Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А60-24071/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 августа 2016 года
по делу N А60-24071/2016,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ле Фигаро" (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6673227616, ОГРН 1106673020508)
о признании незаконным решения от 12.04.2016 N 2И,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ле Фигаро" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, фонд) от 12.04.2016 N 2И о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает вывод суда о верном подсчете пособия, произведенном обществом в пользу Логуновой О.Н. исходя из среднего заработка, равного минимальному размеру платы труда (далее - МРОТ), ошибочным и не основанным на правильном применении норм действующего законодательства. Лагунова О.Н. является совместителем, имеет заработок как по основному месту работы, так и по совместительству, соответственно, общий заработок за полный календарный месяц выше установленного размера МРОТ. Полагает, что для расчета пособия применяются положения второго абзаца пункта 11(1) Положения N 375.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка ООО "Ле Фигаро" по вопросу обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 09.03.2016 и принято решение от 12.04.2016 N 2И о непринятии к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения в сумме 17195,33 руб.
Основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что Лагунова О.Н. принята на работу в общество по совместительству (0,5 ставки). Следовательно, по мнению фонда, для целей исчисления пособия по беременности и родам расчет среднего заработка необходимо производить из половины, а не целой величины МРОТ, установленной на 2015 г. в сумме 6860 руб. (с учетом уральского коэффициента), как это сделано обществом (л.д.83).
Полагая, что решение фонда является незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил того, что произведенный заявителем расчет основан на нормах законодательства; оснований для выводов о неправомерности расчета у фонда не имелось.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичным выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страховании" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N81-ФЗ) пособие по беременности и родам является одним из видов государственного пособия гражданам, имеющим детей.
Как следует из подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ему каждым работодателем (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В статье 4 Закона N 81-ФЗ определено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В части 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Таким образом, как верно указано фондом, из части 1.1 статьи 14 прямо следует, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Исключение установлено только для ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные правила установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Совместители пользуются гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством, в полном объеме.
Статьей 284 Кодекса установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.
Согласно статье 285 Кодекса оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Вместе с тем фондом в ходе камеральной проверки не установлено, что застрахованное лицо по месту основной работы также получило пособие по беременности и родам (в акте и решении это не отражено - л.д.23,27-28).
Между тем выплата гражданину пособия исходя из размера менее МРОТ может нарушить его фундаментальное право на получение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи (ст.7 Конституции Российской Федерации, статья 2 ТК РФ).
При таких обстоятельствах оспариваемое решение фонда не соответствует вышеуказанным правовым нормам, в связи с чем правомерно признано недействительным.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2016 года по делу N А60-24071/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24071/2016
Истец: ООО "ЛЕ ФИГАРО"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал N10