Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2015 г. N 10АП-4452/15
г. Москва |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А41-40097/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: Анохин О.И., представитель по доверенности от 23.12.2014;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Давтян Нелли Григорьевны на решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2015 года по делу N А41-40097/14, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Давтян Нелли Григорьевны к администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, третьи лица: администрация Люберецкого муниципального района Московской области, индивидуальный предприниматель Горчакова Татьяна Гавриловна, о признании незаконными действий по демонтажу торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
ИП Давтян Н.Г. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация), при участии в деле третьих лиц: администрации Люберецкого муниципального района Московской области, ИП Горчаковой Т.Г., со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области по демонтажу нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20;
- признать незаконными действия администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, выражающиеся в требованиях о демонтаже нестационарных торговых объектов по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а.
Решением от 24 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Давтян Н.Г. обратилась с апелляционной жалобой.
Определением апелляционного суда от 15.07.2015 по письменному ходатайству заявителя судебное разбирательство было отложено на 30.07.2015 в связи с командировкой представителя. При этом в ходатайстве об отложении заявитель просил учесть отпуск представителя с 23.07.2015 по 08.08.2015, а также его занятость в другие дни в судебных заседаниях. Вместе с тем, в ходатайству не приложено каких - либо документов в подтверждение занятости представителя и его отпуска в обозначенные в ходатайстве даты, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства. Определение об отложении разбирательства было своевременно размещено на сайте суда, чем предоставлена возможность заявителю направить представителя для участия в судебном заседании.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ИП Давтян Нелли Григорьевны, администрации Люберецкого муниципального района Московской области, ИП Горчаковой Т.Г., участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель администрации возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24 июня 2014 года сотрудниками Администрации осуществлён демонтаж торгового павильона по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20.
Заявитель считает, что указанные действия совершены администрацией с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, просит признать их незаконными.
Апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемых действий язи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении заявления об оспаривании действий администрации, суд исходит из того, что в соответствии с требованием статьи 201 АПК РФ, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель просит признать незаконными действия администрации по демонтажу нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20 и признать незаконными действия Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, выражающиеся в требованиях о демонтаже нестационарных торговых объектов по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а по следующим основаниям.:
- Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 аперля 2011 г. по делу N А41-17491/2010 отменено постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2011 г., а потому никакие действия в его исполнение осуществляться не могли;
- Постановлением арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2012 г., по делу "А41-17491/2010 на ИП Геворгяна Ш.Л. возложена обязанность провести демонтаж самовольно размещенных сооружений в городе Люберцы по адресу Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта по делу N А41-17941/10 был добровольно исполнен ИП Геворгян Ш.Л. Судебный акт, возлагающий обязанность на ИП Давтян Н.Г. демонтировать торговый павильон по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20 отсутствует;
- Нестационарный объект ИП Давтян отличается от торговых павильонов, принадлежащих ИП Геворгян;
- Администрацией не был надлежащим образом соблюден порядок при демонтаже торгового объекта по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д.18/20;
- Конкурс на право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20 не был проведен.
- Администрацией не был надлежащим образом соблюден порядок по направлению требований о демонтаже объектов по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а.
Указанные доводы заявителя апелляционным судом не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Московской области N 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 г. "Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В силу действия ч. 3 ст. 9 указанного Закона, самовольная установка объектов, предназначенных для осуществления торговли, оказания услуг, временных объектов, предназначенных для хранения автомобилей (металлических тентов, гаражей - "ракушек", "пеналов" и т.п.), хозяйственных и вспомогательных построек (деревянных сараев, будок, гаражей, голубятен, теплиц и др.), ограждений на территории муниципальных образований Московской области без получения разрешения в установленном порядке не допускается.
Порядок размещения объектов мелкорозничной торговой сети в городе Люберцы регулируется Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО от 17.04.2014 N 350/2 (далее - Положение).
В соответствии со ст. 1 указанного Положения нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Общим критерием отнесения объектов к нестационарным объектам мелкорозничной торговой сети (движимому имуществу) является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их сохранности, включая возможность их демонтажа с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
Требования, предусмотренные настоящим Положением, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, имеющих краткосрочный характер, а также при проведении выставок-ярмарок, ярмарок (срок мероприятий не должен превышать трех дней) (п.4 ст. 1 Положения).
