г. Челябинск |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А76-26032/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергоремонт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2015 по делу N А76-26032/2014 (судья Белякович Е.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Челябэнергоремонт" - Лаврова А.А. (доверенность от 19.01.2015).
20.10.2014 открытое акционерное общество "Челябэнергоремонт" (далее - заявитель, общество, ОАО "Челябэнергоремонт") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным пунктов 1, 2 предписания N 160/1 от 18.07.2014, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - административный орган, Управление).
Управлением проведена внеплановая проверка выполнения требований, указанных в ранее выданном предписании N 423/3/1-2 от 04.06.2013. Выдано новое предписание N 160/1 от 18.07.2014 об устранении выявленных нарушений, обязывающее заявителя обеспечить работников необходимым количеством противогазов и медицинскими средствами индивидуальной защиты.
Предписание является незаконным, так как у общества отсутствует обязанность по соблюдению указанных в нем требований. Согласно п. 116 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 362ДСП от 04.06.2013 "организации, прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований". Поскольку общество в военное время прекращает свою производственную деятельность, то обязанность по обеспечению его работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) лежит на муниципальных образованиях, а не на заявителе (т. 1 л.д. 5-6).
Управление возражает против заявленных требований, указывает на обстоятельства, установленные проверкой, наличие у общества обязанности по обеспечению работников СИЗ (т. 1 л.д. 44-46, 88).
Решением суда первой инстанции от 15.04.2015 в удовлетворении требований отказано.
По ранее проведенной проверке Управлением было вынесено предписание N 423/3/1-2 от 04.06.2013, в ходе контроля его исполнения было установлено, что указанные в нем требования обществом не выполнены, что послужило основанием вынесения нового предписания, оспариваемого в настоящем деле.
В соответствии с действующим на дату вынесения предписания Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), обеспечение населения СИЗ осуществляется, в том числе, организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4 Положения N 993).
Согласно пунктам 7, 8 Положения N 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах, для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Судом установлено, что общество расположено в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах, в связи с чем на него распространяются требования по обеспечению своих работников СИЗ.
21.05.2015 от заявителя поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Не доказано, что территория, на которой находится общество, относится к зоне возможного опасного химического загрязнения.
Согласно п. 3.1 методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденных главным военным экспертом МЧС России Плат П.В. от 13 декабря 2012 г. N 2-4-87-30-14 зона возможного опасного химического заражения относится к зоне по гражданской обороне, которая в соответствии с п. 9, 10 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" имеет определенный порядок установления и уточняется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда об отнесении территории к зоне возможного опасного химического загрязнения, сделанный на основании сведений о химически опасных объектах, расположенных на территории города Челябинска, по состоянию на 01.10.2013, является неверным.
Судом необоснованно не принято ходатайство заявителя об отложении судебного заседания с целью получения информации у владельца объекта с химически опасным веществом относительно способа его хранения, так как согласно имеющейся у общества информации вещество находится в подземном, бетонированном хранилище. При указанном способе хранения размер опасной зоны не превышает 500 м., в то время как общество находится от него на расстоянии 3 450 м. (т. 2 л.д. 8-10).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Челябэнергоремонт" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 29.04.2003 (т.1 л.д. 36, 12-16).
04.06.2013 административным органом в отношении общества вынесено предписание N 423/3/1-2 об обеспечении в полном объеме работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения средствами индивидуальной защиты из расчета на 105 % от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские). Указано на нарушение в виде не обеспечения работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100 % от их общей численности и в мирное время - на 30 % от их общей численности (т. 1 л.д. 82 - 83).
09.06.2014 Управлением издано распоряжение N 160 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица с целью осуществления контроля за выполнением ранее выданного предписания N 423/3/1-2 от 04.06.2013 (т. 1 л.д. 52-53).
18.07.2014 в присутствии исполнительного директора общества составлен акт проверки N 160, в котором указаны выявленные нарушения (т.1 л.д. 50-51).
