г. Ессентуки |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А20-1207/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2015 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2015 года по делу N А20-1207/2015,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чегемский винпищепром", г. Чегем,
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, (судья А.Л. Сохрокова)
при участии в судебном заседании:
от ООО "Чегемский винпищепром" - Бетоков А.Р. по доверенности N 25 от 12.02.2015, Мозлоев О.А. по доверенности от 26.05.2015;
от МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО - Антонова Е.И. по доверенности N дов8-12 от 19.05.2015.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чегемский винпищепром" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 08-15/197-2 от 12.03.2015 Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Решением суда от 29 мая 2015 года требование общества с ограниченной ответственностью "Чегемский винпищепром" удовлетворено.
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 12.03.2015 г. по делу об административном правонарушении N 0815/197-2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Чегемский винпищепром" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях признано не законным и отменено.
Решение мотивированно отсутствием состава вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что обществом нарушены правила составления отчетности, дважды учтен расход этилового спирта, что образует состав вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель контролирующего органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2015 года по делу N А20-1207/2015 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В ходе анализа деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных ООО "Чегемский винпищепром" за 3 квартал 2014 года установлено, что обществом в отчетном периоде произведено продукции по коду 200 "Водка" в объеме 5000,0 дал.
Для производства данной продукции ООО "Чегемский винпищепром" использовало в качестве сырья продукцию по коду 020 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" в объеме 3426,0 дал, что отражено в графе 13 "Расход этилового спирта на производство алкогольной продукции" декларации об объеме использования этилового спирта по форме приложения N 2 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила). Использование продукции по коду 020 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" в качестве сырья на производство водки подтверждено сведениями из ЕГАИС "Отчет об объемах иных операций (кроме производства и оборота) по данным АСИиУ", согласно которым обществом в режиме 008, зафиксирован расход спирта в объеме 3426,0 дал.
Вместе с тем, общество данный объем продукции по коду 020, используемый в качестве сырья, фиксирует как списание продукции на прочие расходы следующими заявками о фиксации:
N 1 от 25.09.2014 в объеме 1102,3 дал;
N 2 от 29.09.2014 в объеме 1023,0 дал;
N 3 от 30.09.2014 в объеме 1300,7 дал.
При этом факт использования спирта в объеме 3426,0 дал именно на производство, общество подтверждает комментарием к заявкам "Передано на производство".
В соответствии с п. 4 Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 380 от 19.06.2006 г, учет объема производства продукции (за исключением производства этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков) осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащено основное технологическое оборудование.
Согласно п.п "р", п.3 Постановления Правительства РФ "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 25.08.2006 г N 522, организации представляют в единую информационную систему следующую информацию объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения.
В нарушение указанных норм, в 3 квартале 2014 года ООО "Чегемский винпищепром" одновременно осуществляло фиксацию в ЕГАИС использования спирта этилового в объеме 3426,0 дал в качестве сырья и в режиме 008 и актов списания продукции на прочие расходы.
Управление пришло к выводу, что ООО "Чегемский винпищепром" допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
04.03.2015 г. Управлением составлен протокол N 08-15/197 о совершении обществом правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением от 12.03.2015 N08-15/197-2 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В силу пункта 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Порядок учета производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" (далее - Правила) учет объема производства продукции (за исключением производства этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков) осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащено основное технологическое оборудование.
На основании п. 12 Порядка значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, не должны отклоняться от значений показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) продукции, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) продукции, устанавливаемым Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Фиксация в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции, в том числе при перемещении между обособленными подразделениями организации, осуществляется в порядке, установленном Руководством пользователя ЕГАИС "Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2008 N ЧД-6-6/721@ "О неотложных работах по ЕГАИС" настройка программных средств ЕГАИС-Атлас производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется сервис-инженерами ФГУП "ЦентрИнформ" (в настоящее время ФГУП "НТЦ "Атлас"), его филиалов и подрядных организаций.