Согласно п 5 ст. 1 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам, а также иметь соответствующий художественно-декоративный уровень оформления.
При этом в соответствии со ст. 2 Положения нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы осуществляется в местах, определенных Схемой, утвержденной постановлением администрацией города Люберцы сроком на два календарных года. Изменения и дополнения в Схему размещения нестационарных торговых объектов также подлежат утверждению постановлением администрации города Люберцы и могут быть внесены не чаще одного раза в квартал в порядке, установленном для ее разработки и утверждения. Схема, а также изменения и дополнения в нее, в течение десяти дней после утверждения подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте администрации города Люберцы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ст. 4 Положения).
В соответствии со ст. 2 Положения схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы (далее - Схема) - разработанный и утвержденный администрацией города Люберцы документ, состоящий из текстовой (в виде таблицы) и графической частей, содержащий информацию об адресных ориентирах, виде, специализации нестационарного торгового объекта, площади земельного участка, на котором расположен объект, периоде размещения нестационарного торгового объекта, виде разрешенного использования земельного участка, кадастровом номере земельного участка, форме собственности земельного участка, о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства.
Основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта (за исключением размещения елочных базаров, бахчевых развалов, передвижных сооружений, сезонных кафе, лотков) на территории города Люберцы являются правоустанавливающие документы на земельный участок, договор на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы и выданное администрацией города Люберцы свидетельство о праве на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы (далее - Свидетельство) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с утвержденной Схемой. Конкурсы проводит создаваемая администрацией города Люберцы специально для этих целей комиссия (далее - Организатор конкурса). Положение о порядке работы комиссии и ее состав утверждаются администрацией города Люберцы (ст. 5 Положения).
В соответствии с п.7, 8 ст. 5 Положения лица, желающие разместить нестационарный торговый объект на территории города Люберцы, для участия в конкурсе направляют в администрацию города Люберцы соответствующее заявление с приложением к нему следующих документов (оригиналы либо нотариально заверенные копии): а) устав, свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц) или свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
в) проектная документация на планируемый к размещению нестационарный торговый объект, разработанная в соответствии с требованиями к архитектурно-дизайнерскому решению нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Люберцы, утверждаемыми постановлением администрации города Люберцы;
г) информация о режиме работы объекта;
д) информация о виде деятельности и виде продукции, планируемой к реализации (специализация);
е) информация о количестве рабочих мест.
Форма проведения указанного конкурса - открытая. Конкурс проводится только при наличии двух и более заявлений на одно и то же место, поданных в течение срока приема заявок. В случае равенства представленных документов победителем признается участник, подавший документы на участие в конкурсе первым. При поступлении одного заявления единственный участник получает право на размещение нестационарного торгового объекта в порядке, установленном настоящим Положением, при условии соответствия предоставленных документов требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, и требованиям, предъявляемым к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы. Также рассматриваемым Положением предусматривается, что утвержденная Схема размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, разрешительная документация на размещение которых была выдана до утверждения (изменения) указанной Схемы. Пересмотр мест размещения таких торговых объектов осуществляется после истечения срока действия свидетельств о праве на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы (п.1 ст. 10 Положения).
В случае если у субъекта торговли оформлены земельно-правовые отношения и такой земельный участок включен в Схему, для получения Свидетельства ему необходимо подготовить проектную документацию на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с утвержденными требованиями и настоящим Положением, а также заключить договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы. При этом Свидетельство выдается на срок два года, а в случае, если договор аренды заключен на срок менее двух лет, то на срок договора аренды (п.2 ст. 10 Положения).
Как следует из материалов и установлено судом, 03.03.2014 г. на основании постановления Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 03 марта 2014 г. N 493-ПА Администрация Люберецкого муниципального района Московской области (арендодатель) и ИП Давтян Н.Г. (арендатор) заключили договор аренды земельных участков N 35/14, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель "земли населенных пунктов":
- общей площадью 31,0 кв. м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010101:2227, с местоположением: Московская область, г.Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома N 1 а,
- общей площадью 40,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010107:5852, с местоположением: Московская область, г.Люберцы. ул. Красногорская, около д. 19/1,
- общей площадью 120,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010203:7076, с местоположением:.Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, у д. 18/20,
- общей площадью 100,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010109:26390, с местоположением; Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, у д. 19/1,
- общей площадью 85,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010101:2226, с местоположением: Московская область, г.Люберцы, ул. Красногорская, у дома N 1 а, под торговые павильоны (п.1.1. договора).
