г. Саратов |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А12-4262/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Жаткиной С. А., судей Антоновой О. И., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
при участии в судебном заседании: представителя Комитета финансов Волгоградской области Кошелевой И. И. по доверенности N 11 от 30.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2015 года по делу N А12-4262/2015 (судья И.В. Милованова),
по исковому заявлению Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области (403805, Волгоградская область, г. Котово, ул. Чернышевского, д. 22, ИНН 3414015550, ОГРН 1053453069295)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, дом 28А; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555),
к субъекту Российской Федерации - Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, дом 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по строительству Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39а; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения г. Котово Волгоградской области (далее - Администрация г. Котово, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании за счет средств казны Российской федерации убытков в виде реальных расходов в сумме 1 042 669 рублей.
Указанный размер убытков сложился из стоимости переданной Маслиевой Нине Степановне по договору социального найма от 08.06.2012 N 6 трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира, д. 175 кв. 33, стоимостью 1 037 669 рублей и расходов, связанных с оценкой данного объекта недвижимости в размере 5 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2015, в качестве соответчика по заявленным требованиям, привлечена Волгоградская область в лице Комитета финансов Волгоградской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Волгоградской области.
Истец в суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил заявленные требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны убытки в размере 1 042 669 рублей, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму в размере 1 042 669 рублей по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день вынесения решения суда, в размере 8,25% годовых с момента вступления в силу решения суда и до полной уплаты взысканной суммы.
Поскольку требование о взыскании с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами, истцом при подаче иска не заявлялось, судом первой инстанции в принятии вышеуказанных уточнений о взыскании процентов отказано.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.05.2015 по делу N А12-4262/2015 исковые требования удовлетворены частично. С Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу МО городского поселения г. Котово Волгоградской области в лице Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области взысканы убытки в сумме 1 042 669 рублей.
В остальной части иска отказано.
Комитет финансов Волгоградской области, не согласившись с принятым решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её заявитель указывает, что правовые основания для передачи органам местного самоуправления субвенций федерального бюджета на цели обеспечения инвалидов жилыми помещениями на условиях заключения договора социального найма отсутствуют. Предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства в приобретении жилья. Средства федерального бюджета, запланированные на цели обеспечения жильем инвалидов, поставленных на учет до 01.01.2005, не предусматривают возмещение расходов органов по внеочередному обеспечению жилыми помещениями граждан по договору социального найма. По мнению ответчика, расходные обязательства в данном случае возникают у Российской Федерации, а не у Волгоградской области. В областном бюджете отсутствуют денежные средства на указанные в исковом заявлении расходные обязательства. Кроме того, Райтер Е. А. и Райтер Е. А., представителем которых является Маслиева Н. С., отсутствуют в сводных списках как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель Комитета финансов Волгоградской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение первой отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участники в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как установлено материалами дела, на основании постановления администрации Котовского района Волгоградской области от 09.08.1995 N 840 гражданка Маслиева Нина Степановна включена в список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий: в общий список за N 699 и льготный список N 2 за N 321.
Постановлением главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 16.02.2007 N 221, гражданка Маслиева Н. С., имеющая 2 детей-инвалидов, признана имеющей право на получение безвозмездных субсидий за счет субвенций федерального бюджета на приобретение жилья, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Определением Котовского районного суда Волгоградской области от 29.09.2011 производство по делу N 2-1045/2011 по иску Маслиевой Нины Степановны к Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области, Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о предоставлении жилья, прекращено, в связи с отказом истца от иска.
На основании постановления N 674 от 15.11.2011 семье Маслиевой Нины Степановны предоставлена муниципальная трехкомнатная квартира по адресу: г. Котово, ул. Мира, д. 175 кв. 33, общей площадью 54,3 кв. м.
По договору социального найма N 6 от 08.06.2012 квартира передана Маслиевой Нине Степановне, действующей от имени недееспособных граждан: Райтер Екатерины Андреевны и Райтер Евгения Андреевича, 02.10.2012 заключен договор на передачу квартиры в долевую собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости спорной квартиры N 137, подготовленному по заказу администрации городского поселения город Котово оценщиком В.В. Наборщиковым, рыночная стоимость квартиры составляет 1 037 669 рублей, расходы на проведение оценки составили 5 000 рублей и фактически оплачены 26.11.2014 платежным поручением N 809086.
В связи с необходимостью несения расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета администрация обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Удовлетворяя исковые требования истца в отношении Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области и, отказывая в удовлетворении исковых требований в отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В свою очередь в статье указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма регулируется статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
При этом жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 как следует из части второй статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Маслиева Нина Степановна, имеющая 2 детей-инвалидов была признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет до 1 января 2005 года. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается. Довод апелляционной жалобы о том, что дети Маслиевой Н. С. Райтеры Евгений и Екатерина не стоят на учете, как граждане, нуждающиеся в жилом помещении, отклоняются судебной коллегией, поскольку на учет была поставлена сама Маслиева Н. С. как их законный представитель.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Закона N 181-ФЗ.
В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной выше статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 названной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Из положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае Администрация города Котово исполнила обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов (выразившихся в уменьшении муниципального жилищного фонда, предоставлении жилого помещения которое могло быть направлено на реализацию вопросов местного значения), а поэтому вправе требовать компенсации расходов.
