г. Чита |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А10-2203/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июня 2015 года по делу N А10-2203/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571) к Республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" (ОГРН 1070326007949, ИНН 0326472111) о взыскании 157 553 рублей 78 копеек - суммы неправомерно выплаченных пособий, в том числе 12 379 рублей 85 копеек - неправомерно произведенных расходов по единовременным пособиям при рождении ребенка, 145 173 рублей 93 копеек - неправомерно произведенных расходов по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком,
(суд первой инстанции: судья Салимзянова Л.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия - Устиновой Е.В. - представителя по доверенности от 27.07.2015,
от республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" - не явился, извещен,
установил:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - истец, отделение Фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" (далее - ответчик) о взыскании 157 553 рублей 78 копеек - суммы неправомерно выплаченных пособий, в том числе 12 379 рублей 85 копеек - неправомерно произведенных расходов по единовременным пособиям при рождении ребенка, 145 173 рублей 93 копеек - неправомерно произведенных расходов по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Как следует из апелляционной жалобы, что подпунктами "е", "ж" пункта 3 договора от 09.01.2013 N Д-13/02-64, заключенного между отделением Фонда и ответчиком, предусмотрена обязанность ответчика осуществлять контроль за назначением и выплатой пособий, обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
Денежные средства, перечисленные отделением, согласно подпункту "а" пункта 3 данного договора, для выплаты пособий были направлены ответчиком на цели не соответствующие условиям их получения, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Факт нецелевого использования подтверждается материалами дела.
Поскольку ответчик в нарушение условий Договора исполнило свои обязательства по контролю за правомерностью назначения и выплаты пособий ненадлежащим образом, допустив излишнюю выплату пособия, считаю, что отделение Фонда как орган, перечисливший ответчику бюджетные средства справедливо, обосновано выставил требования по взысканию задолженности к ответчику.
Как указывает истец, ответчиком в суд первой инстанции были представлены копии судебных решений о взыскании излишне выплаченных сумм с получателей пособий. Данные судебные решения не освобождают его от обязанности возврата отделению Фонда денежные средства, использованные не по назначению, кроме того, получатели пособий (граждане) не являются сторонами по договору о финансировании расходов на выплату пособий.
Поскольку законодательством установлены сроки исковой давности три года, ссылка ответчика на осуществление возврата указанных средств по мере их поступления не может быть принята судом для принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Так как, в случае не возврата указанных денежных средств по мере их поступления заявителем будет утрачено право на их взыскание в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ответчик явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 29 июля 2015 года был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 31 июля 2015 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и дополнение к апелляционной жалобе общества, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.03.2013 между Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (фонд) и Республиканским государственным учреждением "Центр социальной поддержки населения" (уполномоченный орган) заключен договор о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (л.д. 6-8 том 1).
В разделе II договора указано, что предметом договора является финансовое обеспечение фондом расходов на выплату уполномоченным органом отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, согласно Правилам финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1162 (правила).
Права и обязанности сторон отражены в разделе III договора. Так фонд осуществляет ежемесячно перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте 2 правил, на лицевой счет уполномоченного органа на основании заявок представленных уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 правил, проверяет отчет уполномоченного органа о расходовании выделенных средств, осуществляет контроль за целевым расходованием средств уполномоченным органом. Уполномоченный орган ведет реестр лиц, которым выплачиваются пособия, представляет в фонд ежемесячно заявки на перечисление средств на выплату пособия в соответствии с пунктом 7 правил, обеспечивает ежемесячно перечисление указанных средств в организации почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия, представляет фонду ежемесячно отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособия, ведет обособленный учет средств, выделенных на выплату пособий, осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий, обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
В соответствии с пунктом 6 договора срок его действия указан с 01.01.2013 по 31.12.2013, а в части расчетов - до дня исполнения сторонами своих обязательств.
В рамках реализации права на осуществление контроля фондом проведена проверка целевого расходования средств уполномоченным органом, по результатам которой составлена справка о проведенной проверке N 4 от 30.12.2013 (л.д. 9-13 том 1). В справке отражено, что по результатам проверки предлагается возвратить в региональное отделение фонда 664 178 рублей 76 копеек, в том числе:
- остаток неправомерно произведенных расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка прошлых отчетных лет в сумме 36 252 рублей 91 копейки;
- остаток неправомерно произведенных расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу ребенком в сумме 627 925 рублей 85 копеек.
Истцом в связи с частичным погашением задолженности заявлено ко взысканию предъявлено 157 553 рублей 78 копеек, из которых 12 379 рублей 85 копеек - неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям при рождении ребенка, 145 173 рубля 93 копейки - неправомерно произведенные расходы по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 ГК РФ указывает на способы возмещения вреда, одним из которых является возмещение убытков по правилам пункта 2 статьи 15 Кодекса.
В соответствии с части 1 статьи 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения в судебном порядке, должно в силу части 1 статьи 65 АПК РФ доказать факт причинения вреда, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н (далее - Приказ N 1012н).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 и части 1 пункта 11 части 2 статьи 8 названного Федерального закона видом социальных страховых рисков является, в том числе, материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
На основании части 7 статьи 13 Закона N 81-ФЗ лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
Согласно частям 2 и 3 статьи 3 Закона N 81-ФЗ порядок и условия назначения выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основания назначения и выплаты пособий в 2013 году были установлены Законом N 81-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" и Приказом N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок).
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
В соответствии с пунктом 83 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
На основании пункта 85 Порядка суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Согласно статье 18 Закона N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
В силу статьи 19 Закона N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В материалы дела в ходе рассмотрения в суде первой инстанции представлены решения мировых судей, о взыскании с граждан излишне выплаченных пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком (л.д. 56-57, 59-61. 67-70, 74-79, 81-82, 86-88, 90-91, 100, 103 том 1).
Решениями судов установлено, что гражданами при обращении за назначением пособий были представлены все соответствующие документы, переплаты возникли по вине граждан в связи с сокрытием ими обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты пособия.
Указанные решения вступили в законную силу, по ним идет взыскание, что подтверждается представленными в материалы дела исполнительными листами, постановлениями о возбуждении исполнительных производств, сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вина ответчика в произведенных выплатах не установлена.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Поскольку в данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, пособия назначались и выплачивались в соответствии с их назначением и целями деятельности Центра, переплаты возникли по вине получателей данных средств, в силу приведенных норм права и установленных обстоятельств основания для удовлетворения требования о взыскании спорных денежных средств вследствие их нецелевого использования отсутствуют.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июня 2015 года по делу N А10-2203/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2203/2015
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Ответчик: Республиканское государственное учреждение Центр социальной поддержки населения