Согласно договору N ЕС-04/07-ПАП от 01.05.2009 г. ФГУП "ЦентрИнформ" осуществляет сопровождение процесса фиксации и передачи в ЕГАИС информации общества.
В письме ФГУП "ЦентрИнформ" от 25.05.2015 г. N 023-201, направленному обществу указано, что согласно пункту 6.26.43 Руководства для формирования отчета, т об объемах производства и оборота этилового спирта используются данные : АСИиУ о производстве продукции (режим 004), расходных и приходных ТТН, данные сведений о ввозе, сведения о первичных остатках, а также данные актов о браке продукции и списании на прочие расходы.
Согласно письму данные счетчиков в режиме 008 служат для формирования сведений отчета об объемах иных операций (кроме производства и оборота).
Таким образом, сведения о перемещении товаров в режиме 008 не формируют данные о расходовании спирта. Следовательно спирт перемещенный в купажный цех в режиме 008 для производства водки подлежал списанию в порядке, предусмотренном пунктом 6.26.43 Руководства согласно акту о списании на прочие расходы для последующего отражения в отчете о расходах спирта.
Тот факт, что в ЕГАИС единожды отражено расходование спирта в объеме 3426 дал, подтверждается отчетом общества согласно которому на начало периода у общества был остаток спирта 8000 дал, использовано на производство 3426 дал. Остаток на конец периода 4574 дал.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управлением в действиях общества не установлено наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество нарушает отчетность, используя показатели в автоматическом режиме о передаче спирта с хранилища в производство, а также в ручном режиме списание в производство, поскольку одновременно использовать такую отчетность нельзя, отклоняется.
Общество поясняло, что операция состоит в том, что общество осуществляло передачу спирта в объеме 3426,0 дал со спиртохранилища в купажное отделение в поизводство. Данное перемещение фиксируется прибором учета Алко-3 в технологическом режиме 008. Данные сведения автоматически формируются программным устройством АСИиУ. Дальнейшая фиксация сведений в ЕГАИС происходит путем передачи сформированного файла оператором. Однако в Программных Средствах ЕГАИС автоматического списания по данному технологическому режиму 008 не осуществляется. Таким образом переданное на производство сырье (этиловый спирт) остается на остатке. Снятие с остатков (списание) этилового спирта осуществляется дополнительным документом, составляемым оператором ЕГАИС в виде акта списания на прочие расходы. Данный вид акта функционально предусмотрен системой ЕГАС. Ни один из технологических режимов, имеющихся в Программных Средствах ЕГАИС не осуществляет автоматического списания этилового спирта, кроме одного документа -акта списания продукции на прочие расходы.
МРУ Росалкогольрегулирования данный довод не опровергло, не доказало со ссылкой на нормативные акты наличие в Программных Средствах ЕГАИС технологического режима, осуществляющего автоматическое списание спирта, не доказало, какой именно документ (помимо акта списания продукции на прочие расходы) общество должно было использовать в целях правильного формирования отчетности.
При этом МРУ Росалкогольрегулирования не доказало, что вследствие использования документов акта списания продукции на прочие расходы произошло искажение отчетности. Так, в справке о результатах анализа деклараций и иных документов общества за 3 квартал 2014 года нарушений сведений об остатках не обнаружено, следовательно, отчетность, применяемая обществом, не повлекла двойного списания спирта; расхождений по объемам поставок/закупок, в части представления уведомлений на поставку и закупку спирта не имеется; при сверке показателей декларации между формами приложений расхождений не обнаружено; по результатам анализа деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей расхождений не установлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии события правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
При принятии постановления о привлечении к административной ответственности управлением не допущено нарушений процедуры, сроков давности привлечения к ответственности, смягчающие или отягчающие обстоятельства отсутствуют.
Вместе с тем, отсутствие события правонарушения влечет признание незаконным и отмену постановления административного органа.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2015 года по делу N А20-1207/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2015 года по делу N А20-1207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1207/2015
Истец: ООО "Чегемский винпищепром"
Ответчик: Межрегиональное управление фед. службы по регулированию алкогольного рынка по Ставропольскому краю