В соответствии с п.2.1 рассматриваемого договора срок аренды участка устанавливается с 03.03.2014 г. на 3 года.
Договор аренды земельного участка от 03.03.2014 г. N 35/14 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 17 марта 2014 г. заN 50-50-22/030/2014-64.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Давтян Н.Г., размещен на земельном участке общей площадью 120 кв.м., отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010203:7076, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20.
При этом свидетельство о праве на размещение объектов мелкорозничной торговой сети у ИП Давтян Н.Г. отсутствует.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что спорный объект возведен как временное сооружение с нарушением Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Также действующие разрешения Администрации города Люберцы на установку указанного временного объекта торговли отсутствуют.
Кроме того, право на земельный участок, на котором расположен спорный торговый объект, заявителем оформлен, однако свидетельство о праве на размещение нестационарного торгового объекта Администрацией города Люберцы по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20, ИП Давтян Н.Г. не выдавалось, за выдачей свидетельства не обращалась, в конкурсе на право размещения торгового объекта не участвовала.
В соответствии с Положением о порядке демонтажа незаконно возведенных нестационарных объектов на территории города Люберцы, утвержденным решением Совета депутатов города Люберцы от 15.04.2010 N 66/5, основанием для демонтажа нестационарных объектов является их установка на территории поселения без получения соответствующей разрешительной документации (пункт 1 статьи 2).
Согласно пункту 1 статьи 3 Положения о порядке демонтажа Глава города Люберцы утверждает состав Комиссии по проведению мероприятий, связанных с демонтажем нестационарных объектов. Комиссия выявляет самовольно установленные нестационарные объекты, принимает меры к предупреждению их владельцев о необходимости демонтировать (снести) нестационарный объект в определенный срок (не менее 2 недель), а также предупреждает о последствиях несоблюдения данного требования.
04.03.2013 г. Комиссией по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20, выявлен самовольно установленный нестационарный объект и составлен акт N 18 с приложением фототаблицы.
04.03.2013 г. на самовольно установленном нестационарном объекте помещено уведомление о необходимости его демонтажа в срок до 18.03.2013 г.
08.03.2013 г. сведения о факте выявления Комиссией о незаконно возведенном нестационарном торговом объекте по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20, были опубликованы в средствах массовых информации - "Люберецкая газета" N 9 (1426). Данные факты подтверждены представленными заинтересованным лицом в материалы дела доказательствами и не оспорены заявителем.
09.04.2013 г. Администрацией города Люберцы вынесено постановление N 756-ПА о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20. Данное постановление заинтересованными лицами, в том числе заявителем, не оспаривалось и является действующим. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
19.06.2014 г. на самовольно установленном нестационарном объекте помещено уведомление о том, что 24.06.2014 г. во исполнение постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-17941/10 будет произведен принудительный демонтаж самовольно установленных ИП Давтян Н.Г. нестационарных торговых объектов по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20.
При указанных обстоятельствах апелляционным судом не установлен факт не соответствия закону или иному нормативному правовому акту действий администрации по демонтажу объекта.
Доводы заявителя о том, что исполнительный документ, выданный на основании судебного акта по делу N А41-17941/10, был добровольно исполнен ИП Геворгян Ш.Л., являются несостоятельными, поскольку доказательства добровольного исполнения должником (ИП Геворгян Ш.Л.) исполнительного документа, выданного на основании судебного акта по делу N А41-17941/10, в Администрацию не были представлены. Администрация городского поселения Люберцы демонтаж до 24.06.2014 г. торгового павильона по указанному адресу не осуществляла, сведения о правомерности размещения торгового павильона ИП Давтян Н.Г. у заинтересованного лица также отсутствовали.