Квартира по адресу: г. Котово, ул. Мира, д. 175, кв. 33, предоставленная Маслиевой Н. С., действующей от имени недееспособных детей, выбыла из собственности истца, Администрация г. Котово для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
Рыночная стоимость квартиры определена оценщиком согласно отчету N 137 от 19.09.2014 в сумме 1 037 669 рублей.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 2280/10 сформирована правовая позиция, в силу которой передаваемая в социальный наем квартира и являющаяся собственностью муниципального образования, в результате исполнения решения суда общей юрисдикции выбывает из владения муниципального образования, что влечет бюджету этого образования расходы.
Рыночная стоимость квартиры - это те расходы, которые истец понесет для восстановления утраченного имущества.
Для определения рыночной стоимости квартиры у истца возникли дополнительные расходы на сумму 5000 рублей, в связи с необходимостью определения размера понесенных реальных убытков.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности Администрацией городского поселения город Котово Волгоградской области факта несения убытков и их размер. Каких-либо документов, опровергающих представленные истцом доказательства наличия убытков в заявленном размере, ответчики не представили.
Таким образом, заявленные исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Определяя надлежащего ответчика по делу суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в т.ч. по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, Законом N 181-ФЗ полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены "Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее Правила - N 614).
Данные Правила предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию указанных полномочий не могут быть использованы на другие цели.
Согласно пункту 2 Правил N 614 финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. При этом пунктом 3 Правил N 614 предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития РФ.
Пунктом 9 Правил N 614 установлено, что ответственность за несоблюдение этих Правил и недостоверность представляемых в Минфин РФ, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации сведений возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь Постановлением Администрации Волгоградской области от 14.09.2009 N 334-п утвержден "Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" (далее - Порядок N 334-п).
Согласно пункту 2 этого Порядка предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется в пределах средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз.
Порядком N 334-п определено, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер (пункт 7). Списки граждан, изъявивших желание получить социальную субсидию в очередном финансовом году, согласовываются и подаются в уполномоченный орган, который вручает гражданам гарантийные письма по установленной форме (пункт 13). Гражданин, получивший гарантийное письмо: - осуществляет подбор жилого помещения, в т.ч. индивидуального жилого дома (части дома), квартиры (комнаты), отвечающего установленным санитарным нормам и техническим требованиям и являющегося благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта; - заключает с продавцом договор приобретения жилого помещения; - осуществляет регистрацию договора приобретения жилого помещения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области; - представляет в Уполномоченный орган для оплаты письменное заявление о перечислении социальной выплаты продавцу жилого помещения по форме согласно приложению 8. (пункт 14 Порядка N 334-п). Уполномоченный орган: в течение 14 календарных дней со дня предъявления гражданином - получателем социальной выплаты заявления о перечислении социальной выплаты продавцу жилого помещения производит перечисление денежных средств со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения или иного лица согласно реквизитам, указанным в договоре приобретения жилого помещения. При этом если гражданин - получатель социальной выплаты в течение срока действия гарантийного письма не осуществил регистрацию договора приобретения жилого помещения в Управлении Росреестра по Волгоградской области, социальная выплата считается непредоставленной. Гражданин в течение текущего года вправе повторно представить в орган местного самоуправления документы, дающие право на получение социальной выплаты в очередном финансовом году.
Из представленных УФК по Волгоградской области документов, в частности отчета об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах федерального казначейства на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, в бюджет Волгоградской области поступало соответствующее финансирование, имевшийся на конец отчетного года 2014 года остаток финансирования составлял 3 564 100 рублей.
26.01.2015 платежным поручением N 436445 остаток средств межбюджетного трансфера возвращен Волгоградской областью в федеральный бюджет.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не предусмотрено возвращение в федеральный бюджет неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Анализ представленных доказательств по делу показывает, что Российская Федерация исполнила перед Волгоградской областью взятые на себя обязательства по выделению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели по материалам дела документально не подтверждена.
Волгоградская область обладает правомочиями по законодательному определению порядка расходования (или изменению существующего порядка расходования) межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом надлежащим ответчиком по настоящему делу является Волгоградская область. Во взыскании убытков с Российской федерации судом первой инстанции отказано правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявленные ко взысканию убытки надлежало взыскать с Российской Федерации судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
В данном случае при наличии неизрасходованного остатка межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, Волгоградской областью допущено бездействие, влекущее наступление гражданской ответственности в виде возмещения убытков.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Администрации городского поселения г. Котово за счет средств казны Российской Федерации не имеется, взыскание убытков на сумму 1 042 669 рублей должно производиться с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области из средств казны Волгоградской области. (в т.ч. за счет субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ").
Аналогичный подход в разрешении подобных споров отражен в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 по делу N А12-27774/2013, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа 30.10.2014 по делу N А12-2575/2014, Определении ВАС РФ от 26.08.2013 N ВАС-10650/13.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, при этом в силу положений части 2 статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2015 года по делу N А12-4262/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4262/2015
Истец: Администрация городского поселения г. Котово, Администрация городского поселения город Котово Волгоградской области
Ответчик: Комитет финансов администрации Волгограда, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области