспроводная сотовая связь, доступ и передача данных в интернет осуществляется через беспроводной модем, услуги данной связи осуществляются специализированной компанией по договору.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что департамент не обоснованно указал на отсутствие сведений о системах электроснабжения, а так же об отсутствии точки подключения сетей связи к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в проектной документации.
Ссылка департамента на необходимость приведения наименования объекта в проектной документации ("капитальное строительство административного здания") в соответствие с договором аренды от 2012 года N 1087, на основании которого земельный участок представлен для строительства административно-офисного здания и инженерного обеспечения, а так же приведения в соответствие текста материалов проектной документации (используется наименование объекта "Офисное здание"), является не состоятельной.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заявитель обратился в департамент за выдачей разрешения на строительство "Капитальное строительство здания". Однако обществом "Гранд" разработана проектная документация на административно - офисное здание и инженерное обеспечение в соответствии с договором аренды земельного участка от 17.07.2012 N 1087, что соответствует предмету договора аренды земельного участка и основным видам разрешенного использования земельного участка.
К основным видам разрешенного использования земельного участка, согласно градостроительному плану земельного участка, относится размещение административных объектов, финансово-кредитных организаций, издательств, объектов торговли, общественного питания, а также иных объектов делового назначения, предпринимательской деятельности.
В представленной проектной документации в разделе 1 Пояснительной записки в альбоме с шифром АСК-02-14-ПЗ на стр. 6 в разделе "м" технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства - указана этажность здания - II этажа. Также вся проектная документация содержит подписи директора ООО "Архитектурно-строительная компания" - разработчика проектной документации и главного инженера проекта. Текстовые и графические части проектной документации также содержат подписи разработчика и проверяющего.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что ответчиком не доказано, какие нормы градостроительного законодательства нарушены обществом "Гранд".
В силу вышесказанного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод департамента о том, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного зонирования.
Судом первой инстанции установлено, что обосновывая законность отказа в выдаче разрешения на строительство в части необходимости выполнения схемы планировочной организации земельного участка в границах земельного участка, обозначенных в градостроительном плане, с указанием в основной надписи принятого масштаба, а также выполнения графической части "стройгенплана" в границах земельного участка, обозначенных в градостроительном плане, с указанием масштаба в основной надписи, департамент ссылается на ГОСТ 2.302-68 "Масштабы", которым установлены масштабы изображений и их обозначения на чертежах всех отраслей промышленности, а так же о необходимости применения ГОСТ 2.104-2016 "Единая система конструкторской документации. Основные надписи". Вместе с тем, общество "Гранд", обосновывая отсутствие необходимости указания в указанных схеме и "стройгенплане" масштаба, ссылается на ГОСТ 21.1101-2009.
Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, согласно пункту 3 раздела 1 утвержденного данным постановлением Положения, проектная документация состоит из текстовой и графической частей: - текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; - графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
ГОСТ Р 21.1001-2009 "Система проектной документации для строительства" определяет проектную документацию как совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации, и достаточен для разработки рабочей документации для строительства, а рабочую документацию - как совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий. (утратил силу с 1 января 2014 года, взамен введен в действие ГОСТ Р 21.1101-2013).
ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения.
Согласно пункту 5.1.6 указанного ГОСТа, также как и пункту 5.1.5 ранее действовавшего ГОСТа Р 21.1101-2209, следует, что чертежи выполняют в оптимальных масштабах по ГОСТ 2.302 с учетом их сложности и насыщенности информацией.
Масштабы изображений на чертежах не указывают, за исключением чертежей изделий и других случаев, предусмотренных в соответствующих стандартах СПДС. В этих случаях масштабы указывают в круглых скобках непосредственно после наименований изображений в соответствии с ГОСТ 2.316 (пункт 4.19).
Приложение Ж к ГОСТ Р 21.1101-2013 (обязательное) определяет порядок нанесения основных надписей и дополнительных граф к ним, в том числе по форме 3 - для листов основных комплектов рабочих чертежей, графических документов проектной документации и графических документов по инженерным изысканиям.
В форме 3 приложения Ж отсутствует указание на масштаб чертежа. Графа "Масштаб" присутствует только в форме 4 для чертежей строительных изделий (первый лист).
Как следует из оспариваемого отказа, департамент установил отсутствие масштаба в схеме планировочной организации земельного участка и графической части "стройгенплана". Оба указанных документа относятся согласно условным обозначениям вида документации "П" - к графическим документам проектной документации, однако, не являются чертежами строительных изделий.
Следовательно, согласно приведенным нормам указанных стандартов, на данных документах не требуется указание масштаба.
Ссылка ответчика на ГОСТ 2.104-2006 "Единая система конструкторской документации. Основные надписи", согласно разделу 6 которого в графах основной надписи и дополнительных графах указывают значения соответствующих реквизитов или атрибутов согласно таблице 1, в том числе в графе 6 - масштаб в соответствии с ГОСТ 2.302 и ГОСТ 2.109, отклоняется судом, так как указанный ГОСТ устанавливает формы, размеры, номенклатуру реквизитов и порядок заполнения основной надписи и дополнительных граф к ней в конструкторских документах, предусмотренных стандартами Единой системы конструкторской документации.
Под единой системой конструкторской документации (ЕСКД) понимается комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приёмке, эксплуатации, ремонте, утилизации).
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанный ответчиком ГОСТ не может распространяться на разработку проектной документации для строительства. Требования к проектной документации для строительства установлены специальными ГОСТами, приведенными выше.
В данном случае апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа департамента градостроительства администрации города Красноярска в выдаче разрешения на строительство объекта "капитальное строительство административного здания", расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников.
В связи с изложенным апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и изменения решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (общество с ограниченной ответственностью "Гранд").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" июня 2015 года по делу N А33-2015/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2015/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф02-5536/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Гранд"
Ответчик: Департамент градостроительства администрации города Красноярска