г. Красноярск |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А33-20100/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска) Аксаментова Д.М., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 10,
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Красноярский агропромышленный холдинг") Саплевой Н.С., представителя по доверенности от 22.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" июня 2015 года по делу N А33-20100/2014,
принятое судьей Петроченко Г.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский агропромышленный холдинг" (ИНН 2466224930, ОГРН 1092468047649) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758) (далее - администрация), к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) (далее - департамент муниципального имущества) о признании незаконными действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска по расформированию и снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569, об обязании ответчика образовать и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 14 549 кв.м, с разрешенным использованием: место размещения объектов торговли с координатами характерных точек границ соответствующих координатам характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 предоставленного распоряжением администрации г. Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх "О предоставлении ООО "КрасАгроХолдинг" земельного участка".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Красноярскому краю (далее - третье лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра"), Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент градостроительства).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "02" июня 2015 года заявленные требования к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска удовлетворены. В удовлетворении требований к администрации города Красноярска отказано.
Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения путем образования и постановки на кадастровый учет земельного участка местоположением, площадью и в соответствии с границами земельного участка, указанного в распоряжении администрации города Красноярска от 30.08.2013 N 2120.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что расформирование спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 осуществлено до вынесения решения по делу N А33-8802/2014, кроме того, указанный земельный участок является собственностью муниципального образования. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Департаментом не допущено злоупотреблений правом. Кроме того, образование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 путем перераспределения земельных участков 24:50:0100234:685 и 24:50:0100234:686 не представляется возможным в виду установленного ограничения (обременения) совершать указанные действия определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.08.2014 по делу N А33-8802/2014.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просит отказать.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Красноярскому краю, Департамент градостроительства администрации города Красноярска, администрация города Красноярска отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Красноярскому краю, Департамент градостроительства администрации города Красноярска, администрация города Красноярска, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru и телефонограмм), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 01 июля 2010 года N 796-ж предварительно согласовано ООО "Красноярский агропромышленный холдинг" место размещения объектов молочного производства и административных зданий на земельном участке площадью 14 549 кв.м. по адресу г. Красноярск пер. Телевизорный.
В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска N 1658-арх был утвержден градостроительный план земельного участка от 13 июня 2013 года.
В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 30 августа 2013 года N 2120-арх ООО "Красноярский агропромышленный холдинг" предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 14 549 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100234:569 для строительства объектов молочного производства и зданий административного назначения.
Земельный участок площадью 14 549 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100234:569 принадлежал на праве муниципальной собственности городу Красноярску, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 сентября 2013 года. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100234:569 был перераспределен с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0100234:570 по заявлению департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о постановке на государственный кадастровый учет и межевому плану от 18.06.2014 г. В результате перераспределения образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 24:50:0100234:685 и 24:50:0100234:686.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100234:685 площадью 14 091 кв.м. с разрешенным использованием для размещения объектов торговли поставлен на кадастровый учет 09 июля 2014 года (кадастровый паспорт). Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100234:686 площадью 9703 кв.м. с разрешенным использованием для размещения объектов торговли поставлен на кадастровый учет 09 июля 2014 года (кадастровый паспорт).
Распоряжением администрации города Красноярска от 12 ноября 2013 года N 2803-арх было отменено распоряжение администрации города Красноярска от 30 августа 2013 года N 2120-арх о предоставлении ООО "Красноярский агропромышленный холдинг" в аренду на три года земельного участка площадью 14549 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100234:569 для строительства объектов молочного производства и зданий административного назначения.
27 марта 2014 года Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал заявителю в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 поскольку отменено распоряжение администрации города Красноярска от 30 августа 2013 года N 2120-арх о предоставлении ООО "КрасАгроХолдинг" предоставлении в аренду земельного участка площадью 14549 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100234:569 для строительства объектов молочного производства и зданий административного назначения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2014 года по делу N А33-8802/14 признано недействительным, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение администрации г. Красноярска от 12 ноября 2013 года N 2803-арх "Об отмене распоряжения Администрации г. Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх. "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "КрасАгроХолдинг" земельного участка.
