город Ростов-на-Дону |
|
06 августа 2015 г. |
дело N А32-15348/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представитель Гранова Т.В. по доверенности от 28.07.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Северо-Восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.05.2015 по делу N А32-15348/2015
по заявлению Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Северо-Восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Краснодарского края Северо-Восточной водной управляющей компании "Курганинский групповой водопровод" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) от 14.04.2015 N 05-99-162-ИГ-1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано, оспариваемое постановление признано законным и обоснованным. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе предприятие ссылается на наличие предусмотренных Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П оснований для снижения назначенного административным органом наказания ниже низшего предела санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Административный орган своего представителя в судебное заседание не направил, о месте, дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без его участия.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением старшего государственного инспектора административного органа 05.03.2015 в 11 час. 00 мин. проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании при эксплуатации предприятием водозаборных скважин.
Предприятие осуществляет пользование недрами по лицензии КРД 05007 ВЭ. Лицензия получена 27.07.2014 сроком пользования до 27.06.2019, целевое назначение и вид работ - добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков городского типа. Участок недр расположен на правом берегу р. Псоу, в 2,5 км к северу от берега Черного моря, имеет статус горного отвода с ограничением по глубине до 46 м. площадью 1,9 кв.км. Водоснабжение осуществляется за счет берегового линейного водозабора, состоящего из 17 скважин, эксплуатирующих водоносный комплекс с интервалами каптажа 10-46 м.
Факты пользования предприятием недрами, добычи пресных подземных вод для хозяйственного-питьевого водоснабжения поселков городского типа подтверждается данными журнала учета добытых пресных подземных вод (справками по реализации добытых вод), формой статистической отчетности 2-ТП (водхоз) за 2014 год, отчетом 4-ЛС.
В ходе проверки было установлено, что пользование недрами по лицензии КРД 05007 ВЭ осуществляется предприятием с нарушением условий данной лицензии, в том числе существенных.
Так, пунктом 4.3 лицензии установлено, что ее владелец осуществляет добычу подземных вод на представленном участке недр только в соответствии с проектом водозабора, прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение.
В нарушение пункта 4.3 лицензии проект водозабора, прошедший в установленном законом порядке экспертизы, согласования и утверждение, у предприятия отсутствует, а также не имеется согласованной в установленном законом порядке схемы систем водопотребления и водоотведения по участку недр расположенному на правом берегу р. Псоу, в 2,5 км к северу от берега Черного моря.
Пунктом 4.10. лицензии установлено, что использование подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения населения должно быть разрешено органами в сфере контроля санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Однако, положительное заключение органа, осуществляющего государственно-эпидемиологический надзор, у предприятия отсутствует.
По результатам проверки прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.03.2015, материалы проверки направлены в административный орган для рассмотрения по существу.
14.04.2015 рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания N 05-99-162-ИГ-1, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отклонения судом первой инстанции заявления общества.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктами 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон).
В статье 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 22 Закона перечислены основные обязанности пользователя недр.
В статье 23 Закона указаны основные требования по рациональному использованию и охране недр.
В случае нарушения требований, предусмотренных данными статьями право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Согласно статье 23.2 Закона разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118.
Согласно пункту 2 Положения подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
В соответствии с пунктом 4 Положения проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.
Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
В силу пункта 24 Положения проектная документация, прошедшая согласование с комиссией в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, предприятие осуществляет пользование недрами по лицензии КРД 05007 ВЭ. Лицензия получена 27.07.2014 сроком пользования до 27.06.2019, целевое назначение и вид работ - добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков городского типа. Участок недр расположен на правом берегу р. Псоу, в 2,5 км к северу от берега Черного моря, имеет статус горного отвода с ограничением по глубине до 46 м. площадью 1,9 км2. Водоснабжение осуществляется за счет берегового линейного водозабора, состоящего из 17 скважин, эксплуатирующих водоносный комплекс с интервалами каптажа 10-46 м.
Факты пользования предприятием недрами, добычи пресных подземных вод для хозяйственного-питьевого водоснабжения поселков городского типа подтверждается данными журнала учета добытых пресных подземных вод (справками по реализации добытых вод), формой статистической отчетности 2-ТП (водхоз) за 2014 год, отчетом 4-ЛС.
Как верно установил суд первой инстанции и подтверждено материалами дела, пользование недрами по лицензии КРД 05007 ВЭ осуществляется предприятием с нарушением условий данной лицензии, в том числе существенных.
Так, в нарушение пункта 4.3 лицензии, у предприятия отсутствует проект водозабора, прошедший в установленном законом порядке экспертизы, согласования и утверждение; также у предприятия не имеется согласованной в установленном законом порядке схемы систем водопотребления и водоотведения по участку недр расположенному на правом берегу р. Псоу, в 2,5 км к северу от берега Черного моря.
В нарушение пункта 4.10. лицензии у предприятия отсутствует положительное заключение органа, осуществляющего государственно-эпидемиологический надзор.
Факт отсутствия указанных документов на момент проверки подтвержден материалами дела и предприятием не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный и обоснованный вывод о том, что в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, что предприятием также не отрицается.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, в том числе в части его уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершённого обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на наличие предусмотренных Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П оснований для снижения назначенного административным органом наказания ниже низшего предела санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод предприятия несостоятельным, поскольку предприятие не обосновало экономическую разорительность данной санкции и документально не подтвердило довод о том, что назначенный административным органом штраф по своему размеру является дискриминационным.
По мнению суда апелляционной инстанции, к рассматриваемому случаю постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П не может быть применено, назначенное в данном случае административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При этом апелляционный суд учитывает, что доказательства того, что реальное имущественное и финансовое положение предприятия не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 300 000 рублей, в деле отсутствуют, как и доказательства того, что взыскание штрафа в таком размере повлечет за собой для предприятия необратимые последствия и приведет фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности.
В данном конкретном случае, штраф назначенный оспариваемым постановлением, наиболее эффективно способствует предупреждению совершения в будущем новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что административный орган доказал законность и обоснованность своего постановления от 14.04.2015 N 05-99-162-ИГ-1. В связи с этим, заявление предприятия об отмене данного постановления отклонено судом первой инстанции правомерно.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, не приведено, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба предприятия отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2015 по делу N А32-15348/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15348/2015
Истец: ГУП КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ВОДНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КУРГАНИНСКИЙ ГРУППОВОЙ ВОДОПРОВОД"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользовани Росприроднадзора