г. Вологда |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А13-13378/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Моисеевой И.Н. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Покровской Л.С. по доверенности от 06.07.2015, от Региональной энергетической комиссии Вологодской области Ситьковой Н.С. по доверенности от 19.01.2015 N 5/15,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2015 года по делу N А13-13378/2014 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (место нахождения: 188304, Ленинградская область, город Гатчина, улица Соборная, дом 31; ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751; далее - общество, МРСК) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании действий Региональной энергетической комиссии Вологодской области (место нахождения: 162606, Вологодская область, город Череповец, улица Сталеваров, дом 49Б; ОГРН 1023501255282; ИНН 3525021239; далее - РЭК, комиссия), выразившихся в отказе установить размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств государственного предприятия Вологодской области "Областные электротеплосети" в заявленной обществом величине (извещение от 04.08.2014 N 2244), незаконными и не соответствующими пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пунктам 7, 13, 14, 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания), пунктам 37, 38 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э, пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Вологодской области "Областные электротеплосети" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Вологодской области обществу отказано в удовлетворении требований.
Заявитель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, требования удовлетворить.
Податель жалобы ссылается на то, что при рассмотрении данного дела суду следовало учесть тот факт, что технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям заявителя, составленные 30.09.2013, не соответствовали подпункту "а (2)" пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). По мнению общества, нормативно не ограничено количество обращений в регулирующий орган с заявлением об установлении платы за технологическое подключение. Поскольку договор на технологическое подключение обществом и предприятием не заключен, общество считает, что у него не возникла обязанность по отношению к третьему лица осуществлять мероприятия по технологическому подключению. Также податель жалобы считает, что РЭК, согласно требованиям пунктов 7, 13, 14, 16 Методических указаний, была обязана утвердить повторно обществу размер платы на технологическое подключение.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции поддержал жалобу по доводам и требованиям, в ней изложенным.
Представитель РЭК в отзыве на жалобу и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции отклонило доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.
Предприятие в отзыве на жалобу отклонили доводы, приведенные заявителем, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, поэтому дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей МРСК и комиссии, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предприятие 23.05.2013 обратилось в общество с заявкой (входящий номер 1844В/13) на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств максимальной мощностью 9080 кВт (проектируемый РП-10 кВ по адресу: город Вологда, ул. Архангельская, дом 3) (далее - энергопринимающие устройства) к сетям общества.
Общество обратилось в РЭК с просьбой установить индивидуальный тариф на технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям заявителя (заявление от 08.10.2013 N 03/1-4826; том 1, лист 85) с приложением технических условий, утвержденных 30.09.2013 (том 1, листы 86-91; далее - технические условия 2013 года).
По результатам рассмотрения данного обращения общества комиссия издала приказ от 02.12.2013 N 611, которым установила размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств предприятия (далее - приказ N 611).
Согласно данному приказу размер платы за технологическое присоединение (без налога на добавленную стоимость) установлен в общей сумме 11 003 руб.
В дальнейшем МРСК обратилось в РЭК с письмом от 16.01.2014 N 08-134 о внесении изменений в приказ N 611, мотивируя данную просьбу тем, что комиссия ошибочно, без учета выводов, изложенных в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N ВАС-657/13, признала связанными с развитием существующей инфраструктуры и исключила из расчета размера платы расходы сетевой организации на выполнение мероприятий, касающихся разработки проектной документации, в сумме 238 807 руб., а также расходы на строительство (реконструкцию) I и II секций шин КРУН 10 кВ ПС 110/3510 кВ "Луговая" со строительством фундаментов и установкой двух дополнительных ячеек типа К-59.
РЭК в письме от 30.01.2014 N 154 сообщила обществу, что вышеуказанные затраты на реконструкцию объекта не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение ввиду несоответствия составу расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определенных главой V Методических указаний.
Впоследствии общество обратилось в комиссию с заявлением от 24.07.2014 N 03/1-3924 об установлении индивидуального тарифа на технологическое присоединение энергопринимающих устройств предприятия к электрическим сетям заявителя (том 1, лист 84) с приложением новых технических условий, утвержденных 10.06.2014 (том 1, листы 92-96; далее - технические условия 2014 года).
Комиссия в извещении от 04.08.2014 N 2244 проинформировала общество об отказе в открытии дела об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и о возврате заявления, поскольку плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств предприятия установлена приказом N 611 (том 1, лист 97).
Общество оспорило данный отказ комиссии в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований МРСК отказал, при этом правомерно пришел к выводу о том, что в данной ситуации общество, не согласившись с утвержденной в установленном порядке платой за технологическое подключение (приказ N 611), фактически имеет намерение пересмотреть размер данной платы, установленной приказом N 611, путем предъявления в РЭК технических условий 2014 года с просьбой повторного установления платы за подключение к его сетям энергопринимающих устройств предприятия.
Нормы, регламентирующие договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих (теплопринимающих) устройств, не включены в раздел IV "Отдельные виды обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации, однако эти нормы содержатся в специальных нормативных актах, закрепляющих правила подключения к системам тепло- и энергоснабжения.