Довод заявителя жалобы о том, что нестационарный объект ИП Давтян является иным, так как отличается от торговых павильонов, принадлежащих ИП Геворгян, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Заявителем в материалы дела представлены фотографии демонтированного торгового объекта, принадлежащего ИП Давтян Н.Г. (т.2 л.д. 21-22), также в материалы дела заинтересованным лицом представлен акт о выявлении незаконно возведенных нестационарных объектов от 04.03.2013 г. с приложением фотографий (т. 2 л.д. 103-110).
Кроме того, представлен договор купли-продажи от 10.03.2014 г., заключенный между ИП Горчаковой Т.Г. (продавец) и ИП Давтян Н.Г. (покупатель), в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить торговый павильон, имеющий следующие габариты: длина 10-м, ширина 4 м, высота 2.7-м, предназначенный для мелкорозничной торговли продовольственными товарами, табачными изделиями, цветами и т.д. (п.1.1 договора) (т.2 л.д. 16-17).
Стоимость указанного торгового павильона является договорной и составляет 750 000 руб. (п. 2.1 договора).
Факт оплаты ИП Давтян Н.Г. подтверждает представленной в материалы дела копией квитанции к приходному кассовому ордеру от 10.03.2014 г. N б/н на сумму 750 000 руб. (т. 2 л.д. 17).
Также во исполнение определения суда первой инстанции ИП Давтян Н.Г. представила копию книги доходов и расходов за период с 01.01.2014 г. по 01.04.2014 г. с расшифровкой расходов.
В силу положений статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта. Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, суд первой инстанции в порядке ст. 66 АПК РФ истребовал у ИП Горчаковой Т.Г. (продавец торгового павильона по договору купли-продажи от 10.03.2014 г.) дополнительные доказательства, а именно: копию кассовой книги за период с 01.01.2014 г. по 01.04.2014 г., отражающей факт оплаты ИП Давтян Н.Г. по договору купли-продажи от 10.03.2014 г. торгового павильона.
В связи с тем, что ИП Горчакова Т.Г. не представила запрошенные судом доказательства, определением от 15.01.2015 г. судом на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Горчакова Т.Г. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В определениях арбитражного суда от 15.01.2015 г., от 17.02.2015 г. суд указывал на необходимость представления ИП Горчаковой Т.Г. договора купли-продажи, заключенного 10.03.2014 г. с ИП Давтян Н.Г., оригинал журнала учета доходов и расходов за период с 01.01.2014 г. по 01.04.2014 г. на обозрение суда, копию журнала учета доходов и расходов за период с 01.01.2014 г. по 01.04.2014 г. в материалы дела (с расшифровкой доходов), оригинал кассовой книги за 2014 год на обозрение суда, копию кассовой книги за период с 01.01.2014 г. по 01.04.2014 г. в материалы дела.
Суду первой инстанции ИП Горчаковой Т.Г. представлены письменные объяснения с приложением копии приказа от 09.01.2013 г. N 5, копии кассовой книги за период с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 г.
Оценив в совокупности представленные заявителем и третьим лицом ИП Горчаковой Т.Г. документы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанными документами реальность хозяйственной операции не подтверждается.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, к которым относятся:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).
В Информации N ПЗ-10/2012 Минфин России отметил, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, формы кассовых документов). ФНС России также указывала на недопустимость определения руководителем экономического субъекта форм учетных документов, использование которых установлено законодательством о применении контрольно-кассовой техники (Письмо от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение), действовавшего на момент заключения договора купли-продажи от 10.03.2014 г. и его оплаты.
В соответствии с п. 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Согласно п. 5.2 Положения записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения о порядке ведения кассовых операций).
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (пункт 5.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).
В соответствии с пунктом 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Положение N 373-П не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств.
Кроме того, применяемым с 1 июня 2014 г. Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (до этой даты - Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П) предусмотрено использование следующих унифицированных форм:
- приходные и расходные кассовые ордера (формы N КО-1 и КО-2);
- кассовая книга (форма N КО-4);
- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5);
- расчетно-платежные и платежные ведомости (формы N Т-49 и Т-53).