18.07.2014 обществу выдано предписание N 160/1 (т. 1 л.д. 48-49), где предлагается:
- работников ОАО "Челябэнероремонт" обеспечить необходимым количеством противогазов (836 штук) из расчета 100 % от общей численности сотрудников (40 сотрудников) с обязательным условием количества запасов на 5 % от потребностей, для обеспечения подгонки и замены неисправных, со ссылкой на пункт "ж" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994, абзац 4 пункта 4, пункты 7, 8, раздел II Приказа МЧС РФ N 993 от 21.12.2005 (пункт 1);
- работников ОАО "Челябэнергоремонт" обеспечить медицинскими средствами индивидуальной защиты, а именно: аптечками АИ-2 (АИ-4), ИПП-1, ИПП-11, в количестве 30 % от общей численности работников, со ссылкой на пункт "ж" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994, пункт 9 раздел II Приказа МЧС РФ N 993 от 21.12.2005 (пункт 2).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Тракторозаводского района г. Челябинска от 05.09.2014 исполнительный директор ОАО "Челябэнергоремонт" Торошин Д.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за неисполнение требований предписания N 423/3/1-2, требования которого по обеспечению работников СИЗ признаны законными (т.1 л.д.59-64). Выводы подтверждены решением Тракторозаводского районного суда от 18.11.2014, где указано, что планирование и организация мероприятий в области гражданской обороны является обязанностью всех без исключения юридических лиц (т.1 л.д.54-58).
Согласно схемы ОАО "Челябэнергоремонт" находится в 2,99 км. от химически опасного объекта (т.1 л.д.81).
По утверждению подателя жалобы - общества суд первой инстанции сделан неверный вывод об отнесении территории, на которой находится общество, к зоне возможного опасного химического загрязнения и наличии у общества обязанности по соблюдения требований, указанных в предписании.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований предписания.
Выводы суда первой инстанции являются правильными и подтверждаются собранными доказательствами.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия организаций в области гражданской обороны предусмотрены ст. 9 Закона N 28-ФЗ, предусматривающей обязанность организации по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (абз. 5 ч. 1).
Вопросы организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты определены Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, действующим в момент вынесения обжалуемого постановления.
Согласно Положению N 993 обеспечение населения СИЗ осуществляется, в том числе, организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (абз. 5 п. 4). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах (абз. 4 п. 7). Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6 и 7 настоящего Положения: для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников; количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов (абз. 1, 5, 6 п. 8).
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах) медицинских средств индивидуальной защиты в мирное время - на 30% от их общей численности (п. 8 Положения N 993).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт нахождения административного здания общества в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения).
Согласно представленным Управлением документам - сведениям о химически опасных объектах, расположенных на территории города Челябинска, по состоянию на 01.10.2013 (т. 1 л.д. 77-80), плану местности, установлен факт нахождения на расстоянии около 3 км. от здания общества помещения ООО "Донкраб Графит", имеющего химически опасный объект - склад хлора Р-34, Челябинский электродный завод, в количестве (в наибольшей единичной емкости) - 50 тонн, условия хранения - емкость заглублена, обваловка отсутствует, способ хранения - под давлением (пункт 8).
Пунктом 1.5 СНиП 2.01.51-90. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, утвержденные постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и Минобороны СССР от 26.04.1990 N 1с, установлено, что территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей, составляет зону возможного опасного химического заражения. Удаление границы указанной зоны от емкостей со СДЯВ следует определять по обязательному Приложению N 1.
В соответствии с Приложением N 1 при размещении хлора без обваловки установлено расстояние в 5,7 км удаления границ зоны возможного опасного химического заражения от емкостей со СДЯВ. ОАО "Челябэнергоремонт" находится от опасного объекта на расстоянии 2,99 км.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что на общество распространяются требования об обеспечении СИЗ работников предприятия, предусмотренные п. 3, 4, 7, 8 Положения N 993, и следовательно, оспариваемое предписание является законным.
Не подтверждены доказательствами доводы общества о том, что оно прекращает деятельность в военное время, и обязанности по обеспечению работников СИЗ возлагаются на органы местного самоуправления.
Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании обстоятельств дела и представленных доказательств и не противоречат им.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2015 по делу N А76-26032/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябэнергоремонт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26032/2014
Истец: ОАО "Челябэнергоремонт"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области