Применительно к энергоснабжению такие нормы содержатся в статье 26 Закона N 35-ФЗ и Правилах N 861.
Статьей 26 Закона N 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Названные Правила регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств (подключаемых объектов в сфере теплоснабжения) к электрическим сетям сетевой организации и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор технологического присоединения).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Плата по договору технологического присоединения, заключенному владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем, устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей (абзац второй пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
В силу пункта 30.3 Правил N 861 и пунктов 1.1, 3.1.7 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением правительства области от 09.08.2010 N 921, РЭК является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов.
Данный орган устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Как указано выше, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств предприятия к сетям общества утвержден приказом N 611 по техническим условиям 2013 года.
В материалах дела усматривается, что повторное обращение общества в РЭК с просьбой об установлении платы за технологическое подключение мотивировано необходимостью включения в расчет платы расходов заявителя на выполнение мероприятий, связанных с разработкой проектной документации, в сумме 238 807 руб., а также расходов на строительство (реконструкцию) I и II секций шин КРУН 10 кВ ПС 110/3510 кВ "Луговая" со строительством фундаментов и установкой двух дополнительных ячеек типа К-59, наличие которых предусмотрено техническими условиями 2 014 года.
В подпункте "а (2)" пункта 25 Правил N 861, на который в обоснование своей позиции ссылается податель жалобы, определено, что в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Данный пункт Правил содержит общие требования к техническим условиям, в то время как специальные нормы, регулирующие осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту и подлежащие применению в рассматриваемой ситуации, содержатся в разделе III Правил.
Данным разделом Правил N 861 определен порядок действий сетевой организации при осуществлении технологического присоединения заявителя по индивидуальному проекту.
Как следует из пунктов 30.1, 30.2, 30.4 названных Правил, обязанность по заключению договора на технологическое присоединение возникает у сетевой организации с момента обращения заинтересованного лица за технологическим присоединением.
Таким образом, по смыслу приведенных норм право общества на обращение в комиссию за установлением платы за технологическое подключение обусловлено соответствующим обращением к нему предприятия.
Ввиду этого подлежит отклонению и ссылка общества на несоблюдение комиссией пунктов 7, 13, 14, 16 Методических указаний и пункт 87 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 30.4 Правил N 861 сетевая организация обязана направить заявителю проект договора не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Отказаться от заключения договора имеет право только заявитель, сетевая организация лишена такого права.
В рассматриваемой ситуации предприятие обратилось с соответствующей заявкой к обществу; на основании технических условий 2013 года, предъявленных МРСК, приказом N 611 утверждена плата за подключение энергопринимающих устройств предприятия к сетям общества.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу вышеприведенных норм обязанность сетевой организации по направлению в адрес предприятия (в качестве неотъемлемого приложения к договору) именно таких технических условий, с учетом которых уполномоченным органом утвержден размер платы за технологическое присоединение, установлена императивной нормой. В случае если предприятие выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Возможность повторного установления платы за технологическое подключение в такой ситуации Правилами N 861 не предусмотрена.
При этом согласно действующей редакции Правил корректировка технических условий возможна только в случае обращения заявителя с просьбой при необходимости частичного отступления от технических условий. Выдача новых технических условий предусматривается по истечении минимального срока действия технических условий, предусмотренного Правилами (по истечении двух лет) (пункты 23, 24, 27 Правил N 861).
Каких-либо оснований считать, что в рассматриваемом случае разработка и утверждение обществом новых технических условий связаны с отсутствием технической возможности технологического присоединения по ранее разрешенной схеме технологического присоединения, у суда не имеется. Предприятие с заявлением о необходимости частичного отступления от технических условий к обществу не обращалось. Новая заявка на технологическое присоединение предприятием МРСК также не направлялась.
Доказательств, свидетельствующих об указанных фактах, в материалах дела не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции, одним из основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ, является принцип экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
Поскольку плата за технологическое присоединение, в силу положений пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, подлежит государственному регулированию, то данный принцип в обязательном порядке должен быть соблюден при определении платы за технологическое присоединение.
Следовательно, сетевой организацией должна быть определена оптимальная схема электроснабжения для каждого конкретного заявителя.
Доказательства того, что представленная обществом в комиссию с повторным заявлением от 24.07.2014 N 03/1-3924 схема технологического присоединения является оптимальной для предприятия в сравнении с первоначальной, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно сделал вывод о недоказанности в данной ситуации необходимости выдачи новых технических условий по основаниям, предусмотренным Правилами N 861, и, как следствие, наличия у РЭК законодательно установленной обязанности по повторному утверждению платы за технологическое подключение энергопринимающих устройств предприятия к сетям МРСК.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2015 года по делу N А13-13378/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13378/2014
Истец: ОАО "МРСК Северо-Запада"
Ответчик: РЭК Вологодской области
Третье лицо: ГП ВО "Областные электротеплосети", ОАО "МРСК Северо-Запада"