Указанные формы утверждены Постановлениями Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, от 05.01.2004 N1. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Представленная ИП Давтян Н.Г. в материалы дела копия квитанции к приходному кассовому ордеру не имеет порядкового номера, ИП Горчакова Т.Г. приходный кассовый ордер суду не представила, вкладные листы кассовой книги оформлены с нарушениями с процитированными правилами, кассовая книга вопреки Указаниям Банка России ведется по месяцам в соответствии с приказом ИП Горчаковой Т.Г. от 09.01.2013 г. N 5, в котором указано о составлении отчетов о кассовых оборотах один раз в месяц. При этом записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег); в конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Кроме того, ИП Давтян Н.Г. была представлена только копия квитанции к приходному кассовому ордеру, подлинник суду не был представлен, в том числе на обозрение. При этом суд в определении от 17.02.2015 г. (т. 3 л.д. 8) указывал заявителю на необходимость представления подлинника квитанции к приходному кассовому ордеру от 10.03.2014 г.
Также не были представлены ИП Горчаковой Т.Г.: приходный кассовый ордер (не представлена копия в материалы дела, и подлинник - на обозрение в суд первой инстанции), к которому была оформлена квитанция от 10.03.2014 г. на сумму 750 000 руб., а также подлинник кассовой книги на обозрение. Кроме того, ИП Горчакова Т.Г. в судебные заседания первой инстанции не являлась, в том числе по вызову суда. При этом, определением суда первой инстанции была признана обязательной явка ИП Горчаковой Т.Г., которое не исполнено, доказательств невозможности (лист нетрудоспособности и пр.) явиться в судебное заседания, давать пояснения суду и иным участникам процесса, Горчаковой Т.Г. суду не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, независимо от того, какую систему налогообложения применяют предприниматели Давтян Н.Г. и Горчакова Т.Г., они не освобождены от публичной обязанности соблюдать установленный порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. При этом действующее законодательство возлагает на предпринимателей также публичную обязанность по хранению хозяйственных договоров и первичных бухгалтерских документов (п. 1 ст. 29 ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле").
На основании вышеизложенного, суд апелляционный инстанции считает, что контрагентами по договору купли-продажи реальность хозяйственной операции не подтверждена, что исключает возможность сделать вывод о том, что ИП Давтян Н.Г. действительно был размещен новый торговый павильон, приобретенный у ИП Горчаковой Т.Г., по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20.
ИП Давтян Н.Г., получив 19.06.2014 г. уведомление о демонтаже торгового павильона, договор купли-продажи торгового павильона от 10.03.2014 г., акт приема-передачи торгового павильона от 10.03.2014 г., счет от 12.03.2014 г., акт на выполнение работ-услуг от 12.03.2014 г. в Администрацию городского поселения Люберцы не представила, и в своих заявлениях на указанные документы не ссылалась. Указанные документы были представлены заявителем только в судебном заседании суда первой инстанции 06.11.2014 г., что с учетом вышеизложенных обстоятельств может свидетельствовать о намерении уклониться от исполнения судебного акта и законных действий Администрации.
Довод заявителя об указании в уведомлении от 19.06.2014 г. о том, что 24.06.2014 г. во исполнение постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-17941/10 будет произведен принудительный демонтаж самовольно установленных ИП Давтян Н.Г. нестационарных торговых объектов по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 18/20, тогда как в судебном акте по данному делу обязанность по демонтажу торгового объекта по указанному адресу возложена на ИП Геворгян Ш.Л., а не ИП Давтян Н.Г отклоняется апелляционным судом, поскольку указание в уведомлении ИП Давтян Н.Г. вместо Геворгян Ш.Л. следует расценивать как техническую ошибку, учитывая, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-17941/10 вынесено также и в отношении ИП Давтян Н.Г.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что не установлен факт не соответствия закону или иному нормативному правовому акту действий администрации по демонтажу объекта.
Довод заявителя о том, что Администрацией не был надлежащим образом соблюден порядок по направлению требований о демонтаже объектов по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а., апелляционный суд считает также несостоятельным.