10 декабря 2014 года заявитель обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569.
25 декабря 2014 года Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал заявителю в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 поскольку участок снят с государственного кадастрового учета.
Общество полагая, что действия Департамента по расформированию и снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 нарушают его право на предоставление в аренду земельного участка обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция полагает, что Департамент муниципального имущества не доказал законность своих действий по расформированию снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемых действий) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемых действий) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2014 по делу N А33-8802/2014, вступившим в законную силу распоряжение администрации г. Красноярска от 12.11.2013 N 2803-арх "Об отмене распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх" признано недействительным.
Поскольку распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх признано действующим, заявитель в соответствии с законом вправе требовать его исполнения.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх обществу представлен в аренду на три года земельный участок площадью 14 549 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100234:569 для строительства объектов молочного производства и зданий административного назначения.
По заявлению департамента муниципального имущества о постановке на государственный кадастровый учет и межевому плану от 18.06.2014 данный земельный участок был перераспределен с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0100234:570. В результате перераспределения образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 24:50:0100234:685 площадью 14091 кв. м. и 24:50:0100234:686 площадью 9703 кв.м. с разрешенным использованием для размещения объектов торговли.
С такими характеристиками земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В период оспаривания отказа администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 в аренду в рамках дела N А33-8802/2014 по заявлению Департамента муниципального имущества земельный участок снят с кадастрового учета. При этом причины расформирования спорного земельного участка не указаны.
Доказательства того, что межевание участка произведено с нарушением закона в части определения его границ и площади, и что данное обстоятельство препятствует его сохранению как учтенного объекта, сформированного для целей дальнейшего предоставления на праве собственности, ответчиком не представлены.
Доводы ответчика о том, что департамент имеет право распоряжаться и управлять муниципальной собственностью города, поэтому в праве был до вынесения решения по делу N А33-8802/2014 расформировать спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100234:569 не принимаются судом во внимание, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100234:569, площадью 14 549 кв.м. был предоставлен в аренду на 3 года обществу на основании распоряжения администрации г.Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2014 N А33-8022/2014 распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2013 N 2120-арх признано действующим. Таким образом, даже при наличие у департамента права распоряжаться муниципальной собственностью оно не дает ему право незаконно лишать общество прав на указанный земельный участок.
Довод ответчика о том, что образование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 путем перераспределения земельных участков 24:50:0100234:685 и 24:50:0100234:686 не представляется возможным в виду установленного ограничения (обременения) совершать указанные действия определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.08.2014 по делу N А33-8802/2014, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу (часть 4). В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (часть 5).
В соответствии с частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Таким образом, поскольку судебный акт по делу N А33-8802/2014 фактически исполнен, оспариваемое распоряжение администрации г.Красноярска признано недействительным, то обеспечительные, принятые во исполнение данного судебного акта, по существу утратили свое действие.
В любом случае, обеспечительные меры в рамках дела N А33-8802/2014 принятые в интересах заявителя, могут быть отменены в порядке, предусмотренном статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что ликвидировав земельный участок как учтенный объект, департамент тем самым лишил заявителя возможности оспорить отказ в предоставлении земельного участка в аренду.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает, что выбранный департаментом способ защиты интересов муниципального образования является неправомерным, поскольку действия по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569 произведены в отсутствие на то правовых оснований и свидетельствуют о злоупотреблении департаментом, своим правом, препятствуют реализации законных прав других лиц.
Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего дела и принятия решения земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100234:685 и 24:50:0100234:686 предоставлены в пользование либо в собственность третьим лицам в материалах дела не имеется, соответствующих доводов ответчиком не заявлено.
При таких условиях суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия департамента по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:569, площадью 14 549 кв.м., расположенного по адресу г. Красноярск пер. Телевизорный подлежат признанию незаконными в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июня 2015 года по делу N А33-20100/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20100/2014
Истец: ООО "КРАСНОЯРСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ХОЛДИНГ"
Ответчик: Администрация г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Третье лицо: департамент градостроительства Красноярского края, ФГЮО "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю