г. Челябинск |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А76-144/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2015 по делу N А76-144/2015 (судья Михайлова Е.А.).
В заседании принял участие представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области - Удовицкая С.А. (доверенность N 9 от 24.04.2015).
12.01.2015 открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - ОАО "ЧЭМК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 69-11-23-38/331-2014/02-364 от 10.12.2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) и начислении штрафа 40 000 руб.
Допущены существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности - общество не было извещено о дате и времени составления административного протокола, рассмотрении дела об административном нарушении, чем нарушено его право на защиту (т.1 л.д.3-5).
Управление возражало против заявленных требований, подтверждало обстоятельства, установленные проверкой, указывало на наличие состава административного нарушения (т.1 л.д.47-51).
Решением суда первой инстанции от 26.05.2015 требования удовлетворены. Постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным.
Суд установил, что подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах при сроке представления не позднее 20.12.2013 поступили в контролирующий орган 20.01.2014 с просрочкой 31 календарный день. Действия общества квалифицированы административным органом по п. 6.3. ст. 15.25 КоАП РФ.
Учитывая, что нарушение срока должно исчисляться в рабочих днях просрочка составляет 15 рабочих дней, что образует состав иного нарушения, предусмотренного п. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ. Учитывая неправильную квалификацию действий общества постановление о привлечении к административной ответственности признается незаконным (т.2 л.д. 163-167).
12.05.2015 от Управления также поступила апелляционная жалоба об отмене решения, которое вынесено с нарушением норм материального права.
Суд правильно установил просрочку со стороны общества в представлении документов, но неверно исчислил ее размер в рабочих, а не календарных днях.
Специальной оговорки об исчислении сроков в рабочих дня КоАП РФ не содержит, все сроки имеющие значения для привлечения к административной ответственности исчисляются в календарных днях (ст.4.8). Для квалификации административного нарушения не должен приниматься расчет сроков, приведенный в Инструкции N 138-И, сделаны ссылки на судебную практику.
Квалификация действий общества по п.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ является правильной, законные основания для отмены постановления отсутствуют (т.2 л.д. 171-175).
Управление считает, что арбитражный суд был вправе переквалифицировать действия общества, сделаны ссылки на п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя Управления, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.
ОАО "ЧЭМК" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 25.12.1992 (т.1 л.д. 13-15).
11.01.2012 между Московским представительством компании "Скала Лимитед", находящимся в р. Кипр, и ОАО "ЧЭМК" заключен договор лицензионной поддержки и обслуживания программы Скала (т. 2 л.д.15-17), оформлен паспорт сделки (т.2 л.д.18). 01.11.2013 составлен акт приемки - сдачи работ (т.2 л.д.25).
По результатам камеральной проверки 25.11.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 69-11-23-38/331-2014, где указано, что при сроке представления не позднее 20.12.2013 подтверждающие документы о валютных операциях и справка о подтверждающих документах фактически поступили 20.01.2014, т.е. с нарушением установленного срока на 31 календарный день (т. 2 л.д.4-7). Присутствовал представитель общества, имеющий доверенность (т. 2 л.д.9).
Определением назначено рассмотрение дела об административном нарушении - на 10.12.2014 на 14.10, документ получен обществом 04.12.2014 (т.2 л.д.135), передана телеграмма (т.2 л.д.134).
Постановлением N 69-11-23-38/331-2014/02-364 от 10.12.2014 ОАО "ЧЭМК" привлечено к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1 л.д.6-16). Постановление объявлено представителю общества (т.2 л.д.117).
Податель жалобы - Управление указывает на неверный расчет просрочки в рабочих, а не календарных днях, на право суда переквалифицировать нарушение.
Суд первой инстанции произвел пересчет сроков в рабочих днях и пришел к выводу о неверной квалификации действий общества, признал постановление о привлечении к административной ответственности незаконным.
Решение суда является законным и обоснованным.
Согласно Инструкции N 138-И срок исполнения обязанности по предоставлению документов исчисляется рабочими днями, в связи, с чем и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями.
Порядок исчисления сроков, закрепленный в статье 4.8 КоАП РФ, распространяется на процессуальные сроки, предусмотренные Кодексом.
Нормы частей 6.1 - 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, являются материально-правовыми, в связи с этим положения статьи 4.8 КоАП РФ к ним применяться не могут.
Содержащиеся в статье 15.25 КоАП РФ нормы права носят бланкетный характер, предполагающий обращение к валютному законодательству. С учетом того, что сроки исполнения обязанности по представлению документов, необходимых для осуществления валютного контроля, установлены в валютном законодательстве в рабочих днях, количество дней просрочки исполнения этой обязанности также следует исчислять в рабочих днях.
Таким образом, нарушение срока предоставления справки о валютной операции следует исчислять, учитывая только рабочие дни.
Суд первой инстанции обоснованно следовал правовой позиции изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", где указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Следовательно, неправильная квалификация правонарушения в любом случае свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления (вне зависимости от того, имеется ли в действиях общества событие и состав вменяемого ему правонарушения).
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2015 по делу N А76-144/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-144/2015
Истец: ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ОАО "ЧЭМК")
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Челябинской области