Как следует из материалов дела, заявитель в обоснование своей позиции ссылается на договор аренды земельных участков N 35/14, заключенный между Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ИП Давтян Н.Г. в соответствии с которым ИП Давтян Н.Г. приняла в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель "земли населенных пунктов":
- общей площадью 31,0 кв. м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010101:2227, с местоположением: Московская область, г.Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома N 1 а,
- общей площадью 40,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010107:5852, с местоположением: Московская область, г.Люберцы. ул. Красногорская, около д. 19/1,
- общей площадью 120,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010203:7076, с местоположением:.Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, у д. 18/20,
- общей площадью 100,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010109:26390, с местоположением; Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, у д. 19/1,
- общей площадью 85,0 кв.м, отнесенный к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010101:2226, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома N 1 а, под торговые павильоны (п.1.1. договора).
Данный довод обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку, предоставление земельного участка в аренду под размещение торгового павильона не отменяет необходимости получения разрешения на установку торгового объекта в порядке, установленном Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы и не подменяет собой такого разрешения. Данный договор аренды сам по себе не может служить основанием для размещения торгового объекта в отсутствие необходимого разрешения.
Также, заявителем в нарушение требований Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы свидетельства о праве на размещение объектов мелкорозничной торговой сети по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а, у ИП Давтян Н.Г. отсутствуют. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Таким образом, спорные объекты возведены как временное сооружение с нарушением Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Доказательств наличия действующих разрешений Администрации города Люберцы на установку вышеуказанных временных объектов торговли заявителем суду также не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2014 г. на самовольно установленных нестационарных объектах по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а, помещены уведомления с просьбой демонтировать незаконно установленные нестационарные объекты в срок до 18.07.2014 г.
04.07.2014 г. сведения о фактах выявления комиссией Администрации города Люберцы о незаконно возведенных нестационарных торговых объектах по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а, принадлежащих ИП Давтян Н.Г. были опубликованы в средствах массовых информации "Люберецкая газета" N 25 (1492). Данные факты подтверждены представленными заинтересованным лицом в материалы дела доказательствами.
07.07.2014 г. Комиссией по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а, составлен акт N 150 с приложением фототаблицы о выявлении самовольно установленных нестационарных объектов.
23.07.2014 г. администрацией города Люберцы вынесены постановления N 1141-ПА и N 1140-ПА о демонтаже нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а.
Данные постановления сторонами не оспаривались и являются действующими. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Учитывая, что ни на дату обращения заявителя с рассматриваемыми требованиями, ни на момент их рассмотрения по существу ИП Давтян Н.Г. не представлена соответствующая разрешительная документация на установку спорных объектов торговли в конкретном согласованном месте, то суд приходит к выводу, что действия Администрации являются правомерными.
Довод заявителя о том, что Администрацией на торговых павильонах по адресам: Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, напротив дома 1а; Московская область, г. Люберцы, ул. Красногорская, у дома 1а, 01.07.2014 г. были помещены уведомления с просьбой демонтировать незаконно установленные нестационарные объекты в срок до 18.07.2014 г., т.е. до даты (04.07.2014 г.) выявления и составления комиссией акта N 150 самовольно установленных нестационарных объектов отклонен, поскольку в целях соблюдения прав предпринимателя Администрация разместила рассматриваемые уведомления на самовольно размещенных нестационарных объектах торговли с предупреждением их владельца о необходимости демонтировать нестационарный объект в срок до 18.07.2014 г. (не менее 2 недель), а также предупредила о последствиях несоблюдения данного требования.
Согласно Положению о порядке демонтажа незаконно возведенных нестационарных объектов на территории города Люберцы, утвержденным решением Совета депутатов города Люберцы от 15.04.2010 N 66/5, основанием для демонтажа нестационарных объектов является не размещение уведомлений, а их установка на территории поселения без получения соответствующей разрешительной документации (пункт 1 статьи 2).
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что не установлен факт не соответствия закону или иному нормативному правовому акту действий администрации по направлению требований о демонтаже объектов.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено соответствие оспариваемых действий требованиям закона, а заявителем не доказаны подлежащие в соответствии с требованием статьи 201 АПК РФ доказыванию обстоятельства, в том числе факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2015 по делу N А41-40097/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40097/2014
Истец: Давтян Н. Г.
Ответчик: Администрация Люберецкого муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Люберцы, ИП Горчакова Татьяна Гавриловна, ИП Давтян Нелли Григорьевна, Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, Администрация Люберецкого муниципального района Московской области